Конспект урока по предмету "Основы православной культуры"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Третьякова Татьяна Алексееевна

Конспект урока по предмету "Основы православной культуры", 4класс, "Школа России". Тема " Милосердиеи сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_pravoslaviyu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

 ГБОУ СОШ № 404

                           

Учитель: Третьякова Т. А.

                                 

 Предмет: Основы православной культуры

                                                       

 Класс: 4 класс

                                   

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Задачи урока:

1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;

4)  учить структурировать полученные знания, писать конспект;

5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

         Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

 Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание

Оборудование: интерактивная доска, презентация молитвы, индивидуальные листы, тетради

                                                                         Ход урока

  1. Организационное начало урока. Приветствие.
  2. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

  - Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы православной культуры»)

  - Что такое православие? Православная культура? Назовите ключевые слова модуля «Основы православной культуры»? (Православие, православные, христиане, храм, молитва и т.д.)

  -   Что такое молитва?

   (Слушание молитвы о детях в современной версии)

  -  К какому жанру близка молитва?

  - Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?

 - Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча)

  - Что такое притча? (В случае затруднения обучающиеся прочитывают с листов)

Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно».

Вопросы учителя:

– О чём притча?

– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).

- Сформулируйте тему урока.

III.  Сообщение темы урока обучающимися

А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?

  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
  • Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
  1.  Совместное «открытие» знаний.

- Что понимаем под милосердием?

- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?

Б) Милосердие в православии

 (комментированное чтение)

В) Притча «Стакан молока»

– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?

Делимся впечатлениями.

Христианство

 (комментированное чтение)

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Л) Самостоятельная работа с учебником

«Это интересно»

Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»

V. Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

  • Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

V.Обсуждение и заключение по притче

(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)

V. Домашнее задание.

Домашнее задание. Приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине.

 Используемый учебный материал  к уроку:

– Список учебной литературы для учителя

  • «Основы православной культуры» А.В.Кураев

– Учебные пособия для учеников:

  • «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой

– Видео- и аудиоматериалы:

  • Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации
  • Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов - для учащихся
  • Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по основе православной культуре

Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной куль...

Конспект урока по основам православной культуры

Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Храм"...

Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"

Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра  у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...