«Групповая работа на уроках как средство повышения обучаемости учащихся в начальной школе».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Групповая работа на уроках как средство повышения обучаемости                                                учащихся  в начальной школе».

( из личного опыта работы )

 

Оглавление  

Что такое групповая работа

Актуальность темы

Почему я использовала этот метод

Мой принцип работы

Процесс групповой работы с детьми

Концепция занятий

Результат работы

Заключение

               Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы    работы  на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

   Эта тема является достаточно перспективной, хотя и уступила место более современным решениям. Современное  образование требует от учителя максимум возможностей, которые он должен вложить в учащихся.    Учитель должен стремиться   к сохранению как физического, так и психического здоровья детей, развить и приумножить у учащихся инициативность ; желание учиться; приходить в школу; сохранить оптимистическую самооценку, обучить азам взаимного общения. Современные модели обучения, которые кардинально отличаются по самым важным параметрам, заставляют учащегося быть в активной, созидательной позиции. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени.  И в этой связи формы групповой работы становятся очень оправданными.

 Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и частично оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

  Когда я в первый раз решила использовать метод групповой работы в первом классе (а взяла я его в середине учебного года), то я даже не ожидала столь негативного впечатления. Это был сплошной крик, перебивание друг друга, оскорбления и даже небольшая потасовка. Поэтому на время я отложила его использование на уроках и выработала принципы работы.

 Во-первых, присмотрелась получше к детям. Условно разделила их на три группы: лидеры (уверенные в себе, всегда готовые ответить даже если это неправильно), середнячки (сделают, ответят, но только когда их об этом спросят) и те кто никогда не проявлял инициативу, сжимался если их спрашивали, с восхищением посматривал на тех, кто всегда был впереди.

 Во-вторых, поставила краткосрочные для достижения цели (наладить дисциплину во время групповых занятий, приучить к правилам, сделать такие занятия действительно интересными детям).

  В-третьих, я обратилась к детям: «А как бы они хотели видеть такие занятия?»  Это оказалось очень результативным решением.

Итак, мы опять начали работать: группы маленькие по 3-5 человек (в каждой группе обязательно «тихоня»). Лидера сначала назначала сама.  Его задача - это распределить задания, сосредоточится на главном, доводить работу до конца, следить за тем, чтобы работали все, высказывали свои идеи.    

Вывели  правила:      Уважай своего товарища

                                   Умей выслушать    до конца

                                   Не согласен – предлагай

 Создали условные знаки:     Прошу тишины (рисовали ухо)

                                                 Спасите (sos)

                                                 Запутались (сеточка)

                                                 Просим помощи (знак вопроса)

                                                 Согласен (+) не согласен (-)

                                                 Открытие (!)

 Эти знаки помогали работать в умеренной тишине, не «растекаться мыслью по древу» и задавали темп занятий.

Я выработала правила для лидера группы: ты следишь за тем, чтобы каждый работал, высказывал идеи, мотивировать тех, кто молчит.  

 Обсуди пути решения проблемы (специально придумала дорожки со стрелками). Распредели задания для каждого.

Убедись, что каждый понимает цели и задачи.

Учи всех находить контакты в группе, для этого нужно: взаимное уважение, обдумай, что хочешь сказать, не перебивай, выражайся предельно ясно, чтобы было понятно другим.

Лидеров я постоянно меняла, каждый раз подвигая «молчунов». Дети проявляли инициативу, выбирая сами лидера или сами проявляли желание лидировать.

Всю работу я проводила в форме игры, либо соревнования. Сначала для мотивации раздавались небольшие призы. В последствии детям важно стало не выиграть, а первыми прийти к единому мнению и достичь поставленной цели.

Хочу отметить одного из учеников, его звали Аркадий, на нем наиболее видимо отразились все мои принципы и методики работы с классом. В начале обучения он с трудом выражал свои мысли, не читал, не писал. Целью его нахождения в школе была столовая. К концу 4 класса  на наших групповых и не только занятиях, он начал проявлять инициативу, говоря фразу, которая меня поражала: «Можно я попробую ответить?». Это являлось достижением,  над которым я работала все 3,5 года.

В классе обучалось 23 ученика, из них 11 девочек и 12 мальчиков. Мне повезло ведь в классе было «равновесие», что бывает крайне редко. Но при этом в плане учебы класс был «слабым».

Моя работа с детьми в группах продолжалась до окончания начальной школы. Путем применения всех выше перечисленных методов я добилась полного сплочения и объединения класса: например, в начале моей работы активными были всего несколько учеников. К 4 классу все дети мало-помалу начали проявлять инициативу. Те, кто был замкнут, застенчив и запуган, фактом ответственности перед учителем и классом,  теперь высказывали свое мнение, не боясь ошибиться и быть проигнорированными, т. к. каждого ученика  принимали, потому что теперь все были равны.

Итог: Доверие к друг другу

          Уверенность в себе «слабых» учеников

            «Слабые» ученики получают больше возможностей, чем при фронтальной работе ( не боятся высказываться, говорить и спрашивать)

Исчезает внутреннее напряжение при вызове к доске .

Происходит сплочение и укреплении детей в школьной среде.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Групповая работа, как один из способов развития УУД учеников начальной школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»         СообщениеГрупповая работа, как один из способов ...

«Интегрированный урок как средство успешного обучения в начальной школе».

   В работе обоснована актуальность темы «Интегрированный уроккак средство успешного обучения в начальной школе», определены конкретные цели и задачи.    Зн...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий в 1 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий во 2 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...

Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.

Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.Цель:  знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучаю...