Программа внеурочной деятельности "Школа грамотеев"
рабочая программа

Булыгина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа внурочной деятельности "Школа грамотеев" во 2-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_gramoteev.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности  

       В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

         Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

       Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

         Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

        Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

       Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

         Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса.

      Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

         В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

 учиться отличать факты от домыслов;

 овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Познавательные УУД:

  овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

 развивать доброжелательность и отзывчивость;

 развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

 Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  применять правила сравнения;

  задавать вопросы;

  находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  строить причинно-следственные цепочки;

 упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  находить ошибки в построении определений;  делать умозаключения;

 распознавать виды текстов;

  редактировать тексты;

  работать со словарями;

 писать творческие изложения с языковым разбором;

  выделять фразеологизмы.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

         В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД: 

 формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

 формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

 овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  соблюдать нормы этики и этикета;

  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  учиться аргументировать, доказывать;

  учиться вести дискуссию.  

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

 выделять свойства предметов;

  обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

 сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  приводить примеры отрицаний;

 проводить аналогию между разными предметами;

  выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

       В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

 формировать личностный смысл учения;

 формировать целостный взгляд на окружающий мир.

 Метапредметных результатов:

 Регулятивные УДД:

 осваивать способы решения проблем поискового характера;

 определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

 Познавательные УУД:

  осознанно строить речевое высказывание;

 овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

 учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  формировать мотивацию к работе на результат;

 учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

 Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  определять виды отношений между понятиями;

  решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Содержание курса внеурочной деятельности

    Задания на развитие внимания

        Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.

  1.        Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
  2.        Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
  3.  Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания на развитие памяти

     Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.

     Упражнения на развитие и совершенствование  зрительной памяти.

    Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на совершенствование воображения

    Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

    Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

    Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Наименование раздела

Количество часов

1 раздел:

Задания на развитие внимания

2 класс

3 класс

4 класс

10

10

10

2 раздел:

Задания на развитие памяти

2 класс

3 класс

4 класс

8

8

9

3 раздел:

Задания на совершенствование воображения

2 класс

3 класс

4 класс

6

8

9

4 раздел:

Задания на развитие логического мышления

2 класс

3 класс

4 класс

10

8

5

Всего:

34

34

33

Приложение

 Календарно- тематическое планирование

кружка внеурочной деятельности «Школа грамотеев»

2 класс

п\п

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

1

Снова в школу

07.09

2

Как из рога изобилия

14.09

3

Кое-что о школе

21.09

4

Овощи с грядки

28.09

5

Курам на смех

05.10

6

Сказочный  листопад

12.10

7

Развиваем воображение и фантазию

19.10

8

Морские обитатели

26.10

9

Бьём баклуши

09.11

10

Зоологическое ассорти

16.11

11

Клуб юных живописцев

23.11

12

Цветочная угадайка

30.11

13

Открываем долгий ящик

07.12

14

Звёздный дождь

14.12

15

Ёлочка с волшебными шишками

21.12

16

Учимся быть внимательными и заботливыми

28.12

17

Засучив рукава

11.01

18

Сундучок занимательных заданий

18.01

19

Симметрия

25.01

20

Сказочные герои  в ребусах и загадках

01.02

21

Учимся быть честными

08.02

22

«Учитесь властвовать собой»

15.02

23

Учимся управлять своими чувствами

22.02

24

Любопытные факты из жизни животных

01.03

25

Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных

08.03

26

Пятое колесо в телеге

15.03

27

Здравствуй, сказка!

05.04

28

По тропинкам математики

12.04

29

Китайская грамота

19.04

30

О водных судах

26.04

31

Сказки А. С. Пушкина

03.05

32

На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки.

10.05

33

Самолётик Нескучалкин. На даче

17.05

34

Согласись или поспорь со мной

24.05

Приложение

 Календарно- тематическое планирование

кружка внеурочной деятельности «Школа грамотеев»

3 класс

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Примечание

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

08.09

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

15.09

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

22.09

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

29.09

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

06.10

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13.10

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

20.10

8

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.

27.10

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

10.11

10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

17.11

11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

24.11

12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

01.12

13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

08.12

14

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

15.12

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

22.12

16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

28.12

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операий.

12.01

18

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

19.01

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

26.01

20

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

02.02

21

Тренировка внимания. Развитие мышления.

09.02

22

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

16.02

23

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

02.03

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

09.03

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

16.03

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

30.03

27

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

06.04

28

Тренировка внимания. Развитие мышления.

13.04

29

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

20.04

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

27.04

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

04.05

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

11.05

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

18.05

34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

25.05

Приложение

 Календарно- тематическое планирование

кружка внеурочной деятельности «Школа грамотеев»

4 класс

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Примечание

1

Государственные символы.

1

03.09.18

2

Моя семья.

1

10.09.18

3

Мой портрет в лучах солнца.

1

17.09.18

4

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

1

24.09.18

5

Вода в нашей жизни.

1

01.10.18

6

Матушка-землица.

1

08.10.18

7

Юные кулинары.

1

15.10

8

Куда летят крылатые слова.

1

22.10.18

9

Фильм, фильм, фильм…

1

29.10.18

10

Путешествие в мир пушкинских сказок.

1

12.11.18

11

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

1

26.11.18

12

Приветствуем зиму.

1

03.12.18

13

Пернатые друзья.

1

10.12.18

14

Олимпийские игры древности.

1

17.12.18

15

Олимпийские игры современности.

1

24.12.18

16

Я расскажу тебе о цирке.

1

14.01.19

17

Калейдоскоп головоломок.

1

21.01.19

18

Музыкальная шкатулка.

1

28.01.19

19

Что мы знаем о памяти.

1

04.02.19

20

Приди, Масленица, с радостью!

1

11.02.19

21

Золушка.

1

25.02.19

22

Клуб любителей русского языка.

1

04.03.19

23

Да здравствует абракадабра!

1

11.03.19

24

Собранье пестрых дел.

1

18.03.18

25

Поговорим, друзья, о книге.

1

25.03.18

26

Эх, яблочко!

1

01.04.19

27

Шутка – минутка, а заряжает на час.

1

15.04.19

28

О времени и о часах.

1

22.04.19

39

Праздник Ивана Купалы.

1

29.04.19

30

Клуб любителей головоломок.

1

06.05.19

31

Как делают бумагу.

1

13.05.19

32

История плюшевого мишки.

1

20.05.19

33

Букет увлекательных задач.

1

27.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа кружка «Школа Грамотеев»

Курс «Школа Грамотеев» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использов...

Рабочая программа курса "Школа грамотеев" 3 класс внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Школа грамотеев" в 3 классе...

Рабочая программа курса "Школа грамотеев" 4 класс внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Школа грамотеев" в 4 классе...