урок по предмету основы православной и светской этики "Монастыри"
план-конспект урока (4 класс)

урок по предмету Основы православной и светской этики "Монастыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по православной культуре22.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Урок по православной культуре Монастыри

                                                                                       Составила учитель

                                                                     нач. классов

                                                                         Листопад Н.В.

2018г.

Тема урока: Монастыри.

Цель: сформировать у  обучающихся первоначальные  представления  о православных монастырях и их обитателях, монашеской жизни, обетах  монашества; раскрыть    значение православных монастырей  в духовной культуре русского  народа. 

Задачи:

1. Познакомить  обучающихся с жизнью православного монастыря;

2. Проанализировать смысл монашеских обетов;

3. Изучить монашеские одежды;

4. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;

5. Воспитывать любовь и  уважение к  православным святыням России.

                                                    Формируемые УУД:

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;  формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника, определять  правильность выполнения заданий, аргументировать свою точку  зрения, находить и отбирать нужную информацию, «читать» информацию, представленную на карте или в виде схемы, готовить  сообщения,

Коммуникативные УУД:  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание в соответствии с заданной темой, вести диалог на заданную  тему, соотносить свою позицию с позицией партнера, объясняй новые понятия;

Регулятивные УУД: формировать способность принимать  и сохранять учебную цель и задачи, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия; умение  оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, проводить самооценку, делать выводы;   

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств  других людей и сопереживание им;  осознание своего  единства с окружающим миром;  проявление  интереса  к поисковой и  исследовательской деятельности, понимание  причины успеха и неуспеха в учебной деятельности,  способность учитывать интересы, наклонности,  способности и потребности других учеников при совместной paботе, оценивание  результатов своих достижений, осознание  ценности человеческой жизни,  чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.      

Формы и виды деятельности: беседа,   выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта.

Основные термины и понятия: святыня, монастырь, монах, монахиня, архиепископ, игумен, игуменья, призвание, послушание. обет, постриг, хитон, мантия, апостольник, чётки, клобук, ряса, подрясник,

Оборудование:  компьютер, мультимедийный  проектор, презентация, рабочие  тетради,  листы с теста

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент

В храм иду сегодня днем, 

У меня свиданье в нем. 

Прямо за его порогом 

Встречусь я не с кем-то — С Богом! 

Нету службы? Не беда: 

В каждом храме Бог всегда!

 (На фоне презентации детских рисунков и музыки Моцарта «Песня ангела»)

  1. Основной информационно-аналитический этап

  1. Подготовка к восприятию нового материала

-Сейчас вы увидели рисунки своих ровесников. Что на них изображено? (Храмы)

-Рассмотрите следующий слайд. Сравните с предыдущими сооружениями.

Чем они похожи и чем отличаются? (Ответы детей)

- Как вы думаете, над какой темой будем работать на занятии? (Монастырь)

-Что такое монастырь? (Ответы детей)

Словарная работа: 

-Монасты́рь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

- Рассмотрите страницу учебника. О чем узнаете на уроке? Выскажете свое мнение.

 

  1. Работа с учебником со статьей «Монастырь» с.80-83

-От какого слова оно произошло? (монах)

-Объясните значение слов «инок» и «монах». (Ответы детей)

- Вы хотели бы найти свое призвание?

-Почему монахи так ценят послушание?

-Сравните слова «инок» и «иной», то есть другой, особый. Это поможет понять, кто такие иноки (монахи).

- Почему монахи считают себя воинами?

- С кем или с чем они ведут борьбу.

-Почему святой Лука считал, что став монахом, он должен остаться врачом?

  1. Словарная работа

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных людей (мирян)?

-Да, ребята, монахи одеты по-особенному На голове носят камилавку или клобук (шлем спасения)- головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы( отложение всех печалей) и мантии(одежда нетления и чистоты). В руках неспешно перебирают четки(символ вечности, меч духовный), произнося «про себя» молитву.

- Как одеваются монахи и монахини?

- Кто из вас знает, как называется одежда монахов? Ее еще называют «монашеское облачение». (Ответы детей)

КЛОБУК- головной убор, который носят монахи. Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

МАНТИЯ– облачении,  укутывающее  всё тело, знак жизни под Божией защитой.

ЧЕТКИ - бусинки-узелки, их перебирание помогают монаху сосредоточиться на молитве.

 ПОЯС сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.

  1. Просмотр фильма о Троице-Сергиевой Лавре

-  Во время просмотра фильма обратите внимание на то, какие цвета преобладают в оформлении монастыря. Подумайте почему.

  1. Знакомство с устройством монастыря
  2. Кластер

        Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь». (Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают устройство монастыря, записывают в рабочий лист урока.)

        

        

  1. Рефлексия «Комплимент»

 

-Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке? За что можно похвалить себя? За что можно похвалить учителя?

  1. Домашнее задание

 Рабочая тетрадь с. 93 задание №5 Проект «Монастыри на Руси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по предмету Основы православной культуры "Празднование Рождества и его традиции"

Конспект урока по православной культуре. Тема : Празднование Рождества и его традиции...

Конспект урока по предмету "Основы православной культуры"

Конспект урока по предмету "Основы православной культуры", 4класс, "Школа России". Тема " Милосердиеи сострадание"...

Урок по предмету Основы православной культуры Зачем творить добро

Конспект урока по предмету Основы православной культурыТема: «Зачем творить добро?Учитель: Титова Елена Николаевна...

Урок по предмету Основы православной культуры и светсой этики

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ПРЕДМЕТУ Основы православной культуры и светской этикиТема: «Представление православных христиан о Боге»4 классучитель начальных классовМБОУ СОШ №6 сУИОПг.КлимовскаТитова Е.Н....

Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона

Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...