Программа по внеурочной деятельности, 3 класс, "Истоки".
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
ИСТОКИ
Кузьмин И.А., Камкин А.В
Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
*развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
*осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
*создать социокультурный стержень в учебном процессе и развивать межпредметные связи;
*обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Обоснование необходимости разработки и внедрения учебно-воспитательного курса « Истоки возрождения»
Главной проблемой нашего сельского социума считаем его деградацию, так как складывается ситуация отсутствия жизненных перспектив для жителей села. Происходит не только резкое снижение жизненного уровня многих семей, но и ухудшение социального самочувствия детей и их родителей. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей развития личности – приобщение к Истокам.
Дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка ПОМОЖЕТ реализация учебно-воспитательного курса «Истоки».
Для создания данной рабочей программы использованы:
- программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Махневой - СПб. Детство - Пресс,2006.
- программа для школьного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И.А Кузьмина, А.В.Камкина – Москва. Издательский дом «Истоки», 2007.
Цель программы – приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.
Задачи: формирование у школьников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.
Приоритеты:
- окружающие предметы должны пробуждать душу ребёнка, воспитывать в нём чувство красоты, любознательность, помогать осознанию что он – часть великого русского народа;
- использование всех видов фольклора, как источника познавательного и нравственного развития детей;
- знакомство с народными праздниками и традициями для развития наблюдательности различных сторон общественной деятельности человека;
- создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в ОУ и семье, повышение педагогической культуры родителей;
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 40 мин. Общее количество учебных занятий в год –34ч.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;
- «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями);
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками;
- «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в народной музыке разное эмоциональное состояние и передавать его жестами, мимикой;
Основные методы и технологии
Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:
- использование эмоционально положительных и архетипических значимых образов;
- опора на непроизвольное запоминание;
- вовлечение различных модальностей восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
- использование эвристических методов обучения;
- организация занятия по правилу смены деятельности;
- диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
- организация самостоятельной работы в парах и группах;
- тематическая связь с другими предметами.
Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повысить учебную мотивацию.
Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон.
Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у обучающихся и родителей способности:
- структурировать время;
- анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
- стратегически мыслить;
- определять основу личностного развития;
- воспринимать значимые социокультурные результаты;
- аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
- общение на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);
- присоединение;
- развитие единого контекста в группе;
- развитие целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению)
Прогнозируемые результаты обучения по курсу «Истоки »обучающиеся:
- осваивают первичные базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья,
- раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;
- умеют правильно применять в своей речи.
Педагогическая диагностика
Для определения уровня знаний и умений детей используется диагностика Микляевой Н.В. (Методическое пособие «Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования» М.: Айрис – пресс, 2006.)
Высокий уровень –
- Ребёнок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры: знает и использует в речи пословицы и поговорки, загадки, образные выражения, знает народные приметы.
- Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает названия праздников и когда они бывают.
Средний уровень –
- Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение.
- Помнят русские народные потешки, прибаутки, загадки, образные выражения и используют их в речи.
- Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с той же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ.
Низкий уровень –
- Дети знают некоторые потешки, пословицы, поговорки, загадки, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний.
- Участвуют в народных праздниках, но пассивно.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. схему 1):
- Мир. Слово. Образ. Книга.
- Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
- Вера. Надежда. Любовь. София.
- Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
- КЛАСС
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ.
ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ СОФИЯ
Вера Надежда Любовь Ум да разум
Верность Согласие Милосердие Истина
Правда Терпение Доброта Знания и мудрость
Честь Послушание Раскаяние Вера, Надежда,
И Любовь – родные сестры
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
ГОД ОБУЧЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
КУРСОВ
1 МИР. СЛОВО. ОБРАЗ. КНИГА. 34
2 РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.
ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ. 34
3 ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ. 34
4 РОДНЫЕ ОБРАЗЫ. УМЕЛЫЕ ДЕЛА.
ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА. 34
В 19995г социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершённости курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1- м классе дети приходят к пониманию значения ИСТОКОВ. Система духовно - нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).
Во 2 – м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3 – ем классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4 – ом классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).
Главные ценности жизни СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, развивают жизненное пространство в контексте программы «ИСТОКИ» (начальная школа) следующим образом
«ИСТОКИ»- 1 | «ИСТОКИ» - 2 | «ИСТОКИ» - 3 | «ИСТОКИ» - 4 | |
СЛОВО | М | Социокультурная среда развития. | Духовно-нравственные ценности. | Традиции Слова, |
ОБРАЗ | И | Родные просторы. | Вера. Надежда. | Образа, дела |
КНИГА | Р | Труд земной. Труд души. | Любовь. София. | Праздника. |
ГЛАВНЫЕ | ЦЕННОСТИ | ЖИЗНИ |
Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ в начальной школе
В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:
«ИСТОКИ – 1». Системообразующие категории – ценности Слово - Образ– Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном). Категории – ценности представлены в темах « Мир », « Слово », « Образ », « Книга ».
«ИСТОКИ – 2». Категории – ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории – ценности представлены в темах «Родной очаг », «Родные просторы », «Труд земной » и «Труд души ».
«ИСТОКИ – 3» . Категории – ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории – ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», Любовь», «София».
«ИСТОКИ – 4». Категории – ценности, позволяющие увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Это «Традиции Образа, Слова, дела и праздника».
СОДЕРЖАНИЕ
Факультативного КУРСА «ИСТОКИ»
3 КЛАСС
« ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ»
Учебный класс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1 – ом и 2 – ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека.
«Истоки – 3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 – ем классе являются:
- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
Продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки – 3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внеурочном мире и первом духовном опыте.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 34 ЧАСА.
Вера (8 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда, в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда (8 часов)
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (8 часов)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие, словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его поступкам и нетерпимым к злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
СОФИЯ (10 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум позволяет и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – несложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: таблицы, схемы .
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций ( моноблок, медиапроектор, интерактивная доска, принтер,)
1. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, . – 2007 г. - 96 с.
2. Истоковедение. Том 5. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2007. -
3. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
4. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 3 класс. М.: Технологическая школа бизнеса. 2002.
5. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
6. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
7. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.
Кузьмин И. А., Камкин А. В. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. :м 1. Издание 3-е, дополненное,2010,
8.“С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.9
9.. Л.В.Кокуева “Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа”: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс 34часа
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты | Дата |
1 | Вводный урок. Знакомство с книгой. Вера. Чему доверяет сердце. | Личностные: - положительное отношение к освоению содержания предмета «Истоки возрождения Регулятивные: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи; Познавательные: - читать тексты, понимать их содержание; Коммуникативные: - реализовывать потребность в общении со сверстниками | |
2 | Верность. Верность – знак веры. Как верит пытливый ум. | Регулятивные: Менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | |
3 | Присяга и клятва – знак верности. Верность не знает мелочей. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (семья, родители) Коммуникативные: Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией | |
4 | Правда. О Правде и Кривде. Правда открывается не всем. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) | |
5 | Правда в деле. Правда в слове. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) | |
6 | Честь. Воинская честь и доблесть. Похвала мудрости. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
7 | Поклон Преподобному. Почести. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) понятие храм: страждущие и плачущие – и там утешаются. Идут растерявшиеся – и там получают наставление. Идут провинившиеся - и получают прощение. Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога. Храмы нужно беречь. Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь. | |
8 | Надежда на свои силы и опыт. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
9 | Надежда не должна умирать. О тщетной надежде. | Познавательные: Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | |
10 | Согласие ума, сердца и души. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их | |
11 | Как согласие не красоту творит и добрую надежду рождает. | Познавательные: Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | |
12 | Несогласие и разногласие. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
13 | Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет умения. | ||
14 | Нетерпимость. Без терпения нет спасения. | Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | |
15 | Послушание. Послушание опыту, совести. Послушание закону. | Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | |
16 | Дружба. Единство. Любовь к ближнему. | Регулятивные: Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников | |
17 | Что такое милосердие? Милосердие в слове. | Познавательные: Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине, природе Регулятивные: Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |
18 | Доброта. Добрые слова. Добрые дела. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (доброта, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
19 | Доброжелательность. Доброта истинная и ложная. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их | |
20 | Раскаяние. Прощение. Прощеное воскресение. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников | |
21 | Ум да разум. Ум познает и запоминает. Притча о блудном сыне. | Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников | |
22 | Святые Кирилл и Мифодий. | ||
23 | Как ум обогатить, да разум просвятить. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности. | |
24 | Истина. Истина в слове. Истина в образе. Истина в деле. Проект: «Мы в ответе за порядок на планете» | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
25 | Знания и мудрость. Мудрость и мудрецы. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |
26 | София – Мудрость Божия. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |
27 | Любовь – христианская добродетель. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |
28 | Совесть – голос Божий в душе человека. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |
29 | Милосердие. | Личностные: - начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
30 | Отношение к родителям. Послушание. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) | |
31 | Доброе отношение к животным. Проект: «Поможем братьям нашим меньшим» | Личностные: - начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
32 | Отношение к чужому - не укради. Ложь. Обман. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах; Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |
33 | Трусость. Жадность. Зависть. Добрые и злые дела человека. | ||
34 | Совесть – голос Божий в душе человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...