Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"
план-конспект урока (4 класс)
Тема: «Золотое правило этики»
Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию.
Задачи:
- Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.
- Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.
- Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
- Прививать любовь к ближнему, к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 447.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотое правило этики»
Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию.
Задачи:
- Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.
- Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.
- Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
- Прививать любовь к ближнему, к окружающим.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Мы скорей начнём урок.
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на ваше выражение глаз. Из них льётся доброта. Когда мы видим в глазах лучики добра, нам легко, радостно, спокойно и комфортно. Мы ничего не боимся.
Прослушайте. Юлия Друнина. Доброта (отрывок)
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле.
-О чём мы говорим на уроках?
-На уроках мы говорили о добре. Что надо сделать, чтобы в мире было больше доброты, а не зла? Сегодня, мы с вами отправимся в путь. Отправимся дорогою добра, чтобы не сбиться с жизненного пути.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Ребята, давайте вспомним как называются главные правила христиан? (Заповеди)
- Давайте вспомним их глядя на картинки (слайды с картинками определяющие заповеди)
- Скажите, что ждёт людей, которые нарушают заповеди?
- Сегодня мы попробуем с вами открыть ещё одно очень важное правило. Сейчас я вам предлагаю посмотреть и послушать притчу, которая нам поможет определить тему сегодняшнего урока. (просмотр видеофрагмента)
- Какую очень важную фразу вы услышали в этом видео? (Люби ближнего, как самого себя)
- Совершенно верно. Где раньше вы могли её встречать?
- Чему учит нас эта притча? (Стараться прощать другим их недостатки, тогда мы же и будем счастливы на земле и на том свете).
- Верно.
III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Послушайте…
(По книге «Классическая басня».)
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
- Прокомментируете слова матери в этой басне? (Каждому в жизни нужно быть дружелюбным; Родители не раз говорили мне, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.)
- Очень хорошая мысль. Эта мысль прекрасна. Как вы думаете, когда и где появилось это высказывание?
Деформированное предложение. Работа в парах (карточка № 1)
Составьте предложение.
-это сообщений. Сплетня лживых передача или верных
(Ответы учащихся.)
Сплетня – это передача верных или лживых сообщений.
- Передавать лживую или даже верную информацию другим людям, хорошо ли это? (Ответы учащихся.)
- А если среди ваших друзей стали сплетничать о друге, который в этот момент отсутствовал… От услышанного вам будет польза? А если о вас за глаза будут сплетничать?
- А теперь проанализируйте выше сказанное и сформулируйте главную мысль, вывод. (К окружающим надо относиться так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам)
- Однажды Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Это правило. Модуль, который мы изучаем, называется «Основы православной культуры». А вот как у православных христиан называется, это вы сейчас узнаете.
Проанализируйте данные словосочетания.
- Определите какое «лишнее», аргументируйте.
Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило.
- Что значит выражение «золотое правило»?
- Как вы думаете, выражение «золотое правило», какое имеет отношение к нашему уроку.
«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Это правило принято называть золотым правилом этики.
- Значит тема нашего урока «Золотое правило этики».
- В другом виде это правило звучит так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.
Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
- Как выдумаете, это правило касается только православных христиан?
- Значит, этого правила должны придерживаться все люди планеты независимо от того, представителями какой религиозной или светской культуры они являются.
IV. Первичное закрепление.
1. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
- Память о своих ошибках и недостатках, помогает защитить себя от осуждения окружающих.
Однажды, к Христу люди привели женщину, которую должны были казнить по законам того времени. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». И тогда люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. Все тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)
- Рассмотрите картину.
-Как поступил Христос? Как он защитил женщину?
- Прочтите четвёртый абзац на странице 46 учебника. Ребята, как вы думаете, что делали люди кричащие из окон домов? И правильно ли они поступали? (Они осуждали человека идущего по улице)
- Как нам уберечься от осуждений?
- Уберечься от осуждений нам помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Сегодняшний неудачник может оказаться звездой следующего дня.
- Хорошо ли мы поступаем осуждая человека за его совершённые поступки или действия?
- А когда мы не осуждаем человека, а наоборот проявляем к нему милосердие, как это называется? (неосуждение)
- Верно. Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Нельзя по одному поступку клеймить человека. Плохой отрицательный поступок исправить можно.
- В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех»
- Быть грешником. Что это значит? Найдите ответ в учебнике.
- Давайте научимся прощать друг друга.
V. Закрепление изученного.
1.Работа в группах.
Задание: рассмотрите иллюстрации и сформулируйте свои правила.
2. Пользуясь золотым правилом этики, нравственности, дополните высказывания. (Карточка № 2)
Не забирать, а…
Не кричать, а…
Не ломать, а …
Не прятать, а ...
3. «Договори пословицу» (Карточка №3, каждому ученику)
-Этика - это понятие добра и зла. Составьте пословицы о добре. Добро любит, зло…
Добро красиво, зло…
Добро спокойно, зло …
Добро помогает, зло…
Добро миролюбиво, зло…
Добро прощает, зло…
Добро радостно, зло…
VIII. Рефлексия.
1.Приём «Кластер» (на доске составить карточками)
- Предлагаю вам составить кластер. Каким должен быть человек, который придерживается золотого правила этики?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».
Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.Цели занятия:Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с ...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
Урок по предмету Основы православной культуры и светсой этики
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ Основы православной культуры и светской этикиТема: «Представление православных христиан о Боге»4 классучитель начальных классовМБОУ СОШ №6 сУИОПг.КлимовскаТитова Е.Н....
Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"
Разработка урока и презентация по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственно...
Основы православной культуры Тема: "Золотое правило этики"
Цель: Формировать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных ...