Статья: "Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня"
методическая разработка (4 класс)

Грищенкова Ирина Георгиевна

Цель и задачи самоподготовки как формы учебной деятельности. Общие требования к организации и проведению самоподготовки в ГПД. Структура самоподготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_samopodgotovki.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  И  ПРОВЕДЕНИЕ  САМОПОДГОТОВКИ  В  ГРУППЕ  ПРОДЛЕННОГО  ДНЯ

В условиях работы группы продлённого дня реализуется одна из форм учебной деятельности учащихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей.

Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и то же время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Цель самоподготовки - прививать учащимся навыки самостоятельной учебной работы, способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.

Задачи самоподготовки:

1) создание условий для продолжения обучения вне урока путём самообразования и самообучения;

2) формирование доступных умений и навыков для самостоятельного изучения материала и прочного его усвоения;

3) расширение и углубление знаний по содержанию учебных предметов;

4) развитие интереса к учению и расширению границ учебной работы.

Руководство самоподготовкой учащихся осуществляет воспитатель. При этом он обеспечивает преемственность содержания образования на уроке и во внеурочное время. В процессе самоподготовки на первый план выдвигается задача развития навыков учебной самоподготовки детей, закрепления и применения знаний на практике.

В отличие от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ОРГАНИЗАЦИИ  И  ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ  В  ГПД

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.

В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не требуют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования подразделяются на организационно-дисциплинарныегигиенические, дидактические, воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования:

1. точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2. сознательное подчинение указаниям воспитателя,

3. наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4. обеспечение порядка на рабочем месте;

5. экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

6. неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

- опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

- тратить неэкономно время;

- нарушать тишину;

- отвлекать товарищей от работы;

- заниматься посторонними делами;

- беседовать с воспитателем в полный голос;

- недобросовестно выполнять задание;

- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Ученику разрешается:

- по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

- пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;

- самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

- при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;

- оказывать помощь товарищам;

- делать паузы для кратковременного отдыха;

- выйти на время из класса.

Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.

Дидактические требования:

  1. чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
  2. выбор рациональных форм проведения самоподготовки;
  3. установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;
  4. продолжительность выполнения домашних заданий: во II классе — до 1,2 часа; в III-IV классах — до 1,5 часов;
  5. создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;
  6. поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
  7. стимулирование и контроль за работой учащихся;
  8. наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования:

  1. отказ от применения каких-либо мер наказания;
  2. всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
  3. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
  4. недопустимость во время самоподготовки назидательных беседе воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
  5. терпимое отношение к промахам учащихся вовремя работы;
  6. поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
  7. осуждение бездеятельности и упрямства детей;
  8. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. соблюдение школьниками личной гигиены;
  2. сохранение у детей правильной позы во время работы;
  3. предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  4. внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;
  5. предоставление им перерывов на отдых;
  6. устранение шумовых раздражителей;
  7. равномерная и достаточная освещённость помещения;
  8. недопустимость затемнения окон шторами, цветами;
  9. поддержание нормального температурного режима;
  10. регулярное проветривание классных комнат;
  11. соответствие классной мебели росту школьника.

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

2. Самостоятельное изучение материала.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

4. Заключительный педагогический контроль.

5. Подведение итогов работы.

1. Организационный этап

По времени он занимает не более 2-3 минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место.

В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда.

2. Самостоятельное изучение материала

Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель.

Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. Воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В III-IV классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

При сформированных учебных навыках, предусмотренных программой, учащимся предоставляется больше самостоятельности.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Окружающий мир».

Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.

Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. В результате обучения самоконтролю у школьников формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.

4. Заключительный педагогический контроль

Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности.

Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5. Подведение итогов работы

При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, совместная деятельность в методическом объединении, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Все это делает их работу более эффективной, позволяет в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики.

Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели в ГПД приучают детей:

- к определённому порядку приготовления уроков;

- к их четкому, аккуратному выполнению;

- к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения;

- к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.

2. Анцибор, М. М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём. - М., 1990.

3. Баранцев С. А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня. - М., 1988.

4. Огородников, А.     А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы). - М., 1989.

5. Платонова М. А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня. – Минск,  2008.

6. Садовничая 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. – М., 1988.

- Сеть творческих учителей  - http://www.it-n.ru/.

- Сайт «Все для учителей начальной школы» - http://www.nsc.1september.ru





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.                                      ...

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

В статье представлены общие требования к организации и проведению самоподготовки учащихся в ГПД ( дидактические, гигиенические,  организационно-дисциплинарные)....

Статья «Организация групповой работы на занятии в группе продленного дня»

Цель статьи: показать, что  групповая работа обучающихся является эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях ГПД....

Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе про­дленного дня. На ней выполняются только учебные задания учи­телей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навы...