Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
статья на тему

Мартынова Татьяна Николаевна

Леонид Владимирович Занков под  развитием личности понимал, как целостное достижение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребёнка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы в ФГОС начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstv.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

«… три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Н. Г. Чернышевский

Духовно-нравственное воспитание на уроках.

Леонид Владимирович Занков под  развитием личности понимал, как целостное достижение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребёнка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы в ФГОС начального общего образования.

Почему именно сегодня одним из главных вопросов в новых стандартах стоит духовно-нравственное развитие школьника.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, такие качества:

Уважение и сострадание,

Гордость и доброжелательность,

Милосердие и патриотизм,

Любовь к окружающему и ближнему.

Все это сформулировано в программе развивающего обучения Занкова и новых стандартах.

На слайде. (Воспитание патриотизма, целостного отношения к культуро-историческому наследию своего народ; осознание своей этической и национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других стран и народов; воспитание трудолюбию, творческого отношения к своему труду; воспитание целостного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания.)

И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Если в начальной школе сеют зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки.  В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Немецкий философ Гегель сформулирует мысль так: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру.  Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в за рубежом"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

  • планета Земля - общий дом человечества;
  • Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;
  • мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

В школьном образовании обществоведческие науки призваны сыграть главную роль в формировании учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - «природа – человек – общество».

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных еще в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. «…Материал должен быть подан так, чтобы у детей сложилась целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных странах и уголках земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление о всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Изучение родной природы имеет огромное значение в воспитании любви к своему краю, в патриотическом воспитании; помогает формировать у детей экологическую культуру на практической основе, опираясь на нравственные качества – милосердие, сострадание, доброту, отзывчивость и др.

Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников – Родина? На уроках обществознания, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила удивительные ответы: «Родина - это где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это русская природа. Родина – это мои земляки. В ней хорошо, уютно и тепло».

В каждом из этих учеников хочется в будущем видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни на уроках истории, о Родине, малой Родине. Рассказываем о традициях своей семьи, создаём генеалогическое древо.

Воспитывая любовь к  малой Родине  и, формируя гражданскую позицию, мы показываем  учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаем  уяснить неразрывную связь: единства города с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Окружающий мир  имеет практически неограниченный интегративный потенциал, что позволяет ей служить фактором межпредметной интеграции в образовательном процессе. В данном случае содержание образовательного процесса способно наполниться особым географическим колоритом. В свою очередь, интеграция Окружающего мира  с другим содержанием обогащает знание, повышает мотивацию изучения. Содержание краеведения, экологического  образования через содержание других предметных областей в глазах учащихся приобретает новый смысл, и тем самым проблема межпредметной интеграции вводится в рамки личностно-ориентированного образования.

Интеграция окружающего мира с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет  логически мыслить, пробуждает  желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя  в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках,  позволяют  развивать у ребят критическое мышление.   Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства,  смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.

Эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования можно различными способами.

1.Через литературные эпиграфы  к уроку:

Например,  эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».

"Путешествие"! Вот оно, слово!

Так и тянет от радости петь.

"Путешествие"! Хочется снова

Над Жюль Верном всю ночь просидеть.

(Вс. Рождественский)

К.Г. Паустовский

 «Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».        

2. Через образное описание природы

Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства (А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин),  другие  осмысливали взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков).  Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе.

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

К.Г. Паустовский

 «Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».        

При объяснении круговорота воды в природе можно использовать  стихотворение С.В. Михалкова «Море и Туча»:

Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
— Эй, ты, Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не смогла?
Отвечала Морю Туча:

— Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай:
Расплатилась, чем могу.

Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я. Маршака:

В пути, в неведомом краю
Нам компас лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая — магнит —
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств

личности младшего школьника, самостоятельности, инициативности, определённых организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя при этом заботу друг о

друге, осуществляя взаимопомощь.

  1. Экскурсии на природу.
  2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.
  3. Экскурсии по городу.
  4. Экскурсии и занятия в детской библиотеке.
  5. Экскурсии в музеи.

В заключение мне бы хотелось привести слова одного из величайших педагогов современности – В.А. Сухомлинского: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...