Формирование общеучебных умений и навыков
статья (1 класс)

Чернявская Марина Геннадьевна

В статье обозначены основные принципы формирования общеучебных навыков и умений  в рамках ФГОС, применяемых на современном этапе развития обучения детей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obshcheuchebnyh_umeniy_i_navykov.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений и навыков

 обучающихся 1-х классов в соответствии с требованиями ФГОС

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности школьника.

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

  В результате обучения у ребенка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

  Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему? Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.

  У младших школьников основной и ведущей является учебная деятельность. Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых дней в школе.

  Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.

  Устанавливая связи внутри общеучебных умений обучающихся 1-ых классов, можно выделить следующие подгруппы:

учебно-деятельностные;

Умение принимать учебную цель.

Намечать задачи для ее осуществления.

Умение анализировать учебную ситуацию с целью постановки и решения учебной проблемы.

Выделять в учебном материале предмет усвоения.

учебно-интеллектуальные;

Умение читать осознанно и выразительно.

Умение чисто и грамотно писать.

Умение сравнивать объекты, факты, явления.

Учебно-организационные умения и навыки

учебно-организационные;

Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе.

Проверять работу по образцу.

Соблюдать правильную осанку.

Организовать свое рабочее место.

учебно- информационные;

Читать целыми словами, соблюдая ударение, паузы, интонацию в конце предложения.

Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами.

Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать.

Уметь самостоятельно знакомится с детскими книгами , по иллюстрации составлять представление о примерном содержании книги.

учебно-коммуникативные умения.

Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.

Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи.

Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа.

Темп письма к концу года 25 знаков в минуту.

                       Методические приемы и формы организации на уроках

   Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся 1-х классов невозможно без познавательного интереса, возникающего в процессе учения. Познавательный интерес не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач.

   Несколько лет подряд моей темой самообразования является «Развитие познавательной активности младших школьников». Работая над этой темой, я пришла к выводу, что устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал.

   Так, в процессе дидактических игр на уроках математики (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу», «Калькулятор»), учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.

   На каждом уроке литературного чтения мы отправляемся путешествовать в страну Букволандию. В ней нас встречают свои жители – Звукарики, которые обуты в разные ботиночки (красные, зеленые, синие). Также есть звукарики с колокольчиком или наушниками на голове. Таким образом, в игровой форме дети без труда осваивают звуко-буквенный анализ слова.

   Во время урока использую следующие игры:

1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).

2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд – дюлбрев)

3. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово. (ш ь ы м – мышь)

  Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом.

   Любимая игра на уроках чтения – читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги, медведя, значит наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей.

  Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фактами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, зачеркивают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»

а) Прочитай шепотом.

б) Прочитай громко.

в) Порадуйся предложению

г) Спроси предложение.

   На уроках русского языка я работаю по методике Веры Алексеевны Илюхиной. В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Сейчас так мало уделяется времени красивому, правильному (с графической стороны), аккуратному письму. Проблема формирования каллиграфических навыков актуальна с точки зрения следующих позиций:

небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности;

неаккуратная работа занимает много времени у проверяющего;

у проверяющего складывается впечатление о пишущем как о неграмотном и небрежном ребёнке.

   Мы часто говорим детям: пиши красиво. А что значит писать красиво? Что нужно исправить в работе, чтобы получилось красиво? Методика В. А. Илюхиной основана на чётких методических приёмах, которые отвечают на поставленные вопросы и дают механизмы для самоконтроля.

   В.А. Илюхина уделяет большое внимание написанию элементов букв.  

В основе каждой буквы лежит математический расчёт: деление наклонной линии на две и три части. Буквы могут соединяться на середине высоты и на 1\3 части. В написании букв используют 7 элементов. Все элементы имеют свое название (бугорок, качалочка…).

   Ребятам очень интересно заниматься по Чудо-прописям. На каждую букву подобран интересный материал. Прекрасные упражнения по вписыванию изученных букв в слова, да не просто в слова, а в пословицы (здесь и связь с обучением грамоте, одновременно обогащение словарного запаса учащихся и в то же время проводится воспитательная работа). Так же огромный плюс пособию – ребусы на каждый урок. А к словам для звуко-буквенного разбора в прописи есть готовые схемы – экономия времени – тоже положительный аспект. Еще мне нравится, что в прописях есть задания по дописыванию элементов до букв!

  По работе со словарными словами у меня разработан проект «Викисловарь». Задачи проекта: повышение грамотности учеников, развитие познавательного интереса, развитие устной и письменной речи, творческого мышления и воображения, воспитание интереса к урокам русского языка, формирование информационной культуры.

  Ученики работают со словарным словом, выполняют творческие задания разного уровня сложности, в зависимости от возрастных особенностей.

  Он направлен:

- на изучение лексического значения слова;

- на закрепление навыка правописания слова;

- на отработку навыка правильного произношения;

- на включение в активный словарь школьника, для чего составляются с новым словом словосочетания или предложения.

  Ученики 1 класса работают над созданием рисунка, представляющего собой само словарное слово, а запоминаемая буква художественно обыгрывается.

  Ученики 2 класса выполняют творческую работу по созданию рисунка, используя метод ярких ассоциаций. Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

  Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию написания словарных слов, повышает интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы.

  Ученикам 3 класса предлагается написать сказку, рассказ или историю со словарным словом. Выполнение этого задания вызовет у детей ряд трудностей, поэтому необходимо сотрудничество педагога, детей и родителей. Учитель оказывает детям индивидуальную помощь, дает подсказки, ориентируя на правильное выполнение задания. Эта работа поможет учителю выявить творческие способности детей, их умение фантазировать, логически мыслить, анализировать, сравнивать и делать выводы.

 В 4 классе ученики выполняют творческую работу по созданию викистатьи про словарное слово. Этот этап работы подразумевает написание статьи про словарное слово, пользуясь интернет ресурсом. Эта статья должна состоять из двух частей: значение слова и его этимология. В качестве образца несколько статей составляется на уроке. В дальнейшем дети работают самостоятельно. Эта работа формирует информационную культуру учащихся, повышает познавательный интерес.

   Главная цель моей работы с детьми – учить детей учиться. Усвоенные способы учебно-познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться».

  Формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.

  Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знаний, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Но это происходит не автоматически, а связано с активацией познавательной деятельности детей в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

В наши дни необходимо шагать в ногу со временем - современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников

Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...