Главные вкладки

    Доклад "Педагогика сотрудничества в ГПД"
    материал (2 класс)

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

    Доклад "Педагогика сотрудничества в ГПД"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_noyabr.docx20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

    ДОКЛАД

    «Педагогика сотрудничества в ГПД».

                                                                                                     Подготовила

    Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

    Атяшево

    Ноябрь 2019 года

       

             

         Как защитить младших школьников от водоворота безжалостного социума? Как создать для них такую среду, в которой они могут быть защищены физически и психологически, заняты развивающей деятельностью, где им интересно и весело? Я как воспитатель ГПД провожу определённую работу по формированию воспитательного пространства в группе продленного дня, где за пределами урока продолжается увлекательный процесс познания, где дети реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, в свободном общении.
    Основное время в ГПД не поглощается самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствует развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек. Режим ГПД в решении поставленной задачи становится областью взаимодействия школы и семьи.
       Ослабление воспитательной функции семьи связано с тем, что современные родители часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. К тому же, многие дети, к сожалению, воспитываются в неполной семье. Естественно, что работающие родители даже благополучных школьников обеспокоены тем, чем занят их ребенок младшего школьного возраста, когда остается дома один. Как правило, он просто скучает. Необходимость ГПД налицо: дети нуждаются в определенной защищенности от чрезмерных социальных нагрузок, эмоциональных стрессов, им нельзя оставаться в одиночестве, чувствовать себя забытыми, необходимо, чтобы рядом оказывались доброжелательные и заинтересованные в них взрослые.
    Известный социолог В. Т. Лисовский обосновал в своих исследованиях ведущие причины асоциального поведения несовершеннолетних:
    – социально-экономический кризис, утрата в результате «реформ» гарантированного права на честный труд, бесплатного образования, организованного досуга, доступного медицинского обслуживания, жилья, достойного уровня жизни, обнищание населения, постоянное недоедание, снижение потребления калорий ниже биологических норм;
    – социальное отчуждение, негативное отношение к учебе и честному труду;
    – отверженность в семье и среди сверстников, неуспеваемость, низкая самооценка, агрессивность, озлобленность, нежелание соблюдать социальные нормы, неэффективность воспитания в семье и школе, безнаказанность в правовом отношении;
    – социальное сиротство, жестокость и равнодушие взрослых, отсутствие жизненных перспектив и бесцельность существования.
    Совершенно очевидно, что и младшие школьники уже заражены бациллами девиантного поведения. Но их школа еще может увлечь. И здесь, как нельзя кстати, необходим продленный день, где можно и нужно организовать для ребенка после уроков интересные занятия в кругу ровесников и уберечь его от прямых и агрессивных асоциальных влияний. За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении, раскрываются цельно. Тот, у кого не ладится, скажем, с математикой, окажется, например, веселым затейником и рассказчиком. А тот, кто не очень бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т. д. При таком подходе к организации работы в ГПД исчезает граница неравенства между детьми: они не разделяются в ГПД на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продленного дня, где основное место занимают общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Таким образом, возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное –придать смысл всей жизни ребенка.
    Отгородиться от проблем социальной жизни невозможно. ГПД должна создать особое воспитательное пространство, в котором ребенку интересно, где он занят увлекательной деятельностью, защищен физически и психологически от грубой правды жизни.
    Таким образом, основными задачами в работе ГПД являются:
    – оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в формировании социального опыта;
    – подготовка детей к восприятию важных, но сложных жизненных явлений, сглаживание проявлений социального и материального неравенств в детской среде;
    – ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.


    Для своих воспитанников необходимо создавать некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно. Создать такое воспитательное пространство возможно только совместными усилиями учителей начальной школы, руководителей кружков, родителей м и, конечно же, в первую очередь, воспитателя.
    Воспитатель может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Разработан механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
    I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
    II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);
    III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
    IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь
    V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
    Воспитатель может оказать реальную поддержку воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" .Подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов.
    Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
    Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.
    1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.
    2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

    3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.
    4. Доброжелательность и безоценочность.
    Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.
    Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников,
    Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому всегда нужно рассматривать конкретные ситуации и способы поддер


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

    В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

    Сотрудничество семьи и школы

    Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

    Методы взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя.

    Статья посвящена методам работы учителя с родителями, о необходимости сотрудничества школы и семьи....

    Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

    Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

    Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

    Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

    Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

    Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

    Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

    В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...