"Помоги птицам перезимовать"
классный час (1 класс)

Космидис Виктория Петровна

Конспект классного часа, длоя 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Помоги птицам перезимовать»

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Оборудование: презентация.

План занятия:

  1. Организация класса.
  1. Приветствие.
  1. Сообщение темы и целей занятия.
  2. Основная часть.

1. Вступительная беседа.

2. Загадки «Зимующие птицы»

3. Беседа «Корм птиц»

  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов.
  2. Прощание.

Организация класса.

- подготовка презентации

- проверка готовности учащихся к занятию.

Приветствие:

Таня: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемая Вера Викторовна! Мы очень рады вас увидеть.

Вика: сегодня мы с вами поговорим о птицах, о том, как им тяжело переносить сильные морозы, о том, как они питаются и живут зимой.

Сафия:

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.

Таня: Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Вика:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Основная часть:

Сафия: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам, как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

Таня: Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

Вика: С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей). В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Как же люди могут помочь птицам зимой?  (ответы детей)

Сафия:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Таня:

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

Вика:

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.
(следующий слайд)

Сафия: А сейчас ребята, мы с вами  разгадаем загадки и вспомним,  каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

1) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….

 (воробей) (следующий слайд)

По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете? Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

Таня:

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (снегирь) (следующий слайд)

Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.  

Вика:

  1. По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел) (следующий слайд)

Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему? (ответы детей).

София:

  1. Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) (следующий слайд)

Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

Таня:

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока) (следующий слайд)

 Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Вика:

  1. Окраска - сероватая,
    Повадка вороватая.
    Крикунья хрипловатая -
    Известная персона.
    Это...
     ( Ворона.) (следующий слайд)

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

 Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?

София:

  1. Известно с давних нам времен,
    Что эта птица – почтальон (голубь)
    (следующий слайд)

Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.

Таня:

  1. Кто в лесу живет сосновом,
    Носит крестик на носу?
    И гнездо плетет в ту пору,
    Когда пурга поет в лесу?
    Не страшны ему метели,
    Гнезда вьет зимой на ели.
    Крик его отрывист, прост,
    Криворотый красный клёст.
    (следующий слайд)

Вика:

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Сафия:

  1. Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

 Кто мелькает целый день?

Это птица поползень

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд. (следующий слайд)

Таня:

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

Вика:

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

Сафия:

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.

Таня:

  Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) (следующий слайд)

Вика:

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)

- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. (следующий слайд)

Сафия: А сейчас давайте посмотрим, какие бывают кормушки. Из чего можно сделать кормушки? А какие кормушки вы смогли сделать?

Таня:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Вика:

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Заключительная часть:

Сафия:

Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней  и богатым урожаем, который они спасут от вредителей.  Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Таня: Вот и подошло к концу наше занятие. Спасибо всем за внимание, до встречи!

Руководитель практики:                Сорокина Е.В.

Классный руководитель:               Фандеева В.В.

Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный прооект на тему: "Помоги птицам перезимовать"

Предлагается разработанный и реализованный с учащимися класса социальный проект на тему: «Помоги птицам перезимовать».  В прессе работы над проектом формируются практические навыки трудовог...

Конспект внеклассного занятия с презентацией по теме "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"

Внеклассное занятие "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"...

Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"

Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"...

Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"

Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"...

«Помоги птицам перезимовать»

На сегодняшний день при работе со школьниками большое значение имеют вопросы защиты окружающей среды и экологии. Особое место занимают темы экологического оздоровления нашей малой Родины, сохранение п...

"Помоги птицам перезимовать"

Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....

Проект «Помоги птицам перезимовать!»

Проект «Помоги птицам перезимовать!»...


 

Комментарии

Космидис Виктория Петровна

Конспект классного часа для 1 класса