Урок семейного чтения, посвященный Дню пожилого человека
методическая разработка по чтению (2 класс)

Бобылёва Светлана Владимировна

Урок семейного чтения проводится накануне Дня пожилого человека. Учащиеся своместно с родителями читают отрывок из рассказа В.А.Осеевой "Бабка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semeynogo_chteniya.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок семейного чтения,

посвящённый Дню пожилого человека,

по произведению В.А.Осеевой «Бабка».

Авторы: Бобылева С.В., Гамоцкая Н.В.

2019


Вступление

На столе, украшенном старинными вещами, накрытом скатертью, стоит  сундучок (шкатулка).

Ученик 1:

Нынче к нам на наш урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок –

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром…

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

        

Ученик 2:

Может, в нём таится клад

И сокровища лежат?

В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука –

Истории семьи строка…

Учитель:

-Сундучок – это визитка времени, в котором она жила, моя бабушка. И я помню её сундук. Чего только в нём не было – одежда, вышитые полотенца и скатерти, фотографии…Это не просто хранимые вещи, это бережно хранимые воспоминания о прожитом. Это сохранившаяся тайна прошедшей эпохи. Стоит прикоснуться к ней – и она «заговорит». Это память, что не даёт забыть.

- Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук и посмотреть, что же спрятано и сохранено в нём.

2. Мини-выступления детей о семейных реликвиях.

- Я думаю, что сегодня почти в каждой семье есть хоть одна семейная реликвия, которая хранит тепло рук наших бабушек и дедушек

      - В нашем сундучке  лежат вещи, которые ребята и взрослые принесли из дома, их семейные  реликвии.

Учитель достаёт из сундучка предмет, демонстрирует его и приглашает учащегося рассказать о нём.

Несколько учащихся рассказывают об этих предметах.


  1. Актуализация знаний.

В шкатулке остается пакетик с леденцами для Бори.

Учитель:

-Как вы думаете, кто мог подписать этот пакетик? Кому он предназначается?

А хотите познакомиться с историей этого пакетика?

  1. Чтение родителями.

- Эту историю рассказала Валентина  Александровна Осеева, советская детская писательница.

- Я хочу, чтобы этот рассказ  помогли прочитать ваши родители. (Читаем по одному предложению).

  1. Вопросы по произведению.

 - Теперь вы знаете, что это за леденцы, и кто такой Борька. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о прочитанном.

Учащиеся делятся впечатлениями.

- Вы, наверное,  заметили, что у рассказа не было названия. Как вы думаете, как Осеева его назвала?

- «Бабка», почему  так? (Потому что её так называли домашние, относились к ней как к бабке).

- А бабка как называла своих близких? (Павлушка, Борюшка, голубчик).

-А вы как называете свою бабушку?

Учитель:

-Мы забыли про сундук. Смотрите, там что-то еще лежит. (Достаем тетрадку с записями).

-Это старая бабушкина тетрадь, в которой когда-то ее рукой были записаны бабушкины мысли и поучения ее матери, моей прабабушки. Эту тетрадь я нашла среди ее бумаг, книг и рукописей. Давайте заглянем в бабушкину тетрадь: «Живи в согласии с тем, что найдешь в моих записях. Перечитывай их, когда устанешь или не будешь знать, как поступить».

- В рассказе «Бабка» мы встретились с мудрыми  пословицами, поговорками и прибаутками, которыми бабушка, не смотря ни на что, отвечала своим родным.

- Давайте найдём их в тексте и прочитаем.

 

 - Тёмный человек глух и нем.

- От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

- Трудней всего 3 вещи в жизни: богу молиться, долги платить да родителей кормить.

- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слова искать.

- Не я учу – жизнь учит.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать.

  1. Физминутка.

 Вернемся к нашему сундучку. (Достается пластинка). Что это? А для чего этот предмет? Да, ребята, наши бабушки тоже были молодыми и тоже любили танцевать.

-Предлагаем вам поучиться танцевать  танец ваших бабушек.

Учащиеся танцуют «Стиляги».

- А еще, ребята, на этой пластинке любимые песни наших бабушек. Давайте споём одну из них.  

Исполняется песня «Катюша» .

7.     Учитель:

- И последний предмет, который остался в сундучке – это старые семейные фотографии.

Демонстрация видео.

8. Учитель:

-Наш сундук опустел. Мы не можем оставить его пустым. Мы должны передать его нашим потомкам. Вам предстоит  наполнять его и беречь в течение всей жизни.


Приложение:

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. «Всю квартиру собой заполонила!..» – ворчал Борькин отец.

 А мать робко возражала ему: «Старый человек... Куда же ей деться?».

 «Зажилась на свете... – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!».

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...».

Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!».

«Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька.

«В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!».

Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка...».

В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!». Бабка торопилась к нему на помощь.

 «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила».

...Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!».

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?».

«Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава».

Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!».  Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать».

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная».

 «Как это – главная?» – заинтересовался Борька.

«Ну, старенькая... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это».

«Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается...».

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: «Обижаем мы тебя?».  А родителям говорил: «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится». Мать удивлялась, а отец сердился: «Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал ещё!»
      Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

«Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. Бабка задумывалась.

«По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет». С

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками затянется?

«Иди ты, бабка! – ворчал он. – Наговоришь всегда глупостей...».

***

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.

 «В землю врастает», – шутил отец.

«Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать.

А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. Ждала, видно, Борьку.

На другой день бабку схоронили.

Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами. Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

«Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой...».

На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. Шкатулку открыли. Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». В букве «ш» было четыре палочки. «Не научилась!» – подумал Борька. Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки...

И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока. Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора...

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий мероприятия посвященного дню пожилого человека

Сцкенарий  для организации мероприятия с обучающимися 3-4 класса....

сценарий мероприятия посвященного дню пожилого человека

Сцкенарий  для организации мероприятия с обучающимися 3-4 класса....

Сценарий праздника, посвященного Дню пожилого человека

Сценарий праздника, посвященного Дню пожилого человека. (3-4 класс)Цель:создание условий для воспитания личности, владеющей культурой общества и умеющей ориентироваться в современных условиях;вос...

Классный час , посвященный Дню пожилого человека

Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;счастливые минуты общения с детьми, ...

Праздник " Бабушки и внуки", посвященный дню пожилого человека

Конспект праздника содержит стихотворения, песни, частушки, сценки на данную тему...

Сценарий праздника, посвященного дню пожилого человека "День Золотого человека"

Сценарий праздника "День Золотого человека"Цели и задачи: - воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;- формировать чувства ответственности;- любовь к своим близким и родн...