внеклассное мероприятие "Толерантность - путь к миру!"
учебно-методический материал (3 класс)

Лобанова Елена Николаевна

Урок гражданственности и мужества.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация; мультимедийный  проектор, экран, цветок, анкеты для уч-ся, музыкальный центр,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolert.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие составила Лобанова Е.Н. учитель начальных классов.

                                          Урок гражданственности и мужества.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация; мультимедийный  проектор, экран, цветок, анкеты для уч-ся, музыкальный центр,

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада .

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

Тебе иногда в голову приходят интересные мысли. Ты хочешь знать , как устроен мир, как общаются между собой живые существа. Независимо от того где ты спишь, радуешься  или плачешь,  что то ты кушаешь, есть ли  у тебя телефон, каждый имеет право на любовь, признание другими и толерантного отношения к себе. И сегодня я вас приглашаю на экскурсию  в мир толерантности.16 ноября Международный день толерантности. Не для всех может быть понятен смысл этого слова. Поэтому наша цель сегодня разобраться  в сущности понятия

« толерантность», обсудить проявления толерантности и нетерпимости в обществе.

А разговор я бы хотела начать  о вечном, о любви. Я вам предлагаю прослушать одну сказку.

( под музыку читается сказка)

Жила на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей стало жить на свете без подружек. И вот она обратилась  к старому волшебнику:

-Помоги мне выбрать подружку, чтобы я с ней могла дружить всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром.

Утром когда взошло солнышко, запели первые птицы пришла Любовь  в условленное место и видит : стоят перед ней пять девушек, одна краше другой.

-Вот выбирай, -сказал волшебник. Одну зовут – Радость, другую – Удача, третью – Красота,

Четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

-Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю кого и выбрать.

-Твоя правда,- ответил  волшебник,- они все хороши и ты  в жизни  с ними встретишься. Но сейчас выбери одну из них, которая станет твоей подругой на всю жизнь. Подошла Любовь  к девушкам и задумалась.

А кого выбрали бы вы?( ответы уч-ся)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту?

  1. А сейчас я вам предлагаю отправиться  в путешествие по реке знаний, где нам предстоит познакомиться  с понятием « толерантность».

( слайд № 2. №3.)

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. 

В Российской энциклопедии социологии толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам , верованиям, мнениям.

        Все мы разные: толстые и худые (слайд №3), блондины и брюнеты (слайд №4), отличники и двоечники (слайд №5), люди разных рас и национальностей (слайды №6, 7): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

( мультфильм)
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным.

\А сейчас мы приближаемся к Дворцу  Милосердия. Здесь нам предстоит обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе. Как вы думаете, почему в мире толерантности есть дворец  с таким названием? Что такое милосердие?

Милосердие- это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро.

( стихотворение уч-ся)        

О чем это стихотворение? ( о людях- инвалидах).

Это люди  с ограниченными возможностями.

Как вы думаете, помимо физических проблем  отличаются ли они  чем- то от других людей?(Нет)

Они такие же равноправные жители  нашей планеты. Как мы должны  к ним относиться?( с пониманием и милосердием)

В наши дни ситуация в мире очень неспокойна. Где- то ведутся  военные действия, происходят теракты, а страдает от этого мирное население

        - Множество людей – мирных жителей  – оказались беженцами.  Они остались без жилья, работы. Многие  люди  вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию  приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Мы должны проявлять милосердие!

В мире толерантности есть ещё Город Дружной семьи. Давайте его посетим.

( песня  С.  Ротару  « Родина моя».)

Давайте  с вами докажем , что мы все можем проживать  в этом городе. И сделаем мы это  с помощью простого упражнения.

Игра.

На первый взгляд мы все разные, но все же можно найти и сходства. Я приглашаю выйти в круг Аню.

Мы похожи тем, что мы жители Земли. Аня  приглашает следующего человека.(все дети стоят в кругу взявшись за руки)-

Н-р Одинаковый цвет глаз, волос, рост, и.тд.

Посмотрите, мы все чем то похожи, мы держимся за руки, а это признак дружбы. А теперь положите руки на плечи друг другу и сделайте шаг  с правой ноги   в круг.

Давайте поаплодируем  друг другу.( ребята садятся на свои места)

У меня  к вам возник вопрос : а всели вы проявляете толерантное отношение друг  к другу?

Давайте выясним это на Береге Согласия. Для этого предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет приблизительно определить степень терпимости.

( тестирование)

Тестирование
        А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были преданными друзьями. Но мы можем жить  в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать окружающих такие   какие они есть.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались о результатах данного теста и при необходимости попытались изменить своё отношение  к окружающим, покажите всем свой богатый внутренний мир.

А определить свою ценность и значимость в мире мы сможем в Заливе Талантов.

Каждый из вас индивидуален и отличает от других. Я предлагаю вам сейчас вспомнить свои достоинства, достижения, лучшие черты и внести их в таблицу.(таблицы на столе)

Учитель зачитывает некоторые  таблицы.

А сейчас все  хорошие черты, которые вы указали  в памятке, пригодятся вам  в Волшебной Лавке, куда мы с вами сейчас и отправимся.

В ней есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим и т.д. Я буду в роли продавца, а вы - покупателей. Предложу каждому из вас приобрести ту черту, которой вам не хватает, и попрошу взамен назвать то качество, которое вы записали в памятке.

Я желаю, чтобы качества, которые вы приобрели в Волшебной лавке, помогли бы вам проявлять толерантное отношение к окружающим людям.

( приложение №3)

Мы завершаем нашу экскурсию и по традиции каждый из вас должен  вырастить цветок толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким признакам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю из предложенных вариантов  выбрать  те, которые характеризуют толерантное отношение.

(предложенные варианты на лепестках цветка).- стр 82-84.

А ещё я вам предлагаю из предложенных материалов сделать герб толерантности.

( коллективная ая работа)

Класс-  это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы  в нашей семье  всегда царила доброта и взаимопонимание, не было бы не ссор ни ругани. А что для этого нужно?

  1. Уважать друг друга
  2. Помогать в учёбе и делах
  3. Организовывать походы, экскурсии
  4. Быть вежливыми и внимательными
  5. Понимать друг друга.
  6. Уметь договариваться
  7. Уметь сопереживать.

Просмотреть фотографии из школьной жизни.

  Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

  1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
  2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
  3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
  • 8. Тренинг
    Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
    Наша Родина - Россия.
    Мы живем дружно.
    Мы терпимы друг к другу.
    Мы милосердные, добрые, справедливые.
    Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
  • Итог

Урока время истекло

Я  вам,  ребята , благодарна,

За то , что встретили тепло,

И поработали ударно.

Обратите внимание на доску. Мы совершили с вами сегодня экскурсию  по замечательному миру Толерантности. Мы прошли 7 этапов.  Каждый этап я выделила определённым  цветом.Что  же у нас получилось? (радуга).Я вам желаю всем , чтобы ваша жизнь была похожа на радугу. Такая же яркая, светлая, радостная.

  • Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”  (слайд №22).
            (Слайд №23) Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Внеклассное мероприятие "Путь в страну Здоровья"

внеклассное мероприятие в начальной школе "Путь в страну Здоровья"...

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...

Внеклассное мероприятие: «Толерантность – путь к миру!»

   На свете живут разноцветные дети,    Живут на одной разноцветной планете.    И эта планета на все времена    У всех разноцветных всего лишь одна!...