Программа по внеурочной деятельности, 3 класс, "Истоки".
рабочая программа (3 класс)

Проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_istoki.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                                                           ИСТОКИ

Кузьмин И.А., Камкин А.В

Программа для начальной школы   (1 – 4 классы). 

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

*развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

*осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

*создать социокультурный стержень в учебном процессе и развивать межпредметные связи;

*обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

 Обоснование необходимости разработки и внедрения учебно-воспитательного курса « Истоки возрождения»

Главной проблемой нашего сельского социума считаем его деградацию, так как складывается ситуация отсутствия жизненных перспектив для жителей села. Происходит не только резкое снижение жизненного уровня многих семей, но и ухудшение социального самочувствия детей и их родителей. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей развития личности – приобщение к Истокам.

Дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка ПОМОЖЕТ реализация учебно-воспитательного курса «Истоки».

Для создания данной рабочей программы  использованы:

  • программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Махневой    - СПб. Детство - Пресс,2006.    
  • программа для школьного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И.А Кузьмина, А.В.Камкина – Москва. Издательский дом «Истоки», 2007.

Цель программы – приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.

Задачи: формирование у школьников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.

Приоритеты:

  • окружающие предметы должны пробуждать душу ребёнка, воспитывать в нём чувство красоты, любознательность, помогать осознанию что он – часть великого русского народа;
  • использование всех видов фольклора, как источника познавательного и нравственного развития детей;
  • знакомство с народными праздниками и традициями для развития наблюдательности различных сторон общественной деятельности человека;
  • создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в ОУ и семье, повышение педагогической культуры родителей;

  Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 40  мин. Общее количество учебных занятий в год –34ч.

Педагогический анализ знаний  и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.

  • «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок,  потешек;
  • «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями);
  • «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся  с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками;
  • «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в народной музыке разное         эмоциональное состояние и передавать его жестами, мимикой;

Основные методы и технологии

Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:

  • использование эмоционально положительных и архетипических значимых образов;
  • опора на непроизвольное запоминание;
  • вовлечение различных модальностей восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
  • использование эвристических методов обучения;
  • организация занятия по правилу смены деятельности;
  • диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
  • организация самостоятельной работы в парах и группах;
  • тематическая связь с другими предметами.

Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повысить учебную мотивацию.

Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон.

Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у обучающихся и родителей  способности:

  • структурировать время;
  • анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
  • стратегически мыслить;
  • определять основу личностного развития;
  • воспринимать значимые социокультурные результаты;
  • аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;

коммуникационные навыки:

  • общение на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);
  • присоединение;
  • развитие единого контекста в группе;
  • развитие целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению)

Прогнозируемые результаты обучения по курсу «Истоки »обучающиеся:

  • осваивают первичные базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья,
  • раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • умеют правильно применять в своей речи.

Педагогическая диагностика

Для определения уровня  знаний и умений детей  используется диагностика  Микляевой  Н.В.  (Методическое пособие «Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования»   М.: Айрис – пресс, 2006.)

Высокий уровень –

  • Ребёнок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры: знает и использует в речи  пословицы и поговорки, загадки, образные выражения, знает народные приметы.
  • Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает названия праздников и когда они бывают.

Средний уровень –

  • Дети  знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение.
  • Помнят русские народные потешки, прибаутки, загадки, образные выражения и используют их в речи.
  • Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с той же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ.

 Низкий уровень –

  • Дети знают некоторые потешки, пословицы, поговорки, загадки, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом  не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний.
  • Участвуют в народных праздниках, но пассивно.

ПРОГРАММА КУРСА  «ИСТОКИ»

Программа предусматривает  4 раздела обучения (см. схему 1):

  1. Мир. Слово. Образ. Книга.
  2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
  3. Вера. Надежда. Любовь. София.
  4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.

 

  1. КЛАСС

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ.

ВЕРА                        НАДЕЖДА                      ЛЮБОВЬ                      СОФИЯ  

Вера                           Надежда                            Любовь                           Ум да разум

Верность                   Согласие                            Милосердие                   Истина

Правда                       Терпение                           Доброта                          Знания и мудрость

Честь                          Послушание                     Раскаяние                        Вера, Надежда,

                                                                                                            И Любовь – родные сестры            

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

ГОД ОБУЧЕНИЯ                 НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНЫХ    КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КУРСОВ

                  1        МИР. СЛОВО. ОБРАЗ. КНИГА.                         34

              2         РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

                          ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ.                      34

              3          ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ.        34

                    4            РОДНЫЕ ОБРАЗЫ. УМЕЛЫЕ ДЕЛА.

                                    ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА.                                    34

В 19995г социокультурный системный подход  признан Российской Академией Естественных наук.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершённости курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1- м классе дети приходят к пониманию значения ИСТОКОВ. Система духовно - нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).

Во 2 – м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3 – ем классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4 – ом классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).

Главные ценности жизни СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, развивают жизненное пространство в контексте программы «ИСТОКИ» (начальная школа) следующим образом

«ИСТОКИ»- 1

«ИСТОКИ» - 2

«ИСТОКИ» - 3

«ИСТОКИ» - 4

СЛОВО

М

Социокультурная среда развития.

Духовно-нравственные ценности.

Традиции Слова,

ОБРАЗ

И

Родные просторы.

Вера. Надежда.

Образа, дела

КНИГА

Р

Труд земной. Труд души.

Любовь. София.

Праздника.

ГЛАВНЫЕ  

ЦЕННОСТИ

ЖИЗНИ

Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ в начальной школе

В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:

«ИСТОКИ – 1». Системообразующие категории – ценности Слово -  Образ–   Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном). Категории – ценности представлены в темах « Мир », « Слово », « Образ », « Книга ».

«ИСТОКИ – 2». Категории – ценности, развивающие представление о социокультурной  среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории – ценности представлены в темах «Родной очаг », «Родные просторы », «Труд земной » и «Труд  души ».

«ИСТОКИ – 3» . Категории – ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории – ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», Любовь», «София».

«ИСТОКИ – 4». Категории – ценности, позволяющие увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Это «Традиции Образа, Слова, дела и праздника».

СОДЕРЖАНИЕ

Факультативного  КУРСА «ИСТОКИ»

3 КЛАСС

 « ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ»

Учебный класс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1 – ом и 2 – ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека.

«Истоки – 3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

Главными целями этого курса в 3 – ем классе являются:

- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;

Продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Базовое содержание курса «Истоки – 3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внеурочном мире и первом духовном опыте.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 34 ЧАСА.

Вера (8 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело к вере.

ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда, в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (8 часов)

НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.

СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ  - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь (8 часов)

ЛЮБОВЬ  - сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие, словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его поступкам и нетерпимым к злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

СОФИЯ (10 часов)

УМ ДА РАЗУМ. Ум позволяет и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.

ИСТИНА – несложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.

Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: таблицы, схемы .

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций ( моноблок, медиапроектор, интерактивная доска, принтер,)

 1. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, . – 2007 г. - 96 с.

 2. Истоковедение. Том 5. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2007. -

3. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.

4. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 3 класс. М.: Технологическая школа бизнеса. 2002.

5. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

6. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

7. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001. 

  Кузьмин И. А., Камкин А. В. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. :м 1. Издание 3-е, дополненное,2010,

8.“С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.9

9.. Л.В.Кокуева “Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа”: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс  34часа

№ урока

       Тема  урока

Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты

Дата

1

Вводный  урок. Знакомство  с  книгой. Вера. Чему доверяет сердце.

Личностные: - положительное отношение к освоению содержания предмета «Истоки возрождения

Регулятивные: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

Познавательные: - читать тексты, понимать их содержание;

Коммуникативные: - реализовывать потребность в общении со сверстниками

2

 Верность. Верность – знак веры. Как верит пытливый ум.

Регулятивные:

Менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи

3

Присяга и клятва – знак верности. Верность не знает мелочей.

Личностные:

-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (семья, родители)

Коммуникативные:

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией

4

Правда. О Правде и Кривде. Правда открывается не всем.

Личностные;

- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина)

5

Правда в деле. Правда в слове.

Личностные;

- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина)

6

Честь. Воинская честь и доблесть. Похвала мудрости.

Личностные:

-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)

Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

7

Поклон Преподобному. Почести.

Личностные;

- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) понятие храм: страждущие и плачущие – и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут провинившиеся - и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Храмы нужно беречь. Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

8

Надежда на свои силы и опыт.

Личностные:

-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (малая родина, ответственность за родных, забота о других)

Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

9

Надежда не должна умирать. О тщетной надежде.

Познавательные:

Формулировать несложные выводы.

Личностные:

Любовь к родному дому, малой Родине

10

Согласие ума, сердца и души.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия и оценивать их

11

Как согласие не красоту творит и добрую надежду рождает.

Познавательные:

Формулировать несложные выводы.

Личностные:

Любовь к родному дому, малой Родине

12

Несогласие и разногласие.

Личностные:

-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (малая родина, ответственность за родных, забота о других)

Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

13

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет умения.

14

Нетерпимость. Без терпения нет спасения.

Познавательные :

Формулировать несложные выводы.

Личностные:

Любовь к родному дому, малой Родине

15

Послушание. Послушание опыту, совести. Послушание закону.

Познавательные :

Формулировать несложные выводы.

Личностные:

Любовь к родному дому, малой Родине

16

Дружба. Единство. Любовь к ближнему.

Регулятивные:

Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла

Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников

17

Что такое милосердие? Милосердие в слове.

Познавательные:

Формулировать несложные выводы.

Личностные:

Любовь к родному дому, малой Родине, природе

Регулятивные:

Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками

18

Доброта. Добрые слова. Добрые дела.

Личностные:

-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (доброта, ответственность за родных, забота о других)

Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

19

Доброжелательность. Доброта истинная и ложная.

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности

Регулятивные:

Выполнять учебные действия и оценивать их

20

Раскаяние. Прощение. Прощеное воскресение.

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности

Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников

21

Ум да разум. Ум познает и запоминает. Притча о блудном сыне.

Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников

22

Святые Кирилл и Мифодий.

23

Как ум обогатить, да разум просвятить.

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности.

24

Истина. Истина в слове. Истина в образе. Истина в деле. Проект: «Мы в ответе за порядок на планете»

Регулятивные:

Выполнять учебные действия и оценивать их

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

25

Знания и мудрость. Мудрость и мудрецы.

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности

Регулятивные:

Выполнять учебные действия и оценивать их

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками

26

София – Мудрость Божия.

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками

27

Любовь – христианская добродетель.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия и оценивать их

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками

28

Совесть – голос Божий в душе человека.

Личностные:

Стремление к успешности учебной деятельности

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками

29

Милосердие.

Личностные: -  начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)

Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

30

Отношение к родителям. Послушание.

Личностные;

- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина)

31

Доброе отношение к животным. Проект: «Поможем братьям нашим меньшим»

Личностные: - начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (малая родина, ответственность за родных, забота о других)

Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

32

Отношение к чужому - не укради. Ложь. Обман.

Личностные:

-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах; Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом

Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.

33

Трусость. Жадность. Зависть. Добрые и злые дела человека.

34

Совесть – голос Божий в душе человека.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...