Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"
план-конспект урока (4 класс)

Мамина Алена Рашитовна

Тема: «Золотое правило этики»

Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,  как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию.

Задачи:

  1. Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.
  2. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость,    честность, преданность и  верность, уважительное  и заботливое                                                                                           отношение к родителям и близким людям.
  3. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить   речевое  высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
  4.  Прививать любовь к  ближнему, к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока447.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотое правило этики»

Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,  как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию.

Задачи: 

  1. Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.
  2. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость,    честность, преданность и  верность, уважительное  и заботливое                                                                                           отношение к родителям и близким людям.
  3. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить   речевое  высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
  4.  Прививать любовь к  ближнему, к окружающим.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок.

Мы скорей начнём урок.

- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на ваше выражение глаз. Из них льётся  доброта. Когда мы видим в глазах лучики добра, нам легко, радостно, спокойно  и комфортно. Мы ничего не боимся.

Прослушайте. Юлия Друнина. Доброта (отрывок)

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле.

-О чём мы говорим на уроках?

-На уроках мы говорили о добре. Что надо сделать, чтобы в мире было больше доброты, а не зла? Сегодня, мы с вами отправимся в путь. Отправимся  дорогою добра, чтобы не сбиться с жизненного пути.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Ребята, давайте вспомним как называются главные правила христиан? (Заповеди)

- Давайте вспомним их глядя на картинки (слайды с картинками определяющие заповеди)

- Скажите, что ждёт людей, которые нарушают заповеди?

- Сегодня мы попробуем с вами открыть ещё одно очень важное правило. Сейчас я вам предлагаю посмотреть и послушать притчу, которая нам поможет определить тему сегодняшнего урока. (просмотр видеофрагмента)

- Какую очень важную фразу вы услышали в этом видео? (Люби ближнего, как самого себя)

- Совершенно верно. Где раньше вы могли её встречать?

- Чему учит нас эта притча? (Стараться прощать другим их недостатки, тогда мы же и будем счастливы на земле и на том свете).

- Верно.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Послушайте…

(По книге «Классическая басня».)

         «Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

        Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

        Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Прокомментируете слова матери в этой басне? (Каждому в жизни нужно быть дружелюбным; Родители  не раз говорили мне, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.)

- Очень хорошая мысль. Эта мысль прекрасна. Как вы думаете, когда и где появилось это высказывание?

Деформированное предложение.   Работа в парах (карточка № 1)

Составьте предложение.

-это     сообщений.      Сплетня      лживых     передача    или      верных

(Ответы учащихся.)

        Сплетня – это передача верных или лживых сообщений.
- Передавать лживую или даже верную информацию другим людям, хорошо ли это? (Ответы учащихся.)

- А если  среди ваших друзей стали сплетничать о друге, который в этот момент отсутствовал… От услышанного вам будет польза? А если о вас за глаза будут сплетничать?

- А теперь проанализируйте выше сказанное и сформулируйте главную мысль, вывод. (К окружающим надо относиться так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам)

- Однажды Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Это правило. Модуль, который мы изучаем, называется «Основы православной культуры». А вот как у православных христиан называется, это вы сейчас  узнаете.

Проанализируйте данные словосочетания.

- Определите какое «лишнее», аргументируйте.

Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило.

- Что значит выражение «золотое правило»?

- Как вы думаете, выражение  «золотое правило»,  какое имеет отношение к нашему уроку.

     «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

- Это правило принято называть золотым правилом этики.

- Значит тема нашего урока «Золотое правило этики».

- В другом виде это правило звучит так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

- Как выдумаете, это правило касается только православных  христиан?

- Значит, этого правила  должны придерживаться все люди планеты независимо от того,  представителями  какой религиозной или светской культуры они являются.

IV. Первичное закрепление.

     1. Работа с репродукцией  Поленова В.Д. «Христос и грешница».
     - Память о своих ошибках и недостатках, помогает защитить себя от осуждения окружающих.  

Однажды, к Христу люди привели женщину, которую должны были казнить по законам того времени. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил».  И тогда люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. Все тихо разошлись.

(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)

- Рассмотрите картину.

-Как поступил Христос?  Как он защитил женщину?

- Прочтите четвёртый абзац на странице 46 учебника. Ребята, как вы думаете, что делали люди кричащие из окон домов? И правильно ли они поступали? (Они осуждали человека идущего по улице)

- Как нам уберечься от осуждений?

- Уберечься от осуждений нам помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Сегодняшний неудачник может оказаться звездой следующего дня.

- Хорошо ли мы поступаем осуждая человека за его совершённые поступки или действия?

- А когда мы не осуждаем человека, а наоборот проявляем к нему милосердие, как это называется? (неосуждение)

- Верно. Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.  Нельзя по одному поступку клеймить человека. Плохой отрицательный поступок исправить можно.

- В православии  есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех»

- Быть грешником. Что это значит? Найдите ответ в учебнике.

- Давайте  научимся  прощать друг друга.

V. Закрепление изученного.

1.Работа в группах.

Задание: рассмотрите иллюстрации и сформулируйте свои правила.

мамонтенок      енот

     

2. Пользуясь золотым правилом  этики, нравственности, дополните высказывания.  (Карточка № 2)

Не забирать, а…

Не кричать, а…

Не ломать, а …

Не прятать, а ...

3. «Договори пословицу»  (Карточка №3, каждому ученику)

 -Этика  - это понятие добра и зла. Составьте пословицы о добре. Добро любит, зло…

Добро красиво, зло…

Добро спокойно, зло …

Добро помогает, зло…

Добро миролюбиво, зло…

Добро прощает, зло…

Добро радостно, зло…

VIII. Рефлексия.

1.Приём  «Кластер» (на доске составить  карточками)

- Предлагаю вам составить кластер. Каким должен быть человек, который придерживается золотого правила этики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».

Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.Цели занятия:Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с ...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Урок по предмету Основы православной культуры и светсой этики

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ПРЕДМЕТУ Основы православной культуры и светской этикиТема: «Представление православных христиан о Боге»4 классучитель начальных классовМБОУ СОШ №6 сУИОПг.КлимовскаТитова Е.Н....

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Основы православной культуры Тема: "Золотое правило этики"

Цель: Формировать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных ...