МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ: «Технологии развития умений заучивания стихотворений»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Аннотация

 

Данная разработка представляет собой серию внеклассных занятий, направленных на развитие способностей учащихся младшего подросткового возраста к заучиванию стихотворений. Предложенная работа может быть полезна для учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений при проведении внеклассных занятий, классных часов, уроков русского языка и литературы.

В разработке подробно обоснованы цели и задачи, актуальность работы и представлены планы конкретных уроков.

В процессе работы ученики улучшают способности и умения к заучиванию стихотворений, а также и навыки работы в команде над решением поставленной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ

НА ТЕМУ:

«Технологии развития умений заучивания стихотворений»

                                                        Выполнила: Егорова Е.А.

                                        

                                                        

Санкт-Петербург, 2019 г.


Аннотация

Данная разработка представляет собой серию внеклассных занятий, направленных на развитие способностей учащихся младшего подросткового возраста к заучиванию стихотворений. Предложенная работа может быть полезна для учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений при проведении внеклассных занятий, классных часов, уроков русского языка и литературы.

В разработке подробно обоснованы цели и задачи, актуальность работы и представлены планы конкретных уроков.

В процессе работы ученики улучшают способности и умения к заучиванию стихотворений, а также и навыки работы в команде над решением поставленной проблемы.


Введение

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, школьника, который знает много стихов. В дальнейшем они сетуют, что у них плохая память.

К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Целью данной работы является развитие умений учащихся младшего подросткового возраста по заучиванию стихотворений.

Для решения данной цели ставились следующие задачи:

- познакомить учащихся со способами запоминания стихов

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельного заучивания стихотворений

- способствовать развитию памяти и внимания учащихся

- воспитать творческую активность при выполнении заданий в группах

- воспитать положительный интерес к поэзии

Работа с учащимися проходит в форме внеклассных занятий, способ организации – коллективный, в группах по несколько человек или всем классом. Используются демонстрационные и раздаточные материалы.


Раздел 1

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ

Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три-четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не заглядывая в книгу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

Когда в школе на уроке вызывают ученика, чтобы проверить, как он выучил стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.

При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия. Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке. Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихотворения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.

Как же заучивать стихи? Стихотворение, даже большое, легче запоминать не по частям, а целиком. Но как?

Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт.

Теперь начинайте читать снова. Тут вы почувствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда – начальные, иногда – из середины, иногда – концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.

При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; не запомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!

Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.

Перечитывая по памяти стихотворение еще раз, вы и не заметите, как естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти. Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем, если учить их, бесконечно задалбливая отдельные четверостишия и прилепляя одно к другому.

Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем воображении картины того, о чем в нем говорится. Все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.

Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.

В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно. При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться следующими рекомендациями.

Также при заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.

 

  • Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.
  • Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Рекомендуется подбирать к знакомым учащимся стихам соответствующие картинки.

Возможно использование приемов мнемотехники. В основе приемов мнемотехники лежит принцип активизации образного мышления, которое закрепляется в зрительном образе-рисунке.

К каждой строке стихотворения делаются маленькие рисунки. Ученик повторяет несколько раз заучиваемую строку стихотворения, одновременно зарисовывая рисунок символ. Затем делается небольшая пауза, после которой повторяется наизусть строка стихотворения по рисункам образам. Так «зашифровывается» и заучивается каждое четверостишие. Затем стихотворение «читается» - рассказывается наизусть по мнемосимволам (рисункам-образам) целиком, после нескольких повторов рисунок убирается и рассказывается стихотворение без опоры на мнемосимволы.

Помните, что кратковременная память одномоментно воспринимает около 7 единиц-блоков информации. И перегружать ее нежелательно. В случае заучивания стихов это означает, что желательно разбить стихотворение на такие блоки по 7-8 слов. Как правило, это одна-две строки. И при заучивании делайте между такими блоками паузы по примерно 4 секунды.

Читайте стихотворение эмоционально, с чувством. Это хорошее подспорье при запоминании.

Некоторые люди намного лучше запоминают тот текст, который написали сами. Попробуйте переписать стихотворение из книги на листок бумаги. Быть может, за время переписывания вам удастся практически полностью его запомнить.

Еще один эффективный для заучивания способ - выделение строчек или строф разными цветами. Допустим, в стихотворении четыре четверостишия, каждое из них можно выделить разными маркерами. В этом случае у вас в сознании отложится определенная последовательность цветов, а каждый цвет будет ассоциироваться со стихотворным отрывком. Это помогает не пропускать части текста при воспроизведении и не путать их местами.

 Лучше всего не учить стихотворение в самый последний момент. В идеале это должно занимать несколько часов или даже дней. Чередуйте заучивание стихов с какой-нибудь другой (лучше всего физической) деятельностью, за это время мозг успеет отдохнуть, а полученная информация разложится в голове по полочкам.

Вы когда-нибудь пробовали записать себя на магнитофон и потом прослушать? Если пробовали, то заметили, что не узнаете своего голоса, в то время, как Ваши знакомые не находили различий между "живым" голосом и записью. Используйте этот факт при запоминании стихов и вообще любого материала. Магнитофонная запись материала своим голосом прекрасно помогает запоминанию. Кстати, весьма продуктивный метод и при изучении иностранных языков.

Если вы относитесь к тем людям, которые хорошо воспринимает информацию на слух, то попробуйте поискать аудиоверсию стихотворения. Чаще всего, стихи читают профессиональные дикторы, которые правильно расставляют паузы и смысловые ударения. Из их уст произведение звучит более осмысленным, запомнить его становится проще. Если поиски не дали результатов, попросите кого-нибудь из близких почитать вам текст.

И, наконец, используйте маршрут. Составьте список слов в такой последовательности - последнее слово строфы - первое слово следующей строфы. Запомните этот список слов. Увидите, насколько эффективнее будет Ваше запоминание.

Заключительными этапами работы, проверкой глубины понимания стихотворения служит выразительное чтение. Оно «овеществляет» в интонациях человеческого голоса чувства и мысли, вызванные поэтическими образами. Чтение стихотворения не может состояться без глубокого постижения смысла стихотворения, без конкретного видения тех картин, которые оно несет в себе, без взволнованности, зараженности теми чувствами, которые тревожат поэта. Об этом писал Г. В. Артоболевский: «Для того чтобы слушатель „увидел“ нужный образ, сам исполнитель должен увидеть его. Полное понимание произведения невозможно, если чтец „не решит“ для себя его образы, не расшифрует их творчески. У всякого художника, как и у всякого читателя, есть право на субъективность восприятия».


Раздел 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ЗАПОМИНАТЬ СТИХИ

Вашему вниманию предлагаются занятия, помогающие ученикам быстро и легко научиться запоминать стихотворения.

Занятие 1. Запоминание стихотворений. Метод «Разрезанное стихотворение»

Задачи:

- познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Разрезанное стихотворение»);

- развить зрительную память и внимание.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, ксерокопия стихотворения С.Я. Маршака для педагога, раздаточный материал для детей.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра «Счёт».

Дети встают в круг, а педагог объявляет, что сегодня он проверит, как они умеют считать.

Инструкция: «Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «4», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1,2,3, хлопок, 5,6,7,8,9,10,11,12,13, хлопок и т.д.

Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «6».

3. Основное содержание занятия.

Прежде чем вы узнаете о приёмах, облегчающих запоминание стихотворного текста, не могу не сказать вам о том, насколько полезно для развития памяти само запоминание.

К сожалению, сейчас люди практически перестали запоминать стихи. А вот раньше, в 19 веке, да ещё и в середине 20 века самые обыкновенные люди знали наизусть огромное количество стихотворений. Увлечение поэзией было делом столь же популярным, как сейчас просмотр фильмов по домашнему кинотеатру.

Большинство нынешних молодых людей худо-бедно помнят наизусть лишь то, что заставляют учить в школе. При этом не могу не признать, что у людей прошлых поколений качество памяти было гораздо лучше, чем у ваших современников. А всё потому, что у них был большой опыт запоминания различной информации.

И мне не раз приходилось слышать от разных специалистов, что одной из причин ухудшения памяти у современных школьников является то, что они перестали запоминать стихи. Поэтому, если вы хотите сохранить хорошую память надолго, не пренебрегайте стихами.

Попробуйте хотя бы раз в месяц запоминать по одному стихотворению. Это отличный способ тренировки вашей памяти. Не говоря уже о том, что знанием поэзии всегда можно блеснуть в обществе.

Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, мы всё равно испытываем некоторые трудности при его заучивании.

Как облегчить этот процесс?

Итак, пришло время познакомиться с первым способом запоминания стихотворения. Этот способ называется «Разрезанное стихотворение».

Сейчас нам предстоит выучить стихотворение С. Маршака «Пожалуйста, потише!».

/Заранее написанные слова данного стихотворения наклеены на разноцветных полосках бумаги. /

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать.

Ведь вас и так услышат.

Ведь вас и так услышат –

Попробуйте всё тихо рассказать,

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости

А между прочим дождика всё нет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Спокойно говори, а не кричи!

Пожалуйста, потише!

Тсс…Тсс…Ччч…!

Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение».

Все вместе читаем стихотворение вслух.

Убираю первую строку. Вам необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.

Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.

Примечание: строчки необходимо убирать по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения нужно обязательно повторять стихотворение от начала и до конца. Когда будет убрана последняя строка, дети повторяют стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально. Правила заучивания стихотворений данным способом записываются в рабочих тетрадях.

Игра для отдыха «Счёт».

Инструкция: «Сейчас при счёте запрещается говорить все цифры, которые делятся на «3», вместо них необходимо хлопать в ладоши».

Задание для самостоятельной работы.

Инструкция: «Предлагаю вам попробовать самостоятельно запомнить отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева при помощи изученного нами метода. У каждого из вас на столах, в конвертах, уже лежит разрезанное стихотворение. Каждая строка для удобства пронумерована».

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сияньи потонула

Вся смятенная земля.

Анализ выполнения задания:

Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?

Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?

Занятие 2. Запоминание стихотворений. Метод «Шторка»

Задачи:

- познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Шторка»);

- развить зрительную память и сосредоточенность внимания.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к заданиям 1 и 3 (Приложение 1), наглядный материал для педагога, карточки для работы.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра «Ванная комната» (Приложение 1).

Инструкция: «Внимание! Перед вами 2 рисунка с изображением ванной комнаты. Сначала мы будем работать с рисунком № 1. В комнате есть различные предметы:

лёгкие и тяжёлые,

гладкие и шершавые,

мокрые и сухие.

Представьте, что вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из этих предметов. Вам даётся 1 минута на запоминание предметов, находящихся в данной комнате. Через 1 минуту вы перевернёте рисунок.

/Дети работают 1 минуту./

Возьмите рисунок № 2. Найдите недостающие предметы на рисунке и запишите их в тетрадь».

Недостающие предметы: лампочка, мочалка, зубная щётка, носки, коврик, мусор на полу, мыльница с мылом.

Анализ выполнения упражнения:

- Какой вид памяти мы сейчас тренировали?

3. Основное содержание занятия.

Сегодня вам предстоит познакомиться с ещё одним способом запоминания стихотворений, который называется «Шторка». Данный способ позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончит строки по памяти.

Как действовать?

Предположим, вы хотите выучить отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

Стали зайки

На лужайке

Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,

Как весёлые котята,

Прямо к дедушке мохнатому,

Толстопятые, бегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки, обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Алгоритм заучивания стихотворения методом «Шторка».

Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.

С правой стороны закрыть карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Попытаться прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.

Затем закрыть шторкой уже значительно большую область справа и вновь прочитать стихотворение целиком. Если всё прошло гладко – отлично. Если вы не смогли вспомнить какие-то слова, повторите этот шаг ещё раз.

Закрыть почти все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?

Оставить не закрытыми только первые буквы строк и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.

Посмотреть на ряд, состоящий из букв и запомнить его.

Настало время убрать текст полностью и попытаться воспроизвести стихотворение.

Итак, мы с вами ознакомились с алгоритмом заучивание стихотворений методом «Шторка». Предлагаю попробовать вместе выучить отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Краденое солнце».

/Дети работают по алгоритму заучивания вместе с педагогом. /

Игра для отдыха «На видном месте».

Дети закрывают глаза, а педагог в это время на любое место в кабинете кладёт маленький предмет (ластик, значок и т. д.). Ребятам необходимо обнаружить этот предмет, но не говорить вслух о том, где он лежит, а быстро занять своё рабочее место. Кто первый вернётся на место, тот и победит.

Задание для самостоятельной работы.

Инструкция: «Методом «Шторка» вам предстоит самостоятельно выучить ещё один отрывок из того же стихотворения. На карточках для вас напечатан отрывок данного произведения. Попытайтесь выучить его за 5 минут. Карточки – шторки находятся в конвертах».

А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами ищет:

«Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?»

И весь день она по лесу бродит,

Но нигде медвежат не находит.

Только чёрные совы из чащи

На неё свои очи таращат.

/После выполнения задания необходимо попросить детей продекламировать выученные отрывки/

Анализ выполнения задания:

Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?

Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?

Занятие 3. Запоминание стихотворений «Найди строку»

Задачи:

- познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений;

- развить зрительную память и внимание.

Оборудование:  раздаточный материал для детей (стихотворение Парус Лермонтова М.Ю.).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка «Поток слов».

Учащимся зачитываются слова, причем чтение производится с одинаковой интонацией и одинаковыми промежутками времени между словами (примерно 1 с).

Материал для запоминания:

Дружба

Спички

Встреча

Полка

Школа

Болезнь

Доска

Мыло

Радость

Винт

Стена

Капуста

Подарок

Труба

Слеза

Кирпич

Вода

Учебник

 

После зачитывания учащимся предлагается воспроизвести эти слова либо письменно, либо устно. При анализе результатов обращают внимание на то, действительно ли лучше запомнились те слова, которые, предположительно, имеют для детей субъективную эмоциональную окраску.

3. Основное содержание занятия.

Учащиеся делятся на 3 команды.

Каждой команде вручается четверостишие, которое записано по строчке на отдельных листках.

Задание: составить четверостишие и зачитать.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Анализ выполнения задания:

Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?

Занятие 4. Запоминание стихотворений.  «Путаницы и шарады»  

Задачи:

- познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений;

- развить зрительную память и внимание.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.

3. Основное содержание занятия.

Задание 1: прочитать стихотворение К.И. Чуковского.

Разделить его на предложения, поставить, где надо точки.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Задание 2: разгадать шараду.

Со звуком "С" я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С "М" — берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто, (соль        - моль)

С "М" приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой "Л" зимой бывает,

А весной он исчезает, (мёд - лёд)

С "Т" я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С "Л" всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (тень        - лень)

Анализ выполнения заданий:

Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?

Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?


Заключение

Память – основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения.

«Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

На сегодняшний день проблема развития памяти учащихся является актуальной и социально значимой. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.

Несомненно, что заучивание ритмически организованной информации происходит легче, чем, скажем, прозы. Сам факт выучивания стихов - прекрасная тренировка для мозга.

В школе очень часто дают задание - выучить стихотворение.
Но практически никогда не объясняют, как надо учить

И приходится ученику самому для себя находить необходимую технологию заучивания стихотворений. В результате некоторые справляются с этим заданием легко, а для других это просто мучение. В данной методической разработке были представлены эффективные практические упражнения в игровой форме, которые могут сделать процесс запоминания стихотворений легким и эффективным.


Список литературы

  1. Акимова Г. Память – на пять! – Екатеринбург: У – Фактория, 2006.
  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  4. Львов С.Н. Книге о книге, М., «Просвещение», 1980.
  5. Матюгин И.Ю. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М.: Издательство « Эйдос», 2001.
  6. Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. – М.: Издательство «Эйдос», 1997.
  7. Невзглядова, 1997 — Е. В. Невзглядова. Об интонационной природе русского стиха (оппозиция: стих — проза). // Русская литература  №3, 1997.
  8. Никитина Т. Б. Как развить хорошую память. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.; В 4 – х томах. – М.: Генезис, 2001.
  10.  Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  11.  Чуковский К. Сказки. – М.: Издательство «Правда», 1990.Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995.
  12. http://www.kakprosto.ru/kak-38407-kak-uchit-stihi-naizust
  13. http://www.solteh.net/index.php/methodical-piggy-bank/metodicheskie-supplies/26-development

Оглавление

1. Аннотация                                                                                        2

2. Введение                                                                                                3

3. Основная часть                                                                                

Раздел 1. Общие рекомендации по заучиванию стихотворений                        4

Раздел 2. Практические занятия по развитию умений запоминать стихи        8

4. Заключение                                                                                        17

5. Список литературы                                                                                18

6. Оглавление                                                                                        19

7. Приложение. Игра «Ванная комната»                                                         20


Приложение 1  

Игра «Ванная комната»

Рисунок 1


Рисунок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

Разработка урока по русскому языку «Развитие умения ставить вопросы кто? и что? к словам». (2 класс)

УМК "Школа 2100". Цель урока: развивать у детей умения ставить вопросы кто? и что? к словам....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Н.А.Некрасов Стихотворения" 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить знания учащихся о Н.А.Некрасове, его жизни и творчестве, учить выразительно читать и анализировать стихотворения "Школьник", "В зимние сумерки..."...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...