Программа внеурочной деятельности "Мы и наш мир"
рабочая программа (4 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Программа внеурочной деятельности "Мы и наш мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._my_i_nash_mir.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 116/1

от «31» августа 2019 г.

ДИРЕКТОР:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

         Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол №  1

от «28 » августа 2019 г.

руководитель МО:

_______  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

 «Мы и наш мир»

на 2019 - 2020 учебный год

реализуется в 3 «В», 4 «Б»  классах

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

Смоленск 2019 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Мы и наш мир» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • учебный план ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Цели программы:

1.  Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

2. Формирование уважительного отношения к людям разных национальностей.

Задачи программы:

1. Знакомить детей с культурными особенностями разных стран и народов.

2. Развивать у младших школьников познавательный интерес, стремление узнать что-то новое.

3. Учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию.

4.. Воспитывать в детях уважительное отношение к разным народам.

5.Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу.

6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство прекрасного, творческие способности.

7. Формировать коммуникативную общекультурную компетенцию.

8. Развивать у учащихся навыки продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

9. Развитие навыков межличностного общения.

Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов, фильмов; конкурсы; викторины, просмотр мультимедийной презентации.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Данная программа реализуется в 3 «В», 4 «Б», в объеме 34 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.

2. Общая характеристика курса

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

         Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.

Познавательный интерес, определяющий в норме направленность ребенка на учебную деятельность, у умственно отсталых учащихся обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, события, которая не перерастает в интерес к предмету как к области знаний. Младшие школьники с нарушением интеллекта обычно пассивно относятся к учебным занятиям, требующим мыслительной деятельности. Именно поэтому так важно в рамках внеурочных занятий вызвать у ребенка познавательный интерес.

Специально организованный педагогический процесс предусматривает формирование у умственно отсталых учеников младших классов различных интересов, в том числе и общекультурных. Это необходимо для расширения общего кругозора школьников, для их ориентации в социальном окружении. Программа по общекультурному направлению «Мы и наш мир» направлена на формирование у младших школьников кругозора, развитие художественного вкуса, приобретение школьниками знаний о мире в котором мы живем.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.

3. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена общества,
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • знание основ социально ценных личностных и нравственных качеств;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • формирование потребности соблюдать нормы поведения в обществе.

Предметные результаты:

  • знание культурных особенностей разных стран;
  • знание народов России и мира;
  • умение вступить в контакт со сверстниками и знакомыми взрослыми;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций;
  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Открытый мир»

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
  1. Познавательные БУД:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  1. Коммуникативные БУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

4. Содержание  программы

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Мы и наш мир» состоит из 2 разделов:

1. Раздел 1. Путешествие по миру – 20 часов.

Ознакомление младших школьников с культурными особенностями и традициями разных стран. Познакомить с известными достопримечательностями, художниками и композиторами.

Тема 1. Наша страна – Россия. Наша страна. Столица. Города России. Достопримечательности нашей страны. Природные и культурные богатства.

Тема 2. Наши соседи – Белоруссия. Столица. Основные достопримечательности. Традиции.

Тема 3. Япония. Столица. Основные достопримечательности. Роботы  и технологический прогресс. Традиции.

Тема 4. Италия. Столица. Основные достопримечательности. Культурные традиции, природа,  еда. Леонардо да Винчи. 

Тема 5. Китай. Столица. Основные достопримечательности. Культурные традиции, природа,  еда.

Тема 6. Египет. Столица. Основные достопримечательности. Культурные традиции, пирамиды. Кто такие фараоны?

Тема 7. Австралия. Страна материк. Природные особенности. Традиции.  

Тема 8. Индия. Столица. Основные достопримечательности. Культурные традиции, танцы, фильмы.

Тема 9. Самые маленькие страны. Ватикан. Лихтенштейн. Сан-Марино.

 2. Наша большая страна: народы России – 14 часов.

Познакомить детей с многообразием народов проживающих на территории Российской Федерации, их традициями и особенностями жизни. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Тема 1. Россия – многонациональное государство. Народы, проживающие на территории нашей страны. Почему их так много?

Тема 2. Русский народ. Культура, история, традиции. 

Тема 3. Татарский народ. Культура, история, традиции.

Тема 4. Народ Чукчи. Культура, история, традиции.

Тема 5.Чеческий народ. Культура, история, традиции.

Тема 6. Народ Якутии. Культура, история, традиции.

Тема 7. Народы других стран. Мексиканцы, китайцы, греки, эскимосы, индейцы.

5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мы и наш мир»

п/п

Содержание

(раздел, тема)

Практическая работа

Кол-во часов по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 9 часов

Раздел «Путешествие по миру» - 20 ч

1.

2

Наша страна – Россия.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

2

4.09

11.09

3.

Наши соседи – Белоруссия.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

1

18.09

4.

5.

Япония.  

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

2

25.09

2.10

6.

7.

Италия.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

2

9.10

16.10

8.

9.

Китай.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

2

23.10

30.10

II четверть – 7 часов

10.

11.

12.

Египет.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

3

13.11

20.11

27.11

13.

14.

Австралия.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

2

4.12

11.12

15.

16.

Индия.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

2

18.12

25.12

III четверть – 10 часов

17.

18.

19.

Самые маленькие страны.

Викторина. Работа с картой. Просмотр презентации.

3

15.01

22.01

29.01

 20.

Весь мир.

Итоговая игра-викторина.

1

5.02

Раздел  «Наша большая страна: народы России» – 14 часов

21.

22.

Россия – многонациональное государство.

Интерактивная беседа.

2

12.02

19.02

23.

24.

Русский народ.

Интерактивная беседа. Рисование.

2

26.02

4.03

25.

26.

Татарский народ.

Интерактивная беседа. Лепка.

2

11.03

18.03

IV четверть – 8 часов

27.

28.

Народ Чукчи.

Интерактивная беседа. Просмотр фильма.

2

1.04

8.04

29.

30.

Чеческий народ.

Интерактивная беседа.

2

15.04

22.04

31.

32.

Народ Якутии.

Интерактивная беседа.

2

29.04

6.05

33.

34.

35.

Народы других стран.

Интерактивная беседа.

Итоговая игра-викторина.

2

13.05

20.05

27.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

В связи с тем, что в этом учебном году два урока, согласно учебному расписанию, выходят за рамки часов рабочей программы, то будут дополнительно проводится занятия по теме: «Народы других стран» в конце IV четверти, соответственно происходит расширение материала в объеме 1 часа.

IV четверть: по плану – 8 часов, по факту – 9 часов.

Год: по плану – 34 часа, по факту – 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...