Статья. Основы нравственного воспитания младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания учащихся начальной школы. Материал может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulanova_l.n._statya._osnovy_nravstvennogo_vospitaniya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 371 Московского района Санкт-Петербурга

Буланова Людмила Николаевна, воспитатель ГПД

Статья. «Основы нравственного воспитания младших школьников»

  В наше стремительное, беспокойное время, когда у взрослых нервы на пределе из-за множества бытовых проблем, лавиной низвергающихся на их головы, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. Ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии подчас успокоить души воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра. Взрослые бьются иной раз «как об стенку лбом» о детское невосприятие их слов и чувств. Как будто взрослые и дети говорят на разных языках, и их титанические усилия не дают желаемых результатов. Из этих битв мы, взрослые, выходим опустошенными, без сил, душевных и физических.

  Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. Наше общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность. И стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

  В «Вечной Книге человечества» - Библии – заключены нравственные нормы, к которым полезно приобщать ребенка на доступном уровне как можно раньше.

  Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учащимися.

  «Возлюби ближнего своего, как самого себя» учит одна из главных нравственных истин. Кто же тот ближний? Отец, мать, сосед, одноклассник? Да, но не только. Ближний – это человек, которому нужна помощь. Каждый милосердный обратит внимание на нужду ближнего и забывает о себе, чтобы помочь ему. Он дарит любовь, не надеясь на благодарность и не ожидая ее, испытывает радость уже от того, что дает. Делание добра постепенно для него становится нормой. Человек живет не для себя одного и не только для своей пользы, но и для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего. Эту истину дети должны понять с детства.

  Обязанности перед самыми близкими людьми – родителями, уважение к ним заложено в правило, ставшее нравственным законом. Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, воспитание, отечество. С раннего детства родители приучают детей к тому, что для них хорошо и полезно, заботятся о них, наставляют. Поэтому надо воздавать родителям такой же привязанностью и любовью, уважать и помогать им, словами и делами стараться радовать их, почитать, утешать в недугах и болезнях, быть терпеливыми и снисходительными. Непослушание, неуважение, пренебрежение к родителям всегда считалось преступлением, осуждалось обществом.

  Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. Сколько трудовой энергии может быть проявлено детьми и в уборке за собой, и в услугах, оказываемых окружающим. И с каждым годом возможности приложения труда увеличиваются в жизни детей. С возрастом они начинают понимать, что труд, который нужен людям приносит удовлетворение.

Основной задачей всего внушаемого нашим детям должно стать признание самоценности каждой человеческой личности.

Заповедь «не убий» говорит о бережном отношении ко всему живому. Речь идет не только о физическом убийстве живого (насекомого, птицы, червя, зверя), но и о злобе, гневе, ненависти, обращенным к человеку. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Ненависть с родни убийству. Поэтому, согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстро заглушить свою злобу в душе и помириться с ним. А как поступить в отношении обидевшего тебя? Ответить обидой на обиду?  Отомстить? По какому-то ложному представлению это иногда смешивается со справедливостью. Но зло вызывает только ответное зло. Прощение лучше мщения. Поэтому детей надо учить побеждать свой гнев, быть снисходительными и не подражать тем, кто оскорбляет. Похвально за добро платить добром, но не благородно за обиду платить обидой.

  Очень осторожной оценки другого человека требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй» (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего), т.е. не лги, не говори зла ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи, чтобы скрыть свои проступки. Нет ничего безнравственнее, как носить личину хорошего человека, а на деле только и думать о том, чтобы обмануть, солгать для собственной пользы.

Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Много в нашей жизни грубых, бранных слов, много пустословия. Однако всегда следует помнить, что слово имеет большую силу, и надо внимательно походить к тому, что мы говорим, не приучать себя к грубой невежливости, не заниматься пустой болтовней, не перебивать чужую речь.

  Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать то, что дано другому, что не принадлежит тебе. Часто бывает так, что ребенок просит игрушку поиграть и не вернет ее, потихоньку берет то, что ему понравилось в гостях и уносит с собой. Воровство быстро может стать привычкой. Надо научить ребенка уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет  и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.

  В числе нравственных устоев нельзя не отметить скромность, скромное поведение. Не надо считать себя выше другого человека, не возносить себя, не хвастаться, ибо всегда осуждался тот, кто страдал себялюбием, барством, гордыней.

  Итак, свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся. Но в этих законах многовековой опыт поколений. Объединить их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь».

  С какого возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребенка? С первых лет жизни. Осознаются они постепенно и вступают в детское сознание не в виде отвлеченных понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие небезразличны для людей, а так или иначе касаются окружающих, выходят на другого человека, что каждый их шаг, поступок – это испытание: с кем я? С добром или со злом? Как поступить: добро совершить или зло?

  С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет «говорить совесть». Она как строгий и неподкупный судья будет оценивать все поступки и переживания. Если ребенок поступил правильно, он испытывает мир и спокойствие в душе. И наоборот – после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.

  Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед совестью, работать над собой, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"

Приложение к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Леонид Владимирович Занков под  развитием личности понимал, как целостное достижение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравстве...

Статья "Духовно - нравственное воспитание младших школьников "

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…        Настоящий человек...

Доклад "Основы нравственного воспитания младших школьников".

Доклад "Основы нравственного воспитания младших школьников"....

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Материал в статье о привлечении детей к духовно-нравственному воспитанию...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" (из опыта работы)

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"

В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения....