Методическая разработка: "ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ."
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ.
(Методические рекомендации)
В последние годы группы продленного дня всё больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их нравственного и интеллектуального развития. Большинство учащихся школ посещают группу продлённого дня, так как родители и бабушки значительную часть времени заняты на работе.
Группа продлённого дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое развитие детей, способствует укреплению здоровья. Школа разрабатывает свой вариант режима дня группы продлённого дня, в котором обязательно должно быть чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физической культурой. Режим дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает в себя самоподготовку, внеурочную деятельность, экскурсии и прогулки, занятия по интересам. Систематическое нарушение режима дня ведёт к снижению работоспособности.
Успешная работа группы продлённого дня зависит от того, насколько правильно организован в ней режим. От рационального построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создаёт бодрое жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у человека дисциплинированность, аккуратность, организованность.
Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями режима являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие и нерациональные затраты времени на подготовку домашнего задания и т.д. Поэтому важно чётко спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание и отдых. Только рациональное чередование этих компонентов сможет положительно влиять на умственное и физическое развитие детей, их работоспособность, успеваемость, состояние здоровья.
При планировании режима необходимо учитывать следующие требования:
- соответствие режима возрастным особенностям младших школьников;
- обеспечение правильного чередования режимных моментов;
- рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассные мероприятия и т.д.; - максимальное пребывание детей на свежем воздухе,
- чёткая организация работы детского коллектива, единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.
Опыт показал, что чёткое выполнение режима дня, основанного на вышеперечисленных принципах, не только эффективно влияет на повышение работоспособности, успеваемости школьников, но и способствует их оздоровлению и сплочению детского коллектива, а также сохранению высокого функционального состояния организма ребёнка не только на протяжении дня, но и всего учебного года.
Примерный режим дня школьников во время ГПД.
Виды занятий | 1-2 классы | 3-4 классы |
1 | 2 | 3 |
-Обед -Свободное время: работа кружков, занятия по интересам и т.д. -Пребывание на воздухе: игры, прогулки, общественно-полезный труд и т.д. -Самоподготовка | 13-00-13-30 15-00-17-00 17-00-18-00 18-00-18-30 | 14-00-15-00 15-00-17-00 17-00-18-00 18-00-18-30 |
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня
№ п/п | Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности | ||
Прием детей в группу |
| |||
Обед. Полдник. |
| |||
Отдых и деятельность на воздухе |
| |||
Самоподготовка |
| |||
Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубные часы, занятия по интересам) | Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. | |||
Подведение итогов дня | Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. | |||
Индивидуальная работа с дежурными | Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Формирование учебно-организационных умений:
- Организовывать своё рабочее место
- Планировать текущую работу;
- Понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение»
- Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых временных рамках;
- Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- (решения задачи).
- Формирование коммуникативных умений: развивать умение слушать; понимать сказанное учебником, памятками
- Формирование учебно-информационных умений: пользоваться схемами однократно.
- Формирование учебно-интеллектуальных умений: учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание.
- Прививать навык самостоятельности.
Учить рациональному использованию времени. - Учить соблюдению гигиенических требований.
Повышать положительную мотивацию к учению, создавая ситуацию успеха у каждого.
Во время самоподготовки детям предоставляется выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика. Предоставляется возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы. Рекомендуется проводить физкультминутки длительностью 1–2 минуты. Дети, которые закончили работу раньше других, могут до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
Во время самоподготовки можно стимулировать творческую активность детей, так как воспитатель в это время побуждает детей к самостоятельному размышлению, всячески стимулирует его волевые усилия, Развивает мыслительные способности. Для этого перед самоподготовкой можно проводить игры на развитие творческого мышления (умственная разминка буквально на 5-10 минут)
Большое значение в развитии учащихся имеет посещение кружков, которые дети охотно выбирают в соответствии со своими интересами.
Режим дня в ГПД планируется так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. В середине занятия организуется перерыв 5–10-минут.
Мероприятия, оказывающие большое эмоциональное и воспитательное воздействие на учащихся (утренники, концерты художественной самодеятельности, встречи и т.д.) лучше проводить в начале недели, когда у ребят ещё не наступило утомление и не притупилось до некоторой степени свежесть восприятия. Чем младше ребёнок, тем более возбудима у него нервная система, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, наблюдается неустойчивость активного внимания и сравнительно быстрая утомляемость. Поэтому важно продолжительность различных режимных моментов планировать с учётом возрастных особенностей детей. Многие виды деятельности, в том числе и общественно-полезный труд представляют для детей серьёзную нагрузку и нуждаются в ограничении продолжительности. На занятия общественно-полезным трудом учащимся 1-2 классов должно отводиться не более 30 минут, а для ребят 3-4 классов – не более 1 часа.
В группах продлённого дня должно уделяться большое внимание физическому воспитанию детей, которое является одной из форм активного отдыха и способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию детей. Особенно эффективны для здоровья детей физические упражнения, проводимые на свежем воздухе. Кроме утренней гимнастики и физкультурных пауз рекомендуется в режим группы продлённого дня включать непродолжительные (20-25 минут) дополнительные занятия физическими упражнениями.
Питание детей в группе продлённого дня должно быть двухразовым. На него в общей сложности следует отводить 50 минут (20 минут на горячий завтрак (полдник) и 30 минут на обед). Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и всего детского организма.
Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость, поднимает их жизненный тонус, что способствует укреплению здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»
laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...
Методическая разработка спортивного внеклассного мероприятия в группе продлённого дня (для учащихся младшего школьного возраста) «Весёлый час»
Цель: развитие интереса детей к спорту, привлечение к массовым мероприятиям....
Методическая разработка. Организация клубного часа в группе продленного дня в начальной школе
Важная задача в работе с детьми в ГПД - забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способносте...
Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"
В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности само...
Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.
Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного...
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ. (Методические рекомендации)
Успешная работа группы продлённого дня зависит от того, насколько правильно организован в ней режим. От рационального построения режима зависит повышение успеваемости, сохра...