Так поступать нельзя
классный час

Менякина Валентина Александровна

Час общения об ответственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tak_postupat_nelzya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения: «Так поступать нельзя».

Цели.

  1. Дать представление о понятии “Ответственность”.
  2. Заставить задуматься о собственных поступках.
  3. Учить оценивать собственные действия.

Задачи.

  1. Показать, что не всегда нужно руководствоваться только своими желаниями.
  2. Показать влияние своих поступков на самого себя и окружающих нас людей.
  3. Способствовать воспитанию ответственного поведения.

Оборудование: рассказ Н.Н. Носова “На горке”, карточки с ситуациями.

Ход занятия.

1.Вступительное слово воспитателя.

-Ребята, в течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.  Всегда ли можно поступать так, как хочется? Сегодня мы поговорим об ответственности. Что такое ответственность?

НапримерПрозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?

- Как повлиял ваш поступок на другого человека?
- Когда вы, таким образом, открыли дверь, то подумали о последствиях?
- Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию, в результате чего пострадал другой человек.

     Но ведь и другие могут поступать так же. Повар не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда весь детский дом  останется голодным.

Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и  окружающих его людей.

2. Разбор ситуации

Выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

  1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
  2. Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

А сейчас послушайте рассказ знаменитого детского писателя Н. Н. Носова “На горке”.

Воспитатель читает рассказ.

- Что делали ребята? Для чего?
- Как поступил Котька? Почему? (Ему хотелось кататься с горки)
- Что произошло в результате его поступка?
- На кого повлиял его поступок? Как?
- Подумал ли Котька о последствиях?
- Ответственно ли он поступил?
- Пришлось ли ему за это ответить? Как?

Представьте себе такую ситуациюУченик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток. Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв об уроках. 

- Как повлияет этот поступок на самого ученика?
- Подумал ли мальчик о последствиях?
- Можно ли назвать этот поступок ответственным?
- Как нужно было поступить?

Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.

Выберите, кто поступает ответственно и почему. 

  1. Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
  2. Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кого можно назвать ответственным? Почему?
- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
- Кого из них можно назвать самостоятельным?

Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”. 

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

- Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Воспитатель не положила его мне в сумку.

Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на  другого.

Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их воспитателей.

Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.

- Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

3.Работа в группах.

- А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.

1. Вы приходите в семью и видите, на столе  очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.

Как вы поступите:

а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.

Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.

3. Воспитатель  попросила сложить книги на полке, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.

Как вы поступите:

а) сложу книги, а потом пойду гулять
б) не буду складывать книги
в)пойду гулять, а потом сложу книги.

 4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.

Как вы поступите:

а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Обсуждение ответов.

- Что такое ответственность?
- Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас взрослые. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

4.Итог занятия.

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

Выберите каждый для себя вывод.

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают взрослые.

- Кто хочет, может прочитать, что выбрал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок поступает в первый класс?

В данном материале представлены советы родителям по подготовке ребенка к поступлению в первый класс....

Конспект занятия по ОБЖ: "Если вдруг пришла беда - как же поступить тогда?"

Программные задачи: 1. Отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.2. Формирование умения реально оценивать возможную опасность.3 . Коррекция логического мышления на основе упражнений в...

внеклассное мероприятие по теме: "Красив тот,кто красиво поступает"

КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ. Цели: 1. Учить различать положительные и отрицательные поступки и давать им оценку.2. Развитие речи детей, умения осмысленно отвечать на поставленные вопросы.3....

Ребёнок поступает в школу

Седьмой год жизни – ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства подходит  к концу. Впереди новая жизнь, новые друзья, очень серьезные ис...

БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ.Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой...

Внеурочное занятие на тему: «Радость в сердце: «Поступать надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». — 1 класс

Тема: Радость в сердце: «Поступать надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». — 1 классЦель урока: формировать нравственные качества личности у обучающихся;создат...