Методическая разработка по теме: «Ролевые игры в группе продлённого дня с использованием компьютерных технологий».
методическая разработка (4 класс)

Петрова Елена Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevye_igry.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важных задач в работе с детьми в ГПД является забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способностей детей.

Практически все хотят играть во что-то, что более интересно и захватывающе, чем компьютерные игры. Ребятам хочется играть в игру, в которой они бы смогли не только развлечься или повеселиться, но и использовать свои знания, полученные в школе и личный жизненный опыт. Игра, которая необходима, должна представлять собой компиляцию из большинства интеллектуальных и развивающих детских игр, обязательно быть личностно ориентированной и иметь четкую внутреннюю структуру, т. е. иметь конкретную цель, достигаемую последовательным решением ряда задач и способы для их решения.

В условиях занимательной игры, более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Цель игровой воспитательной деятельности: сформировать группу ценностных отношений и общую культуру ребенка.

Формы этой игровой деятельности — формы настольной ролевой игры. Эта форма  верно и в достаточной степени полно соответствует требованиям к воспитательной деятельности и позволяет достичь поставленные цели и задачи.

Возможности и структура настольной ролевой игры.

Как и любая другая серьезная игра, настольная ролевая игра имеет четкие правила и структуру, в рамках которых может полноценно функционировать. Но как вид психологической деятельности имеет видимую и скрытую от участника стороны.

Видимая сторона включает в себя саму игровую механику — правила для участников и ведущего, игровую карту, на которой происходят события, интерактивный экран для реализации визуальных игровых моментов, логичный информативно-познавательный сюжет, игровые дневники персонажей, которых самостоятельно создают и отыгрывают игроки в контексте игровой реальности.

Игровая реальность представляет собой некий вымышленный мир, похожий на исторический мир Европы периода позднего средневековья, но дополненный элементами сказочности и фантастичности — магией, мифологическими существами и еще некоторыми подобными элементами, которые повышают интересность самого игрового мира для игрока. При разработке игрового мира и игровых сюжетов  был использован достаточно широкий круг мифологической, исторической и художественной литературы.

Игровые правила определяют спектр и условия действий, которые совершает персонаж под управлением игрока в игровой реальности. Созданные игровые правила придуманы так, что их совершает любой человек в повседневной жизни, то есть описываются правила по которым персонаж может работать, перемещаться, выполнять те или иные действия с предметами, общие правила для общения с персонажами ведущего и других игроков, перечень предметов, которые персонаж может так или иначе использовать, умения и способности, которые развивает игрок в своем персонаже. Игровые правила не статичны, они постоянно дорабатываются и корректируются, согласно активности и рациональным предложениям игроков.

Ведущий в процессе игры постоянно опирается на события, изложенные каждым игроком в его роли для того, чтобы не потерять самому нить развития судьбы каждого игрового персонажа.

Правила отыгрыша определяют как должно происходить общение игрока с ведущим в процессе отыгрывания им его персонажа. Определяется игровая лексика, интонации голоса свойственные персонажу игрока, мотивация действий, которые совершает игрок за своего персонажа. Все это ведущий вместе с игроком определяет при создании игрового персонажа в самом начале игры. В последствии ведущий постоянно следит за отыгрышем каждого игрока, корректируя его при выходе из роли или поощряя при достижении более высокого качества и понимании своего персонажа. Также правила отыгрыша определяют порядок игровых ходов, где игрок или группа объединившихся игроков играет с ведущим по очереди, а те, чья очередь еще не подошла или уже была, не мешали играющим.

Скрытая от игрока сторон  ролевой игры заключается в психологической и воспитательно-развивающей работе, которую проводит ведущий в момент самой игры. Сюда относятся моменты психодиагностики состояния ребенка, совершаемой в момент взаимодействия ведущего с ним, коррекции его поведения, психокоррекция (при предварительной консультации с психологом). Здесь ведущий ставит перед игроком воспитательные задачи и добивается их решения, причем так как это происходит в момент игровой деятельности ребенок не всегда осознает, что с ним проводится воспитательная работа, по причине того, что он глубоко заинтересован самим моментом игры и продуктивным взаимодействием с ведущим. В момент игры сознание ребенка открыто, практически всегда он снимает свои защитные барьеры и рамки, меняет закрытые шаблоны и модели поведения на более открытые, ведь их присутствие напрямую связано с успешностью его персонажа. Очень важно четко представлять себе состояние ребенка в такой момент и уметь очень точно его прогнозировать, иначе результативность как психологической так и воспитательной работы падает, если не становиться отрицательной. По этой причине сама подготовка ведущего к проведению настольной ролевой игры является достаточно ответственным занятием, включающим в себя как постоянное отслеживание психического, эмоционального, физического и нравственного состояния каждого игрока в каждый момент игровой сессии и представлению общей динамики его развития.

Способы повышения эффективности проведения  ролевой игры возможны в более тесном сотрудничестве как с психологами школы, так и с преподавателями и классными руководителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»

СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические  предпосылки  возникновения  игры.1.2 Современные  дети  современные  игры.1....

Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...

методическая работа на тему "Ролевые игры на уроках английского языка в начальных классах"

Работа содержит сведения по теории, методике проведения ролевых игр, а так же примеры из личного опыта работы над ролевыми играми по УМК Биболетовой М.З....

Методическая разработка на тему: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

              Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, ...

Методическая разработка "Методика сюжетно-ролевой игры в коррекционной школе"

Методика разработана для практического применения в коррекционных школах для детей с ОВЗ (инвалиды по слуху)....