Классный час "Я - гражданин и ученик"
классный час (4 класс)

Я - гражданин и ученик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_-_grazhdani_i_uchenik.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

Тема: Я – гражданин и ученик

        В современной России, вставшей на путь построения правового государства, образование и воспитание в духе соблюдения и уважения прав и свобод особенно актуально.

      Стратегической задачей модернизации российской образовательной системы является выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально экономических условиях, благополучных в будущей взрослой жизни и признающих права и свободы человека высшей ценностью.

       Данное занятие соответствует основополагающим принципам гуманизации и демократизации современной школы.

 В его содержание включено:

1) ознакомление с правовыми документами;

2) изучение основных прав «Конвенции о правах ребёнка»;

3) практические и игровые упражнения;

4) работа над созданием проекта.

        Вся работа направлена на самоопределение ребят в школьной жизни: через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.

        Занятие комбинированного типа, с применением ИКТ.

 Этапы занятия:

  1. Оргмомент (мотивирование к активной работе).
  2. Актуализация опорных знаний. Открытие нового знания.
  3. Работа в группах.
  4. Знакомство с правовыми документами.
  5. Практическая направленность полученных знаний в группах.
  6. Творческая работа над созданием проекта «Кодекс класса».
  7. Психотренинг.
  8. Рефлексия.

  На занятии применяются разнообразные методы и прёмы:

- метод диалогического изложения;

- проблемный метод;

- игровой метод;

- метод проектов;

- психотренинг;

- метод релаксации;

- приёмы критического мышления.

      Использование данных методов способствует оптимальному переходу от объяснительно-проблемного уровня понимания правовых знаний к обобщающему и оценочному уровню представления материала.

      С целью сохранения здоровья и предотвращения переутомления детей периоды интенсивной работы чередовались с расслаблением, использовались различные формы и методы работы. Применение ИКТ позволило выделить основные аспекты учебного содержания и последовательность его изложения.

       Отбор содержания материала, форм и методов деятельности осуществлялся с учётом возрастных особенностей младших школьников и был направлен на создание условий для совершенствования их гражданского самосознания.

Цель: создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.

Задачи: 

  • Познакомить ребят с правовыми документами.
  • Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  • Организовать работу, направленную на самоопределение детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками).
  • Развивать коммуникативные компетенции, творческие способности обучающихся.

 Оборудование: правовые документы, раздаточный материал, ИКТ.

Ход занятия

  1. Оргмомент.   СЛАЙДЫ 1-2
  2. Актуализация опорных знаний. Открытие нового знания.
  1. Анализ ситуаций

- Мы часто встаём перед выбором: как поступить?

а)  Помочь маме или пойти погулять?

б)  Делать уроки или смотреть телевизор?

в)  Нагрубить товарищу или решить спор по дружески?

г)  Сказать правду или промолчать?

-  Легко ли принять решение?  От чего зависит ваш выбор?

Вывод: принимать решения не просто, но надо поступать по совести.

  1. Игра:  «Да»  «Нет»

- Вам необходимо подставить слово   «Да» к тому качеству, которое позволяет человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях – «Нет».

СЛАЙДЫ 3-5

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Уважение к себе

Безразличие

Справедливость

- Что такое справедливость? А несправедливость?

Из словаря С.И. Ожегова: «Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине».

- Приведите примеры справедливости и несправедливости.

Вывод: есть моральные и правовые отношения: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом.

- Что значит быть справедливым, например к одноклассникам? (Это значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим  проявлять их достоинства.)

   После обсуждения дети выводят правило.

Правило: не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

  1.  Работа в группах    СЛАЙД 6

- Прочитайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк:

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал – это слово навеки, гранит,

Если в гору идёшь, поднимайся. Других не толкая.

                                                         ( С. Островой)

Высказывания ребят по группам.

Вывод: быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Знакомство с правовыми документами.  СЛАЙД 7

- Посмотрите на фото. Все вы разные, к вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все мы вместе – часть общества, в котором живёте, поэтому у вас одинаковые  ...  (права).

- Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?   СЛАЙД  8

- «Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав ребёнка в любой стране. В каждой стране эти права закрепляются основным законом. Это правовые документы.

- Почему их так называют?

Выводы: Право – это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.

Законы -  это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны.

V.        Ознакомление с основными правами Конвенции  СЛАЙД 9

- На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:

1. Право на жизнь.

2. Право на имя при рождении.

3. Право на медицинскую помощь.

4. Право на образование.

5. Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.

6. Право на заботу и воспитание родителями.

7. Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.

- Вы пользуетесь этими правами?  ( После обсуждения дети делают вывод.)

Вывод: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, отдыхать, получать медицинскую помощь.

   VI.  Работа в группах. Практическая работа.   СЛАЙД 10

- Люди на Земле появились давно, а вместе с ними появились и главные вопросы ...

(Каждая группа получает карточку с заданием.)

1 группа: Что люди могут делать и чего не могут?

2 группа: Что они обязаны делать и чего не обязаны?

3 группа:  На что они имеют право и на что не имеют?

     Отчёт по группам. После обсуждения учащиеся приходят к выводу.

Вывод:  К сожалению, в жизни тоже бывают такие ситуации. Человек, нарушая права другого, забывает свои обязанности. Надо быть внимательными и осторожными с окружающими, потому что каждому праву соответствует обязанность, об этом не надо забывать.

Обязанности.   СЛАЙД  11

«Обязанность – определённый круг действий, безусловных для выполнения» (Из словаря С.И. Ожегова).

- Обязанности бывают разные, они есть повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное – помнить о них и выполнять.

СЛАЙД 12

- Как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы.)

Ученики обязаны:

- соблюдать устав школы;

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к школьному имуществу;

- соблюдать правила поведения учащихся;

- уважать права других.

- Говорили об обязанностях, а вернулись к правам.

Вывод: Нет прав без обязанностей, а обязанностей - без прав.

Творческая работа в группах. Работа над созданием проекта «Кодекс класса» в группах.   СЛАЙД 13

1 группа: В виде аппликаций, рисунков создает знаки – памятки о правах ребенка.

2 группа: Работает над обязанностями школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника:

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения;

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок;

- соблюдать технику безопасности;

- беречь свое здоровье;

3 группа: Выделить те предложения, которые приемлемы для нашего класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться и обижать другого.
  • В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками отдельно.
  • Все в классе равны, независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть «вожак», которому все должны подчиняться и который будет руководить жизнью коллектива.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не ломать.
  • Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать любую вещь, которая тебе понравилась.
  • Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать свое мнение.
  • Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Веди себя прилично только на уроках, а после уроков можешь шалить, баловаться.
  • Содержать в чистоте рабочее место, кабинет, установить график дежурства.
  • Следить за порядком и чистотой только своего рабочего места, остальное – уберет дежурный.

 VII. Представление проекта «Кодекс класса»

Отчет по группам.

Творческое задание от групп.

1 группа:

В мире есть закон, что знает _______,

Все его Конвенцией _________.

Охраняет жизнь, здоровье ____________,

Их права на отдых и на ________________.

Нам с тобою тот закон ______________,

В жизни нам поможет очень ____________.

( Слова для справок: каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.)

2 группа:

Без устава школе быть ______________,

Это знают даже ________________.

«Надо» и «Могу» в нём ____________,

Только изучить ты  ________________.

По «Уставу» будешь жить ___________,

И проблем не будет _______________.

( Слова для справок: едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.)

3 группа:

Будет очень дружным ______________,

Всё получится у ________________.

Если будем точно ___________

И, конечно, _________________

Правила, что класс ____________

И «Кодексом» их _____________.

( Слова для справок: у нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.)

        X. Психотренинг   СЛАЙД 14

 Дети берутся за руки,  изображая земной шар. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твоё право на безопасность и не стану тебя обижать» и т.п. Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твоё право на образование и не стану отвлекать тебя на уроке» и т. п. Игра идёт по кругу.

         XI. Рефлексия    СЛАЙД 15

- Что для себя нового открыли сегодня?  (Дети называют правовые документы, основные права ребёнка, записанные в Конвенции, их значимость, обязанности гражданина и ученика.)

СЛАЙД 16

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах разных уровней, но и в любом из нас.

- Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства. Права и свободы человека возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.

СЛАЙДЫ    17-18

Я – человек. Живу среди людей,

Тех, у которых множество идей,

И все должны мы понимать друг друга,

Ведь в этом состоит общественного жития наука.

Я – человек. И ты. И он ведь человек.

Давайте в мире пониманья жить вовек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика

1. Принципы взаимодействия классного руководителя и семьи ученика2. Родительское собрание - основная форма работы с родителями3. Индивидуальная работа с родителями4. Коллективные и групповые формы раб...

Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная  и чётко организованная система  сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...

Конспект внеурочного занятия «Я – гражданин. Я - ученик»

Внеурочное занятие позволяет · познакомить ребят с правовыми документами,сформировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;способствует  формированию правово...

классный час "Гражданином быть обязан"

Данный материал предназначен для проведения классного часа, посвященного Конституции Российской Федерации....

Внеклассное мероприятие "Я – Гражданин и Ученик"

Цели:• формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну; • формирование понятий “Права...