Методические материалы к проекту "Я и моя семья"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Алтухова Алёна Васильевна

сценарий классного часа, дополнительные методические материалы к проекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Ход мероприятия

Учитель: Сейчас разгадайте загадку и точнее определите тему.

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья). (
Слайд 1)

Учитель: Совершенно верно “Я и моя семья”.

Учитель: Ребята, вы ничего не слышите.

Сценка "Цыплёнок". (Слайд 2)? Откуда-то доносится странное постукивание. (Подходит к большому яйцу). Может быть из этого яйца? Сейчас проверим. (Стучит по яйцу). Из яйца слышится: ПИ-ПИ-ПИ!

Учитель: Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок. (Развязывает бант, яйцо раскалывается на две половинки, из него выходит цыплёнок).

Цыплёнок: (протягивая руки к учителю и прижимаясь) Ма-ма!

Учитель: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.

Цыпленок: А где моя мама? Где папа?

Учитель: Ты потерял свою семью?

Цыпленок: А что такое семья?

Учитель: Ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.

Когда появилось слово "семья"?

Ученик: 

Когда-то о нём не слыхала Земля:
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам -
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я - тихо молвила Ева, - я, я", -
Сказала она чудесных семь "я".
Вот так на Земле появилась Семья.

Тайны слова "семья". (Слайд 3)

В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.

Учитель: Ну, что, цыплёнок, ты понял, что такое семья?

Цыпленок: Да! Я побегу искать свою семью!

Учитель: Ну, что ж удачи тебе!

Послушаем, как объясняется значение слова семья в словаре. (Слайд 4)

С.И.Ожегова:

1. Это группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Д.Н.Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Легенда “Родной очаг”. (Слайд 5)

Это было давным-давно,
В позабытые предками годы.
Когда жили еще племенами
И везде были чистыми воды.
Там в долине прекрасной,
Что ее не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зеленых лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнем.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
Видя родной очаг,
Знали, что дома все хорошо,
И прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года,
Но за солнечным днем приходит ненастье.
И вот неожиданная беда
Унесла у людей счастье.
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины –
Разрушили варвары вся и все.
Потух их очаг родимый.
Ничто не светит мужчинам вдали –
И стала их поступь тяжелой,
Тревогой сердца их были полны,
Никто не обмолвился словом.
О, где ты, огонь очага?!
Багровый ночью, синеватый при свете дня,
Отец, страж и спаситель
Даже в самые тяжкие времена.
И вдруг, о, чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается.
Одной из женщин он был сохранен, –
Значит счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг.
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг –
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нем сила ваша и крепость –
Это было, это есть и сейчас,
И это так будет вечность.

Ученик:

Все начинается с семьи
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи
Умение любить, прощать и ненавидеть
Умение страдать и сложность жизни видеть
Все начинается с семьи.
(Слайд 6)

Ученик:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
 (Слайд 7)

А сейчас нам прочитает стихотворение собственного сочинения ученица 4 класса Борисова Александра.

Жизнь - это когда всегда
Будет мама без труда
И ухаживать, и злится, и с тобою веселиться.
Папа будет защищать, будет нас всех уважать.
Мама с папой на работе,
Брат или сестра в учёбе с головою окунулись.
Вечером приходят все, ужинать садятся,
А потом ложатся спать, силы набираться.
(Слайд 8)

Ребята если бы вас попросили составить правила счастливой семьи, какие бы правила вы предложили (предложения детей). Сравните свои правила.

Правила счастливой семьи: (Слайд 9)

Понимание, любовь, уважение, доверие, забота, доброта, помощь, дружба.

Работа в группах по рядам: чья команда назовет больше пословиц и поговорок о семье.

Пословицы о семье: (Слайд 10)

В дружной семье и в холод тепло.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семьей дорожить – счастливым быть.

Как вы понимаете эти пословицы.

Семейные традиции. (Слайд 11)

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. А какие в вашей семье есть традиции? Назовите их.

Каждая семья отличается своими увлечениями.

(Слайд 12)

Ученик: 

Что может быть семьи дороже
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле. (
Слайд 13)

Наш классный час подошёл к концу. Я благодарю всех за активное участие и от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

«Я и моя семья»

Разработчики проекта

Алтухова Алёна Васильевна – учитель начальных классов МБОУ «Центр образования села Марково», классный руководитель 3 б класса

Формулировка проблемы

  Наша сегодняшняя жизнь в значительной мере утратила свою священную нить – преемственность поколений, идет процесс потери родового чувства как фундамента жизни и воспитания. В целом воспитательное влияние семьи в настоящее время ослабляется. Еще тяжелее представить те последствия, что могут возникнуть в будущем, если образ нынешней жизни отразится на новых поколениях.

В такой ситуации, помимо помощи семье на государственном уровне, необходима помощь педагогов и других специалистов в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, психологический климат, уважение к труду и его культ, культура отношений старших и младших в семье, культура взаимоотношений полов являлись духовной и нравственной опорой семьи. Первым шагом на пути решения обозначенной проблемы могут стать программы воспитания семьянина, которые можно реализовать уже в начальной школе. Одна из таких программ – «Я и моя семья».

Целевая аудитория

Дети от 10 до 11 лет, обучающиеся 3 б класса центра образования, родители (законные представители)  обучающихся.

Цель

 пробуждение у обучающихся родственных чувств к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к другим близким людям, укрепление отношений с ними;

 формирование у обучающихся  и их родителей интереса к жизни родных и близких людей;

 формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.

 

Задачи

Познавательные:

Развивать   познавательный  интерес  через  включение  детей  в познавательную деятельность, формировать  интеллектуальное сознание ребенка; Приобщить детей к духовно- нравственным традициям коренного  народа,  семьи, углубить познания учащихся в истории, этике, искусстве;

Развивающие:

Формировать бережное отношение к природе и всему живому; Развивать интерес к традициям и промыслам коренных народов Чукотского автономного округа; Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, семьи; Развивать  личностные  качества  (активность,  самостоятельность,  общительность); Создать  комфортную  обстановку,  атмосферу  доброжелательности,  сотрудничества,  включение  в  активную  деятельность,  ситуацию  успеха.

Воспитательные:

Нравственно  воспитывать  детей,  развивая  доброе,  заботливое  отношение к природе и людям, своему краю, стране своей семьи; Воспитывать  у  ребенка  любовь  и  привязанность  к  своей  семье,  дому,   школе, улице, району, округу; Воспитывать уважение к труду;  Формировать  толерантность,  чувство  уважения  к  другим  народам,  их  традициям; Воспитывать потребность приносить пользу обществу; Адаптировать детей к условиям окружающей среды; Формировать санитарно- гигиенические навыки, развивать аккуратность, опрятность; Формировать культуру поведения, умение ценить красоту; Формировать привычки здорового образа жизни.

Чувства, качества личности и отношения, которые будут формироваться и развиваться в результате совместного общения и деятельности детей и взрослых:

 чувство родства;

 чувство любви и уважения к матери и отцу, старшему поколению в семье (бабушкам и дедушкам), их труду;

 чувство долга перед старшими;

 забота, милосердие, сопереживание, сочувствие, благодарность;

 умение радоваться и радовать;

 послушание;

 уважение мнения  другого, умение видеть, слышать, понимать и принимать другого таким, какой он есть;

 желание и стремление создать в будущем свою семью, продолжить свой род.

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта -  январь – май 2018 года:

- подготовительный этап (январь  2018 года);

- этап реализации (февраль – апрель  2018 года);

- заключительный этап (апрель - май 2018 года).

Ожидаемые результаты

  • открыть смысл таких непреходящих жизненных ценностей, как семья, родительский дом, любовь, дружба;

 укрепить родственные чувства.

 открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не знаем вовсе;

 научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.

 узнать больше о своих братишках и сестренках;

 научиться любить своих братишек и сестренок больше, чем любили до сих пор, заботиться о них.

 больше узнать о жизни бабушек и дедушек;

 взять на себя ответственность за заботу о бабушках и дедушках.

 узнать как можно больше о братьях наших меньших;

 научиться нести ответственность за тех, кого мы приручили.

 научиться быть настоящими членами семьи: взять на себя ответственность за родных и близких нам людей.

  • Провести  программы-презентации, конкурсные программы:

 «Я – семьянин!»;

 «Какие мы в доме помощники?».

Итогом педагогического социального  проекта «Я и моя семья» может стать конкурс «Я и моя семья», в котором все члены семьи раскроют свои таланты: посоревнуются в спортивной сноровке, покажут свои творческие способности в конкурсе семейной газеты, проявят себя как настоящие кулинары, расскажут о своих хобби, семейных праздниках, традициях, представят свое семейное древо (генеалогическое древо семьи).

Самопрезентация проекта будет представлена на стенде, посвященном 135-летию Центра образования.

Ресурсное обеспечение

В реализации проекта участвуют:

  • Классный руководитель 3 б класса Центра образования;
  • Обучающиеся 3 б класса Центра образования;
  • Родители (законные представители обучающихся 3 б класса Центра  образования ;
  • педагог – психолог;

Материально – техническое оснащение:

Кабинет, игровая площадка, актовый зал,  школьная библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по проектной деятельности "Этапы Проекта"

Методические материалы по проектной деятельности "Этапы Проекта"...

Методические материалы по проектной деятельности "Матрица проекта"

Методические материалы по проектной деятельности "Матрица проекта"...

Методические материалы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди учащихся» «Интернет-проект «Добро пожаловать в страну безопасного движения!» https://sites.google.com/site/221pdd/home»

Охрана здоровья и жизни  детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя, обучающегос...

Методические материалы Национальный проект "Образование"

Методические материалы для использования на педагогическом совете Национальный проект "Образование". Региональный проет  "Образование" , Национальная системв учительского рост...

Материалы к проекту по окружающему миру "Моя семья"

Проектная деятельность в начальной школе. Материалы для создания проекта "Моя семья"...

Методические материалы к проекту "Тайны букв древнерусского алфавита"

Представлены методические материалы по работе над проектом "Тайны букв древнеруского алфавита":Методический паспорт проектаТехнологическая карта пректаСписок использованной литературыКаленда...