Главные вкладки

    Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона
    учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

    Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,

    Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_ikona.docx18.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по предмету «Основы православной культуры»

    Тема урока: Икона

    Класс: 4

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Цель урока: Формирование представлений о иконе, как элементе православной культуры.

    Задачи урока:

    Обучающие: расширить представление учащихся о иконах, особенностях иконописного изображения, различиях в написании иконы и картины.

    Развивающие: развитие воображения, речи, мышления, анализа, обобщения.

    Воспитывающая: формирование представлений о иконах, как достоянии мировой художественной и духовной культуры, воспитания чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сопережевания.

    В области формирования УУД:

    познавательные - умение выделять нужную информацию.

    регулятивные – ставить учебную задачу, понимать цель выполняемых действий.

    коммуникативные – выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

    Ключевые понятия: икона, образ, нимб, свет.

    Планируемые результаты урока:

    Личностные: понимание ценности культурных достижений, бережного отношения к ним.

    Предметные: иметь представление о понятиях «икона», «образ», «нимб», «свет».

    Метапредметные: умение извлекать информацию, ставить задачи, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, слушать других, вести диалог, излагать свою точку зрения.

    Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация «Икона», учебник «Основы православной культуры».

    Этапы урока

    1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

    - Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.

     Прозвенел уже звонок.

     Начинается урок.

     Все в порядке на столе? (Да!)

     Есть порядок в голове?  (Да!)

     Мы за парты сели ровно.

     И к работе все готово.

    2. Проверка домашнего задания.

    1) Начнём мы наш урок с проверки д.з.

    1.Чтение стихотворений наизусть

    2. сообщение о Храме Архангела Михаила в селе Ленинское

    3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему.

    -Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили о храмах. Как православные христиане украшают храмы (внутри и снаружи)?

    -Как православные люди понимают красоту?

    Как вы думаете, почему в православных храмах так много икон?

    - Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник». На ней изображен человек.

    -Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)

    -Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.

    -А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)

    -Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.

    -Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)

    -Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.

    -Итак, вы догадались, что будет сегодня темой нашего разговора? (Икона)

    - Почему вы сделали такой вывод?

    - Сформулируйте тему урока. (Икона)

    - Что вы знаете об иконах?

    - Что хотели бы узнать?

    - Какие ассоциации возникают, когда слышите слово икона?

    давайте с вами составим кластер

    Вы узнаете:

    - Почему икона так необычна.

    - Почему изображают невидимое.

    4. Изучение нового материала.

    Слайд  Икона.

    1) Работа с источниками.

    - А где мы можем получить информацию об иконах?

    (интернет, книги, учебник, словари)

    - Давайте обратимся к словарям и узнаем значение слова «икона» Дети работают по группам со словарями (толковый словарь, словарь синонимов, православный словарь). Страницы учебника

    - Прочитайте, как трактуется это слово в различных словарях.

    - Итак, давайте обобщим, что же такое икона?

    Слайд

    Икона:

    1. Икона (из греч. яз.) — изображение, образ.

    2. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,

    Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение;

    5. Постановка задачи урока.

    Слайд

    - Рассмотрите изображения на экране. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты).

    - Какое изображение выпадает из этого ряда и почему? (3 - Икона)

    - Какая задача встала перед нами? (как отличить икону от картины)

    - Что мы сейчас будем делать? (учиться сравнивать и находить отличия иконы от картины).

    ФИЗМИНУТКА

    7. Групповая работа

    На столах лежат раздаточные листы с изображение репродукций икон и картин.

    Сравните два изображения. Что можете сказать? изображён один и тот же человек, но одно изображение – портрет, а другое  – икона. Докажите где картина, а где икона. Пользуйтесь знаниями полученными сегодня на уроке.

    Проверим на слайдах

    8. Значение икон для православных

    - Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)

    - Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)

    - Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня, ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных).

    - Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической, духовной)

    9. Итог урока.

    - Что такое икона?

    - Чем она отличается от живописной картины?

    - Что символизирует свет в иконе? (Божью благодать)

    - Какой ценностью является икона для православных христиан? (культурной, исторической)

    - Что нового узнали на уроке?

    - Получили ли вы ответы на свои вопросы?

    10. Рефлексия.

    - Что на уроке показалось интересным?

    - Что вызвало затруднения?

    - что еще вы хотели бы узнать об иконах?

    11. Домашнее задание.

    Узнать и рассказать, какие иконы есть у вас дома.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

    Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

    Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

    Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"...

    Урок по предмету "Основы правослевной культуры". Тема урока: Подвиг

    Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной стороной....

    Открытый урок в 4 классе Предмет: основы православной культуры Тема: «Подвиг»

    Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

    Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"

    Тема: «Золотое правило этики»Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,  как проявление ми...