Труд и развитие личности.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кравченко Инесса Петровна

                                                                                                                                                     "Мы глубоко верим в облагораживающую силу труда.Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость,он уже не сможет стать                                                                                                                                                                                    злым,недобрым человеком".

                                                                                                                                                                                                                                                                                       В.А.Сухомлинский.

    Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци подчёркивал,что глаз ребёнка должен смотреть,ухо-слышать,ноги-ходить,рука-хватать.Сердце хочет верить и любить,ум хочет мыслить.Это значит,что сама природа одарила человека тягой к деятельности.Важно использовать этот порыв,это стремление ребёнка с самого младенчества трудиться для того,чтобы воспитать привычку к труду.Для чего ребёнку нужно трудиться?Трудиться ребёнку нужно потому,что только в труде ,в конкретных делах он может  реализоваться как человек,только в труде воспитываются его идейные и нравственные убеждения,такие как ответственность,добросовестность,честность,принципиальность,исполнительность.Чем больше у ребёнка энергии,тем важнее найти ей сферу применения.Наиболее привлекательна для ребёнка та практическая деятельность,в которой взаимодействуют труд ума,сердца и рук одновременно.Чтобы поддерживать интерес к труду ,ребятам надо время от времени поручать дело.непривычное для них, способное захватить своей новизной.Прежде,чем предлагать ребёнку какой-то вид деятельности, нужно объяснить его смысл и цель, его полезность. Если ребёнок не понимает,зачем он трудится,- то это не труд, а пустая трата сил ребёнка,его тяжкое бремя.

    Вот как объяснял школьникам В,А,Сухомлинский,для чего они должны учиться."В тихий вечерний час перед тем,как лечь в постель,ты зачитываешься интересной книгой или заслушиваешься музыкой.Помни,что в эти часы идут в ночную смену миллионы рабочих...Только благодаря тому,что миллионы рабочих и колхозников на заре идут на работу,чтобы варить сталь и делать машины,добывать руду и строить пароходы,пахать землю и кормить скот,вывозить на поле навоз и прокладывать новые железнодорожные магистрали,ты имеешь возможность, проснувшись,сделать утреннюю зарядку,позавтракать, идти в школу, сидеть за партой,овладевать знаниями. Для того,чтобы ты спокойно и беззаботно учился,на тебя работают взрослые-рабочие, колхозники, служащие.Если тебе не захотелось идти в школу,бывает,к сожалению и такое,-значит, они своим трудом оплачивают твоё безделье,значит,ты обманываешь своё государство,рабочий класс,народ.Ты превращаешься в дармоеда,тунеядца".

    Каждый раз,когда ребёнок садится за выполнение уроков,он должен помнить,что когда он станет взрослым,ему нужно будет овладеть любимой профессией,далее ему самому придётся работать,как работают его папа и мама, чтобы заботиться о себе и о своих будущих детях.Именно поэтому,даже когда не хочется,нужно заставлять себя учиться,преодолевая своё нежелание, прилагая все свои усилия.Ребёнок должен понять,что труд-это не всегда радость и праздник. Невозможно воспитать у ребёнка любовь ко всем видам труда,участие в которых от него потребует жизнь,Поэтому важно сформировать отношение к труду как к обязанности, нравственному долгу.Труд вынужденный не всегда будет для ребёнка нежеланным.Со временем ребёнок привыкнет выполнять такой труд и это перерастёт в нём в потребность.Но для того,чтобы из вынужденного труд превратился в привычку и потребность,нужно не только время,но и воспитание силы воли,особенно таких его качеств,как организованность,настойчивость,дисциплинированность,решительность.Именно в начальных классах нужно научить ребёнка делать над собой усилие и доводить дело до конца.Для достижения трудовых успехов школьнику придётся напрягать силы,он узнает,что такое пот и усталость.В настоящем труде на первых порах-разочарование,  и оно приходит гораздо раньше усталости.И в этот момент родители и педагоги должны проявить огромное терпение и понимание.Принуждение должно быть и требовательным, и в то же время мягким, без криков,без угроз,без упрёков,иначе оно натолкнётся на упорство ученика,которое возрастает по мере усиления принуждения.Эти обстоятельства усложняются тем. что как бы хорошо ни был организован учебный труд, в нём всегда есть известное однообразие.Возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем,что перед учеником ставится далёкая,хоть и увлекательная, цель.Для этого надо выделять из учебного труда какой-то законченный этап.

    В младших классах ученик,даже забыв выполнить задание, не виноват,потому что над ним необходим повседневный контроль старших.Сознательное отношение к труду воспитывается годами в процессе самого обучения и только,благодаря тому, что ученик осознаёт свои усилия и результат.Далее поэтапно рассмотрим,как взрослым оказывать помощь при выполнении конкретного дела.

     1. Взрослые должны тщательно продумать выполнение этого дела сами.

     2. Поставить перед ребёнком творческую задачу,по-возможности,заинтересовать его.

     3. Выслушать,ка ребёнок собирается выполнить эту работу.Здесь желательно поощрение любой инициативы ребёнка.

     4. Совместно с ребёнком наметить план действия.Нельзя говорить следующее:"Вот ты так думаешь, а теперь послушай,как я думаю или как правильно".Нужно уточнить детали,распределить последовательность выполнения действий,выделить главное.

     5. Распределить работу по времени.Важно научить ребёнка укладываться в сроки.

     6. Убедиться,что ребёнок полностью осознал процесс выполнения работы.

     7. Самостоятельное выполнение дела ребёнком.Здесь прекращается опека взрослых.

     8. Анализ выполнения дела..

    Человек должен заниматься как умственным,так и физическим трудом.В.А.Сухомлинский писал"Заставить трудиться умственно очень трудно,заставить трудиться физически значительно легче.Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных,обленившихся детей,которых родители никогда не заставляли трудиться".Понятно,что самый тяжёлый труд- это учёба.В.Г, Белинский считал необходимым с малолетства приучать ребёнка к выполнению долга-к постоянному, систематическому труду в определённые часы дня.В ответственном отношении к труду-залог полнокровного развития личности каждого воспитанника.Воспитывая привычку к самоотдаче,важно заботиться о высоких мотивах труда.Одухотворить простое дело гуманистическим смыслом,высоким смыслом служения людям и Родине - это и значит сделать его нравственно и идейно воспитывающим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".

Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...

Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности

Физическая культура          и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории обще...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

Почетная грамота школы "За многолетний добросовестный труд, личный вклад в дело обучения, воспитания и развития личности учащихся"

Почетная грамота школы "За многолетний добросовестный труд, личный вклад в дело обучения, воспитания и развития личности учащихся"...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений....