Главные вкладки

    Методическая разработка «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»
    методическая разработка

    Лебедева Татьяна Алексеевна

    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №277 Кировского района

    Санкт-Петербурга

    Методическая разработка

    «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ

    В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

    Воспитатель ГПД высшей категории

    Лебедева Татьяна Алексеевна

    2019

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение . . . . . . . . . . 3

    1. Общие требования к организации и проведению самоподготовки в группе продленного дня . . . . . . . . . 5

    2. Структура самоподготовки . . . . . . . 9

    3. Учет педагогом степени самостоятельной активности школьников при выполнении домашнего задания . . . . . . . 14

    Заключение . . . . . . . . . . 16

    Список использованных источников . . . . . . 17


    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях работы группы продлённого дня реализуется одна из форм учебной деятельности учащихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

    Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.

    Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и то же время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

    Цель самоподготовки - прививать учащимся навыки самостоятельной учебной работы, способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.

    Задачи самоподготовки:

    1) создание условий для продолжения обучения вне урока путём самообразования и самообучения;

    2) формирование доступных умений и навыков для самостоятельного изучения материала и прочного его усвоения;

    3) расширение и углубление знаний по содержанию учебных предметов;

    4) развитие интереса к учению и расширению границ учебной работы.

    Руководство самоподготовкой учащихся осуществляет воспитатель. При этом он обеспечивает преемственность содержания образования на уроке и во внеурочное время. В процессе самоподготовки на первый план выдвигается задача развития навыков учебной самоподготовки детей, закрепления и применения знаний на практике.

    В отличие от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

    По сути, самоподготовку принято считать второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции.

    В этой связи изучение методических основ эффективной организации самоподготовки является актуальной проблемой для педагогов, работающих в группе продленного дня, поскольку глубокое овладение вопросом позволяет продуктивно взаимодействовать с детьми в рамках данного режимного момента.

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГПД

    Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.

    В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не требуют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

    Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарныегигиенические, дидактические, воспитательные.

    Организационно-дисциплинарные требования:

    1. точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
    2. сознательное подчинение указаниям воспитателя,
    3. наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
    4. обеспечение порядка на рабочем месте;
    5. экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;
    6. неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

    Ученик должен усвоить, что нельзя:

    • опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;
    • тратить неэкономно время;
    • нарушать тишину;
    • отвлекать товарищей от работы;
    • заниматься посторонними делами;
    • использовать методы работы, вызывающие шум;
    • беседовать с воспитателем в полный голос;
    • недобросовестно выполнять задание;
    • считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

    Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

    Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

    Ученику разрешается:

    • по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
    • пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;
    • самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
    • при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;
    • оказывать помощь товарищам;
    • делать паузы для кратковременного отдыха;
    • обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;
    • проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;
    • с разрешения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место;
    • выйти на время из класса;
    • после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.

    Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.

    Дидактические требования:

    1. чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
    2. выбор рациональных форм проведения самоподготовки;
    3. установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;
    4. продолжительность выполнения домашних заданий:

    во II классе — до 1,2 часа;

    в III -IV классах — до 1,5 часов;

    1. определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;
    2. создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;
    3. поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
    4. первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);
    5. стимулирование и контроль за работой учащихся;
    6. наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.

    Воспитательные требования:

    1. отказ от применения каких-либо мер наказания;
    2. всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
    3. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
    4. недопустимость вовремя самоподготовки назидательных беседе воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
    5. терпимое отношение к промахам учащихся вовремя работы;
    6. поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
    7. осуждение бездеятельности и упрямства детей;
    8. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
    9. Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.

    К основным гигиеническим требованиям относятся:

    • соблюдение школьниками личной гигиены;
    • сохранение у детей правильной позы во время работы;
    • предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
    • внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;
    • предоставление им перерывов на отдых;
    • устранение шумовых раздражителей;
    • равномерная и достаточная освещённость помещения;
    • недопустимость затемнения окон шторами, цветами;
    • поддержание нормального температурного режима;
    • регулярное проветривание классных комнат;
    • соответствие классной мебели росту школьника;
    • влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
    • поддержание чистоты и порядка в классе.

    Подытоживая вышеназванные нами требования в самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня.

    СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

    Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.

    Основными этапами самоподготовки являются:

    1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

    2. Самостоятельное изучение материала.

    3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

    4. Заключительный педагогический контроль.

    5. Подведение итогов работы.

    1. Организационный этап.

    По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)

    Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.

    Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, какое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.

    2. Самостоятельное изучение материала.

    Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

    Учащимся II классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).

    При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.

    В III —IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

    • вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
    • найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.

    Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

    Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

    Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

    Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

    В III -IV классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

    Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

    Но определённый порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходим. Нельзя отвлекать внимание учащихся, громко читать и разговаривать. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя. Если же нужно что-то узнать, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания. При сформированных учебных навыках, предусмотренных программой, учащимся предоставляется больше самостоятельности.

    3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

    Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

    При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

    При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

    Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.

    Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. В результате обучения самоконтролю у школьников формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.

    4. Заключительный педагогический контроль.

    Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

    5. Подведение итогов работы.

    При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

    УЧЕТ ПЕДАГОГОМ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:

    Состояние учащегося на самоподготовке

    Характеристика состояния

    Активно-самостоятельное

    Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.

    Зависимо-самостоятельное

    Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.

    Принудительно-исполнительское

    Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.

    Бесконтрольно-исполнительское

    Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.

    Самопроизвольное

    Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу — учу, не хочу— не учу»; «нравится — работаю, не нравится — не работаю»; «легко — сделаю, трудно — не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

    Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

    Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждения отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

    Подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать ряд правил, соблюдение которых обязательно при организации самоподготовки в группах продленного дня:

    в режиме продленного дня самоподготовке отвести специальное место;

    строго определить границы этого занятия;

    к началу самоподготовки восстановить утраченную в ходе уроков работоспособность детей путем организации их активного отдыха;

    не превращать самоподготовку в дополнительные занятия;

    не допускать на самоподготовке перегрузки учащихся учебными занятиями;

    обеспечить на самоподготовке комплекс организационных и санитарно-гигиенических мер, направленных на создание условий комфортности для учащихся;

    разумно определить свои педагогические обязанности во время самоподготовки.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Платонова, М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня /М.А.Платонова // Пачатковае навучанне. - 2008. - №11. – С.59-63.

    2. Анцибор, М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор, И.Ф. Голованова. - М., 1990.

    3. Огородников, А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 1989.

    4. Садовничая, 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 1988.

    5. Кобзарь, Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продлённого дня/ Б.С.Кобзарь. - К., 1982.

    6. Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.

    7. Баранцев, С.А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня/ С.А.Баранцев. - М., 1988.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

    Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

    Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.

    Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.                                      ...

    Методическая разработка по организации и проведению самоподготовки в группе продлённого дня

    Цели и задачи:1. Формирование общеучебных умений и навыков как основы для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками.Формирование учебно-организационных умений:организовывать свое р...

    Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

    В статье представлены общие требования к организации и проведению самоподготовки учащихся в ГПД ( дидактические, гигиенические,  организационно-дисциплинарные)....

    Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"

    В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности  само...