Государственные символы России
методическая разработка

Васильева Ирина Михайловна

Данный материал предназначен для занятий по внеурочной деятельности и для внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка   классного часа «Государственные символы России»

Цель: уточнить понятие «Родина», «Россия»; развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства; познакомить с основным законом-Конституцией России, дать представление о правах ребёнка; объяснить детям, что означает «ПРАВО» и где отражены права; формировать представление о правах и обязанностях школьников; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: музыка гимна, карта России,

-Сегодня мы будем говорить о Родине, познакомимся с государственными символами, с Конституцией Российского государства. Послушайте стихотворение З. Александровой (читает подготовленный ученик)

Если скажут слово-Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки - берёзка скромница

И ромашковый бугор….

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Беседа.

Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина-это наши мамы, папы, бабушки и дедушки. (Комментирует учитель во время просмотра слайдов). Слайды 1-5

-Как называется наша Родина?

Работа с картой.

-Посмотрите на карту. (Учитель показывает на карте Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Знакомство с государственными символами.

Учитель: У каждой страны есть свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Ученик: Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

-Давайте рассмотрим герб нашей страны. (Слайд 6)

   Герб-это такой государственный символ, которым можно любоваться, как произведением искусства. Фон герба - красный. На фоне щита - золотой двуглавый орёл Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама птица на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава-золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государство и независимость её от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей-это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже 500лет.

Учитель: Есть ещё один важный символ нашего государства – флаг. (Слайд 7)

Флаг -  нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Наш российский флаг - трёхцветный. Каково значение цветов, попробуйте понять, прослушав отрывки стихотворений.

1.Снежики так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете……(белом)

2.Спокойны и чисты рек русских воды,

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды.

Художник их раскрасил в………(синий)

3.Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под знаменем Победы ярко…(красным)

Учитель: Так что обозначает каждый из цветов?

4.Красный – отвагу, мужество, героизм

   Синий - небо, благородство.

   Белый - совершенство, чистота

Учитель: 22августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.  (Слайд 8)

Учитель: У каждого государства кроме флага и герба есть свой гимн. Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях, во время подъёма государственного флага, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди слушают его встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. (Слайд 9)

Ученик: Что такое гимн вообще?

                Песня главная в стране!

                В гимне российском есть такие слова:

                 «Россия-любимая наша страна».

Ученик: Россией гордимся, России верны.

               И нет на свете лучше страны.

               Слова написал те Сергей Михалков,

               Понятен и близок нам смысл этих слов.

Ученик:   А. Александров ноты сложил,

               Работу над гимном так завершил,

                Гимн слушаем стоя и молча всегда:

                Его нам включают в момент торжества.

Учитель: Гимн слушают стоя. Давайте и мы встанем и послушаем гимн. (Звучит гимн)

Беседа. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

-Что они обязаны делать и чего не обязаны?

-На что имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на вопросы жизнь превратили в неразбериху. Очень долго обсуждали   эти вопросы, когда их решили появились законы, которые помогли устранить неразбериху.

-Что же такое законы?

Ученик: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученик: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституция. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. А в 2013 году исполнилось 20 лет Конституции Российской Федерации. (Слайд 10)

Учитель: Конституция - основной закон, по которому мы живём. (Слайд 11)

Ученик: В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

Ученик: Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые отражены в основном законе.

Учитель: У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учёбу, отдых. А что же такое право?

Ученик: Право-это правила, по которому живут люди. Эти правила охраняет государство. Они определяют отношения людей в обществе.

Ученик:

Права ребёнка надо знать

Не только знать,

Но соблюдать

Тогда легко нам будет жить.

Играть, дружить и не тужить.

Учитель: Я предлагаю вспомнить тех героев сказок, которые нарушают права других, унижают и обижают их.

Вопросы:

  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд

  за вознаграждение держа кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас Барабас). (Слайд 12-1)

2). В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь? («Колобок»). (Слайд 12-2)

3). Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? («Баба Яга»).  (Слайд 12-3)

Учитель: Какие же права есть, у вас школьников?

Ученик: Право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятиях в кружках и секциях.

Учитель: Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьников?

Ученик: Уважать взгляды и свободу других людей, культурно себя вести в классе, в школе и за пределами, ходить опрятными, выполнять Устав школы.  

Учитель: На доске 2 листа: Права и Обязанности

-Распределите слова в группы: учиться, лечиться, отдыхать, культурно себя вести, ходить опрятным, выполнять Устав школы, уважать взгляды свободу других. Встречи с вами ждут любимые вами сказочные герои Смешарики, посмотрите мультфильмы и скажите, какие ещё права имеют граждане. (Просмотр мультфильмов, обсуждение)

Ученик: Мы знаем о законе мало,

                 Но больше всех иных

                 Мы знаем, делать нужно то

                 Что благо для других.

Ученик: Человеку много нужно

                Чтобы счастливо прожить

                 Нужен дождь и даже лужи,

                 Нужно с кем-нибудь дружить

Ученик: Нужен ветер, нужно море

                  Нужно море и леса.

                  Нужно счастье, нужна воля

                  И родные голоса.

Ученик: Хорошо иметь свободу,

                Мир загадок и чудес

                Чтобы жить на белом свете,

                Чтоб остался рядом друг,

                 Надо главное заметить,

                  Всё почувствовать вокруг.

Подведение итогов.

-Что нового узнали? О чём расскажите дома?

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её Конституцию и гордились своей страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Государственные символы России"

Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....

Государственные символы России.

Внеклассное мероприятие...

Презентация "Государственные символы России"

Эта презентация поможет не только в проведении уроков по окружающему миру, но и в проведении различных бесед. В ней содержатся: карта России с видами различных мест, гимн, герб, флаг, портрет Александ...

Государственные символы России

Визуальное знакомство с государственными символами нашей Родины....

Государственные символы России

Цели и задачи; Воспитание у детей уважительного отношения к  государственным символам России - флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине. ...

игра: поле - чудес "Государственные символы России"

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей возникновения символов нашего государства; воспитание любви, гордости и уважения к Родине....

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....