Учебный материал
учебно-методический материал

Магафурова Зайтуна Биктимировна

использование современных оценочных средств

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Положение об учете0001.jpg

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на учебную четверть.

Мониторинг сформированности ОУУН:

  • 1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
  • 2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
  • 3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных ОУУН.
  1. Система безотметочного обучения в 1 классе

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
  • приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно  оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
  • непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки  –качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

4. Система контроля индивидуальных достижений учащихся 2-11 классов.

 Основные виды контроля:

  • по  месту в процессе обучения:
  • предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
  • по содержанию:
  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
  • пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью  выполнения  операций, входящих в состав действия;
  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
  • по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта общего образования;
  • сформированность ОУУН (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
  • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
  • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

5. Формы контроля и оценки

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
  • текущие проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • промежуточная аттестация (зачетная неделя);
  • устный опрос;
  • проверка сформированности навыков чтения;
  • “портфолио” ученика.

6. Виды и формы контрольно-оценочных  действий  учащихся и педагогов

п/п

Вид  контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая диагностика)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в журнале.  Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции.

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение  проектной  задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых компетентностей

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Стартовая диагностическая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”. (во всех классах)

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.

Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах  до 8 класса включительно.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:

  • высокий уровень - 85-100%;
  • уровень выше среднего - 70-84 %;
  • средний уровень - 50-69 %;
  • уровень ниже среднего — 30-49 %;
  • низкий уровень — менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

7. Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе обучения.

На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах; 10-11 классах. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости учащихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности учащихся в электронном виде, в конце каждой четверти классные руководители проводят родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации.

Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества.

8. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.

В итоговой оценке результатов освоения  ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

  • результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных  образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении  планируемых результатов освоения ООП.
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных ОУУН, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
  • внеучебные достижения школьников.

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:

-       карта наблюдения за участием обучающегося во внеурочной деятельности – как форма отслеживания использования ребёнком возможностей для развития способностей и достижений в различных областях;

  • общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

  • презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Все материалы учащегося по итогам образования в школе оформляются в форме портфолио (накопительной папки).

Государственная  Итоговая Аттестация проводится в 9 классах с использованием механизмов независимой оценки знаний и в традиционной форме, в 11 классах в форме ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Выявление способных детей проводится уже с первых дней обучения в школе на основе наблюдений и общения с родителями, изучения психологических особенностей: высокой концентрации внимания, речи, памяти, логического и абстрактного мышления, способности к анализу и синтезу, интереса к поисковой и исследовательской деятельности и т.д. Осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход, уделяя внимания и слабым, и способным учащимся. Работа с детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Школа России». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Формы работы:

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия со способными детьми по предметам;
  • Участие в школьных и улусных олимпиадах;
  • Проектная деятельность учащихся;
  • Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • Создание детских портфолио.

С 1 класса учащиеся под руководством учителя разрабатывают материал своего личного портфолио, где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах.  Это важная современная форма оценивания позволяет составить более полную картину о достижениях учащихся, способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации.

 Для подготовки к исследовательской работе подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.

Проблема работы со способными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития 
способностей ученика.   Система работы со способными детьми — это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей 

Цель:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:
1.  Создание системы внеурочной работы для развития способностей   учащихся. 
2.  Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. 
3. Организация системы работы с учащимися.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяется детям, проявляющим повышенный интерес к тем или иным изучаемым предметам. Свою работу со способными детьми начинаю с диагностики и анкеты. Изучив результаты данных обследований, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов и приёмов. Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Она позволяет изучить интеллектуальную и личностную сферу ребёнка. Беседа является отталкивающим звеном проявления интереса учащихся к школьным предметам. В первом классе для выявления интереса к предметам проводится диагностика учебной мотивации учащихся.

План работы со способными детьми

Содержание

Срок

1

Выявление способных детей

ноябрь-декабрь

2

Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков

В течение года

3

Привлечение детей к олимпиадам школьного, муниципального, республиканского, всероссийского, международного уровней

В течение года

4

Привлечение к предметным конкурсам «Эму», «Ребус», «Классики», «Инфоурок» и др.

В течение года

5

Создание детских портфолио.

В течение года

Направления работы

Виды и формы деятельности

1

Урочное

  • выполнение творческих работ;
  • проблемно-развивающее обучение;
  • работа в малых группах;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • задания развивающего характера;
  • организация проектно-практической работы; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • задания для развития познавательной активности;
  • подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира;

2

Внеурочное

  • сбор материала и оформление личностных достижений (портфолио);
  • подготовка и участие в календарных и тематических праздниках;
  • участие в классных и школьных мероприятиях;
  • участие в районных НПК, РЭК;
  • участие в школьных, районных, республиканских конкурсах чтецов;
  • подготовка презентаций с использованием ИКТ – технологий для классных часов;
  • подготовка и выпуск стенгазет;
  • литературное творчество (рассказы, сочинения, стихотворения);
  • участие в школьной художественной самодеятельности;

3

Внешкольное

  • увеличение количества детей для участия в олимпиадной деятельности:

-участие в районных, всероссийских, международных  конкурсах;

-Участие в интернет –конкурсах.

План   работы со слабоуспевающими учащимися

Содержание

    Срок

1

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

Цель: -определение фактического уровня знаний детей;

           -выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

октябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе – беседы с самим ребенком.

ноябрь – декабрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

в течение учебного года

4

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

в течение учебного года

5

Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

в течение учебного года

6

Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителем.

в течение учебного года

Вид работы

Содержание

Срок

Работа на уроке

1.Создание микроклимата в классе.

2. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками (работа в группах, подготовительные консультации)

3. Удержание интереса (опорные схемы, карточки, памятки).

4. Формирование мотивации к обучению (работа в парах).

в течение

учебного года

Внеурочная деятельность

1.Предупреждения неуспеваемости (индивидуальные и групповые консультации).

2.Ликвидация выявленных пробелов в знаниях (оказание помощи при выполнении домашнего задания).

в течение

учебного года

Воспитательная работа

1.Формирование личности школьника (вовлечение в кружки, выполнение поручений в классе, вовлечение в классные и школьные мероприятия).

в течение учебного года

Результат работы со способными и слабоуспевающими обучающимися

Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школьного, районного , всероссийского уровней и занимают призовые места.  Учащиеся   принимают активное участие в Международных конкурсах «Эму», «Ребус» «Классики», проектов «Инфоурок», «Плюс», «Знаника»

Не новой, но востребованной формой работы со способными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.