Человек. Личность. Гражданин. 4 класс. Классный час
классный час

Цель: познакомить с понятиями «человек», «личность», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн»; формирование гражданского самосознания учащихся; воспитание любви и уважения к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek._lichnost._grazhdanin.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Человек. Личность. Гражданин»

4 класс

Цель: познакомить с понятиями «человек», «личность», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн»; формирование гражданского самосознания учащихся; воспитание любви и уважения к Родине.

    Оборудование: карта России, государственная символика, портрет президента страны, иллюстрации с изображением памятников культуры Москвы, Улан-Удэ, песня «С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера, «Из далека долго течёт река Волга…»,  «Левый берег Дона», О. Газманова «Москва, звонят колокола…»; карточки для игры «Я – гражданин, я должен …..».

«… настоящий гражданин – это отечества достойный сын»

 Н.А. Некрасов

«Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н.Радищев

В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев.

С чего начинается Родина?

(Звучит песня «С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)

Ученик:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Ученик:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим флаг России над Кремлём.

Там, где сладко пахнет  смородиной, там, где дом и родная семья,-

Это все называется  родиной, дорогая родная земля:

Даже солнце здесь светит теплее и ромашки красивей  цветут,

И горжусь я землею своею - здесь хорошие люди живут.

Учитель: Дети, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведём аукцион пословиц.

Игра с мячом «Аукцион пословиц»

Нютагаай шорой- алтан.

И пылинка родной земли – золото.

 Өөрын газар дулаан, хариин газар  xүйтэн.

От родной земли веет теплом, а от чужой земли – холодом.

Өөрын   hайхан дайдые орхихо хэрэггүй, түрэhэн  hайхан нютагаа тойрохо хэрэггүй.

Нельзя покидать свою прекрасную  родину,  нельзя обходить  свое родное село.

Түрэл орон – түрэhэн эхэ.

Родина любимая – мать родимая.

Эреэн эшэгэн эхэеэ hанаха, эсэгэн хүбүүн  газараа   hанаха.

Серый  козленок тоскует по матери, а отцовский сын – по родине.

В родном краю, как в раю.

Краше родины нет ничего.

На родной стороне и камушек знаком.

С родной земли умри – не сходи.

Своя земля и в горести мила.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родина краше солнца, дороже золота.

Учитель: Наш классный час посвящён нашей стране – России. Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

Посмотрите на карту нашей страны. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. (показывает границы России указкой и читает стихи о России)

                                                   Наша Родина  

                             Если долго- долго- долго в самолете нам лететь,

                             Если долго- долго- долго на Россию нам смотреть.

                             То увидим мы тогда и леса, и города, океанские просторы,

                             Ленты рек, озера, горы…

                             Мы увидим даль без края,

                             Тундру, где звенит весна,

                             И поймем тогда, какая наша Родина большая,

                             Необъятная страна. (В. Степанов)                    

Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн км(2). Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути мы будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

Что, по вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе? (Все мы – россияне).

Ребята, откуда появилось такое название – «Россия»?

Ученик:

За ясные зори, умытые росами, за русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия… Раздолье… Равнины… Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства, всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Учитель: Да, Русь – страна рек и озёр. Какие реки вы знаете? (Обь, Енисей, Волга, Лена, Амур, Дон).

(Звучит 1 куплет песни в исполнении Л. Зыкиной «Из далека долго течёт река Волга…», затем 1 куплет из песни «Левый берег Дона»).

А какие реки протекают в нашей республике, через наш город?

Самое глубокое озеро Байкал содержит огромные запасы пресной воды.

Очень много в России лесов. Поэтому на карте много зелёного цвета.

Назовите столицу нашей Родины.

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

(Звучит песня О. Газманова «Москва, звонят колокола…»)

Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны. Кто возглавляет нашу страну? (президент)

Какие ещё крупные города есть на карте нашей страны?

Санкт – Петербург.

Он – царя Петра творенье, город славы, город-сад.

Кораблей заморских флаги, вдоль Невы дворцов парад.

Золотое кольцо

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы – лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо – терема.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрёшки, а из Тулы – пряники.

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

- А в каком городе мы живём? (Улан –Удэ)

Город Улан-Удэ был основан

Расскажите, чем город живёт в наше время?

Бурятия, город Улан-Удэ,  – это наша  малая  родина. Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Наша малая Родина – Бурятия.

Бурятия!

Нету красивей земли.

Это место родное на карте страны

 Ученик:  Малая родина - островок земли

            Под  окном  смородина вишни расцвели.

            Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

            Ласковая, малая родина  моя.

 

Город Улан-Удэ – это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России.

  - Когда наша страна отмечает день Конституции? (12 декабря)

Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В ней записаны основные права и обязанности граждан. Главой нашего государства является президент. Нашу страну сейчас возглавляет ………..

Вы ещё школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признаёт её законы. Он должен уважать их. 

Гражданин

1)Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2) Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

3)   Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Быть гражданином – это значит: знать права, выполнять обязанности, любить свою Родину, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой, языком, приумножать богатство, защищать Отчизну

Игра «Я – гражданин, я должен …..»

Каждая страна имеет свой государственный язык. Какой язык  является  в России государственным?

Константин Алтайский «Русский язык».

Но всех самоцветов стократ драгоценнее, во мгле лихолетий смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения – могучую, звучную, сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи, ни визгами розги, ни свистом кнута

Твоё не шелохнуто великолепие, твоя чистота и твоя простата.

Веками тебя шлифовали без устали в изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами, купцы, академики и мужики.

Прошёл ты сквозь мрак исторической полночи

К сиянью кремлёвских негаснущих звёзд,

Правдив по – толстовски, по - пушкински солнечен,

по - горьковски ясен, прозрачен и чист.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога, как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник, многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

Учитель: Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы (Флаг, герб, гимн)

Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

Из каких частей состоит флаг? (древко, полотнище, навершие). Из каких частей состоит полотнище флага? Какого они цвета?  (белого, синего, красного)

Что напоминает нам белая полоса? (белоствольные березы, ромашки на лугу, облака, снег и т.д.)

Синяя полоса? (реки, моря, озера, небо)

Красная полоса? (огонь, тепло, солнце)

        Флаг России.

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

 Что означает герб нашей страны? (это символ власти, обозначает единство страны и ее независимость от других государств)

Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада от востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

Герб России

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников,  подъёма Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.

    Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям Сергей Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

(Звучит гимн России, музыка А.В.Александрова. Дети слушают и поют гимн стоя)

Учитель: Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

Ученик: Берегите Россию – нет России другой.

               Это небо и солнце, это хлеб на столе

               И родное оконце в позабытом селе…

Ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить.

               Берегите её, чтобы вечно ей быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Классный час "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"

Классный час "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"...

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Педагогическая практика - изобразительная деятельность учащихся как среда становления конкурентоспособной личности гражданина России"

Актуальность этой проблемы очевидна, так как в условиях перехода к новому образованию школа должна обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям...

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...