Рабочая программа "Командообразование в условиях первого класса"
рабочая программа (1 класс)

Кенюхова Ольга Александровна

Предлагаемая программа новит воспитательный характер и предназначена для работы с первоклассниками в первом полугодии учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_1.docx56.84 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт специальной педагогики и психологии»

 

Курсовая работа

по теме:

«Командообразование в условиях работы

с детьми первого класса массовой школы»

Курс 

«Игровые образовательные технологии начального обучения»

Выполнила слушатель курсов

группы №0613

Кенюхова Ольга Александровна

Санкт – Петербург

 2015

1. Цель освоения программы

     Целью освоения программы  является формирование предпосылок для комфортной адаптации учащихся к школьным требованиям, снижение эмоциональной нагрузки на ребёнка, создание условий для раскрытия потенциала каждого члена коллектива, осознания своего места среди ребят, приятия учащимися друг друга как независимой личности, начальное формирование коллектива в первом классе в условиях вхождения учащихся в новый социум.

2. Место дисциплины в структуре образовательного процесса:

        Данный курс предполагает работу с ним в течение первой и второй четверти учебного года посредством включения всех этапов в программу по литературному чтению (блок «Обучение грамоте»), исходя из содержания предмета. Самостоятельная работа в рамках проекта находит своё применение в рамках деятельности группы продлённого дня.

В программе отражены: периоды игрокоррекционной программы, методы контроля за её реализацией, этапы и содержание аудиторской и самостоятельной деятельности первоклассников.

Курс основывается на  результатах наблюдений, полученных в ходе стартовой диагностики школьников, анализе современных подходов к командообразованию, а также планируемых итогах совместного взаимодействия одноклассников, сформулированных с учётом ФГОС.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • о непохожести людей  друг на друга, об уважении человеческой личности вне зависимости от собственных коммуникативных  предпочтений;
  • приемы, методы и принципы взаимодействия;
  • о дестабилизирующей, инструментальной и синдикативной функциях общения (без употребления терминов), уметь их отличить друг от друга в процессе анализа;
  • основные стратегии ведения межличностного взаимодействия.

        Уметь:

  • слушать и слышать другого ребёнка, взрослого;
  • высказывать свою точку зрения;
  • корректно относиться к чужим интересам, мнению, отличному от собственного;
  • доверять друг другу;
  • делегировать полномочия;
  • строить беспроблемное общение с одноклассниками, ребятами из других первых классов, учителями с учётом прохождения определённых этапов.

        Владеть:

  • навыками согласованных действий друг с другом;
  • приёмами и техниками ведения диалога и использовать их при  передаче информации, убеждении.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость программы составляет 17 часов  (из них 13 часов аудиторных и 4 часа отводится на самостоятельную работу учащихся)

п/п

Этапы программы

Аудиторская работа

Самостоятельная работа

1

Установочный этап

(создание комфортной игровой развивающей среды; установление контакта между ведущим программы и всеми участниками игровой деятельности; знакомство участников друг с другом)

1

1

2

Диагностический этап

(уточнение уровня владения техниками общения, степенью приятия друг друга, уровнем желания вступать в коммуникацию; выявление ресурсного потенциала каждого участника игровой программы; разработка вариантов игровой стратегии в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся)

2

3

Поддерживающий этап

(упрочение ресурсных сторон каждого участника игровой деятельности; совершенствование творческого, интеллектуального, организаторского потенциалов игроков)

3

4

Коррекционно-развивающий этап

(коррекция поведенческих реакций, формирование моделей поведения в ситуациях общения)

5

2

5

Диагностический этап

(определение результативности игрокоррекционной программы посредством исследования ситуаций межличностного и группового взаимодействия школьников)

1

6

Интеграционный этап

(закрепление в игровой практике полученного опыта; исследование новых приобретённых способностей и возможности их использования в реальной жизни)

1

1

Итого

17 ч

Форма итогового контроля - коллаж

 Основное содержание программы

  1. Игры,  направленные на знакомство.
  2. Игры, направленные на выявление коммуникационных проблем, умения строить взаимодействие друг с другом.
  3. Игры, направленные на формирование умения чувствовать другого, приятия его.
  4. Игры, направленные на коррекцию личностных, эмоционально-волевых процессов.
  5. Создание и защита проекта «Мой класс».

  1. Образовательные технологии

Основные формы организации обучения: игра, наблюдение, ведение дневника наблюдений, беседа, просмотр обучающих мультфильмов, их обсуждение, моделирование в песочнице, решение проблемных ситуаций,  самостоятельно организованные игры, коллективная работа по изготовлению коллажа.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Заморев С. Игровая терапия. – СПб.: 2002
  2. Кларк Мустакас. Игровая терапия. – СПб.: 2000
  3. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. – М.: 1999
  4. Степанова О. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие. – М.: 2003
  5. Эльконин Д. Психология игры.-2-е изд. – М.: 1999
  6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.
  7. Выготский Л.С. Игра и воображение в детском возрасте. М., 2003.
  8. Давыдов Психология игры М., 2006
  9. Зеньковский В.В. Психология детства М., 2000
  10. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры//под ред. Петрусинского В.В. М., 2003
  11. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии Спб, 2000.
  12. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. СПб.. 2001
  13. Пейзешкян Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб, 2003
  14. azps.ru А. Я. Психология/ http://azps.ru
  15. Штурман своего пути/ http://navigatorway.com
  16. МетодВики для вожатых. Летний лагерь/ http://summercamp.ru 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обучающие мультфильмы, аудиовизуальные средства обучения, игровое оборудование, канцелярские принадлежности.

Приложение

        Установочный этап

(создание комфортной игровой развивающей среды; установление контакта между ведущим программы и всеми участниками игровой деятельности; знакомство участников друг с другом)

Игра «Визитная карточка»:

С этой игры можно начать работу с новым классом. В то же время ее можно повторить несколько раз в течение учебного года, так как она требует от участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что сказал. Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по специальной схеме.

Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут Вася».)

Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например – сколько ему лет. («Меня зовут Таня, мне одиннадцать лет».)

Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например – чем он любит заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева, мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».)

Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое («Я — Андрей, мне одиннадцать лет и три месяца, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т.д.

При обсуждении игры можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить о том, как правильно слушать собеседника.

Игра «Что в нём нового»:

Инструкция: «Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у вас будет 3 минуты». Пауза в 3 мин. «А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению с начало сентября вы в нём увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.»

Игра «Круг знакомств»:

Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Начинать можно с простейших движений — поднятия головы, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и т.д.

Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.

Примечание: Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования — “обязательно участвовать” — быть не должно.

Игра «Все — некоторые — только я»:

В круг ставятся стулья — на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий становится в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, общий для всех ребят, сидящих в кругу, подходящий только к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит.

Можно начать игру, приведя ребятам примеры разных признаков: «Все, кто пришел сегодня в школу; все, кто любит поболтать; все, у кого в косе красная лента». Водящий может использовать эту игру, выбирая признаки, которые помогут ему больше узнать об одноклассниках, например: «Все, кто хочет пойти в поход» или «Все, кто любит сериал «Вавилон-5»». В то же время у ведущего должно остаться право накладывать вето на вопрос, который может стать оскорбительным для кого-то. В качестве домашнего задания предложить ребятам выбрать несколько признаков, относящихся к каждой категории, а затем использовать их в игре на следующих уроках.

Диагностический этап

(уточнение уровня владения техниками общения, степенью приятия друг друга, уровнем желания вступать в коммуникацию; выявление ресурсного потенциала каждого участника игровой программы; разработка вариантов игровой стратегии в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся)

Игра «Дом-дерево-собака»:

Материал: бумага, фломастеры или кисточки с красками, повязки для глаз. Продолжительность игры: 10 минут. Предполагаемое количество игроков: в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

Игра «Звериное семейство»:

Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств ( дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

Игра «Рисунки групповых картинок»:

Материал: бумага, фломастеры/карандаши. Ведущий игры раздает всем по одному листу бумаги. Каждый записывает свое имя. Все участники начинают рисовать, делая по одному, двум штрихам на листе. Потом лист бумаги передается соседу слева. Начатая картинка дополняется соседом слева и передается дальше. Так происходит до тех пор, пока картинка не возвращается хозяину.

Игра «Солнечная система»:

Я думаю, что вам всем бы хотелось проверить свою способность понимать других людей. Давайте попробуем немного поиграть и одновременно поучиться. Игра называется Солнечная Система.

Для того, чтобы к ней приступить, надо разбиться на группы по 5–6 человек. Правила такие. Вы все по очереди будете Солнышками. А все остальные члены группы планетами — спутниками. Сначала Солнышко пытается развести планеты по орбитам. Чем орбита ближе — тем человек лучше относится к Солнышку. То есть Солнышко пытается определить, насколько человек ему доверяет. На орбите люди могут стоять боком, сзади, спереди, разбившись по залу. Человеческие отношения чрезвычайно сложны и только расстоянием их не определишь. Поэтому вы можете пофантазировать. Ну а после того, как Солнышко решило, что все сделано правильно, по его мнению, он отворачивается, и Планеты сами распределяются по орбитам, в зависимости от того, как они относятся к Солнышку на самом деле. Потом Солнышком становится другой человек. И все повторяется сначала, пока не сыграют все.

Игра «Угадай, кого нет»:

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Поддерживающий этап

(упрочение ресурсных сторон каждого участника игровой деятельности; совершенствование творческого, интеллектуального, организаторского потенциалов игроков)

Игра «Путаница»:

Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.


Игра «Электрическая цепь»: 

Участники игры разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг, друга, где соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов, вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения:

  • электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
  • на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка учителю: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Игра «Веревочка»:

Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым участниками висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим участниками, потом третий повторяет действия второго и т.д. по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.


Игра «Глаза в глаза»:

Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары. 

Коррекционно-развивающий этап

(коррекция поведенческих реакций, формирование моделей поведения в ситуациях общения)

Игра «Проекция» (идею где-то вычитала, но в источнике она носила название техника «Приглушённой проекции», данная ситуация авторская):

Ребята разбиваются на пары. Им предлагается представить себя на месте одноклассника и рассказать о прошедшем дне его глазами, о себе.

Игра «Енотовы круги»:

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получается кольцо). Участники берутся за веревку руками, распределяясь равномерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить участникам:

  • всем присесть, а затем встать;
  • отпустить одну руку;
  • пустить волну по веревке (покачать веревку).

В конце игры происходит обсуждение: чувствовали ли участники поддержку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были аккуратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.


Игра «Консилиум»:

Участники садятся в круг и им зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти не возможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать». На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:

  • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от рака.
  • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей.
  • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом.
  • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры.
  • женщина 35 лет — мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

Затем участникам дается на обсуждение 15-20 мин. (в зависимости от числа участников и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его. В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению, какого человека больше доверяли, почему и т.д. Общее время на обсуждение: 15-20 минут. Примечание: ведущий во время обсуждения внимательно наблюдает за участниками и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.


Игра «Счёт»:

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.


Игра «Переверни коврик»:

Вся группа стоит на коврике. Hужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.


Игра «Кораблекрушение»:

Группа участников разбивается на три подгруппы по 10 – 12 человек. Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил внимание на то, что это «Титаник». Катастрофа. Но не всё потерянно, у вас есть три плота, на которых вам необходимо продержаться до прилёта вертолёта со спасателями. (каждая команда получает по три коврика)». Далее игра состоит из трёх шагов.

Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и построение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.

Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темноте. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».

Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У команды остаётся по два коврика. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной минуты». Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали в ходе выполнения условий игры;
  • что помогало, что мешало справиться с заданием;
  • как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;
  • какими умениями овладели в ходе игры.

Игра «Орехи»:

Цель: научиться принимать особенности другого человека. Для этой игры потребуются грецкие орехи по количеству участников. Инструкция: «Сейчас перед вами лежит мешок с орехами. Я прошу каждого из вас взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть, запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи будут сложены обратно в мешок». После того, как орехи будут сложены в мешок, ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это задание будет выполнено, происходит небольшое обсуждение: по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других? По итогам обсуждения можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми: «И те, и другие в «куче» или толпе на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенность каждого, нужно потратить время, приглядеться. О ценности же ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть внешне очень красивый орех, но внутри – абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не нужно судить о человеке по каким – то внешним признакам у ореха очень жёсткая скорлупа, и она ему нужна для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываться другим, для этого им требуется время».

Игра «Город мастеров»:

Игра проводится в окончании организационного периода, после ряда игр и упражнений на сплочение. Необходимый материал: ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, скотч, верёвка. По заготовленным спискам отряд делится на несколько команд. Состав команд продумывается заранее, чтобы каждому в группе дать возможность проявить максимальную активность и получить новый для себя опыт взаимодействия. Инструкция: «Сегодня мы создадим вместе с вами Город мастеров. В городе нужно построить жилой дом, клуб или театр, храм, административное здание или мэрию, кафе или бистро. У команд есть время на обсуждение – 10 минут, за которые вам необходимо придумать идею строительства и договориться, как будет работать команда. Само строительство будет проходить в полном молчании, за нарушение будет налагаться штраф: ведущий будет забирать один из предметов (ножницы, скотч). На строительство даётся 20 минут. По сигналу ведущего начинается строительство. Ведущему важно отслеживать выполнение правил и особенности работы в командах для последующего анализа. После окончания строительства каждого сооружения проводится экскурсия по Городу, презентация каждого сооружения.После экскурсии проводится обсуждение:

  • как работалось в команде;
  • что было трудно, что легко;
  • как достигали взаимопонимания;
  • как рождались и воплощались идеи;
  • какие выводы вы сделали лично для себя.
  • Диагностический этап

(уточнение уровня владения техниками общения, степенью приятия друг друга, уровнем желания вступать в коммуникацию; выявление ресурсного потенциала каждого участника игровой программы; разработка вариантов игровой стратегии в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся)

Игра «Дом-дерево-собака»:

Материал: бумага, фломастеры или кисточки с красками, повязки для глаз. Продолжительность игры: 10 минут. Предполагаемое количество игроков: в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

Игра «Звериное семейство»:

Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств ( дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

Игра «Рисунки групповых картинок»:

Материал: бумага, фломастеры/карандаши. Ведущий игры раздает всем по одному листу бумаги. Каждый записывает свое имя. Все участники начинают рисовать, делая по одному, двум штрихам на листе. Потом лист бумаги передается соседу слева. Начатая картинка дополняется соседом слева и передается дальше. Так происходит до тех пор, пока картинка не возвращается хозяину.

Игра «Солнечная система»:

Я думаю, что вам всем бы хотелось проверить свою способность понимать других людей. Давайте попробуем немного поиграть и одновременно поучиться. Игра называется Солнечная Система.

Для того, чтобы к ней приступить, надо разбиться на группы по 5–6 человек. Правила такие. Вы все по очереди будете Солнышками. А все остальные члены группы планетами — спутниками. Сначала Солнышко пытается развести планеты по орбитам. Чем орбита ближе — тем человек лучше относится к Солнышку. То есть Солнышко пытается определить, насколько человек ему доверяет. На орбите люди могут стоять боком, сзади, спереди, разбившись по залу. Человеческие отношения чрезвычайно сложны и только расстоянием их не определишь. Поэтому вы можете пофантазировать. Ну а после того, как Солнышко решило, что все сделано правильно, по его мнению, он отворачивается, и Планеты сами распределяются по орбитам, в зависимости от того, как они относятся к Солнышку на самом деле. Потом Солнышком становится другой человек. И все повторяется сначала, пока не сыграют все.

Игра «Слушаем себя»:

Взрослый обращается к ребенку: "Садись удобнее, расслабься и закрой глаза. Теперь прислушивайся, что происходит вокруг и внутри тебя. Что ты в настоящий момент чувствуешь? Что тебе хочется? Что ты слышишь?" Ребенок делится своими впечатлениями.
Упражнение помогает сосредоточивать внимание на собственных чувствах.

Игра «Угадай, кого нет»:

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Игра «Волшебный обруч».:

Этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.
Встаньте, пожалуйста, в тесный круг! Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Итак, обруч-строптивец покоится на ваших вытянутых указательных пальцах. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».
Задание: не прерывая «контакта» обруча с пальцами, опустить его на землю. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч-упрямец будет пытаться взмыть в небо, как надутый гелием шарик, или «отклеиться» от ваших пальцев, проявляя свой норовистый характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит волшебный обруч на землю.
Вы можете свободно обсуждать ход игры, предлагать различные варианты решения задачи. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с прямыми, вытянутыми вперед указательными пальцами всех участников игры.

Обсуждение:
? Что мешало и что помогало команде?
? Какие групповые настроения преобладали во время игры?
? Можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы?
? Как вы оцениваете собственный вклад в результат игры?

Примечание. Это простое на первый взгляд задание окажется совсем нелегким. Более того, тренер должен быть готов к тому, что в ходе игры команда будет проявлять не только положительные эмоциональные реакции. Вполне возможны вспышки гнева, раздражения, ощущение бесплодности усилий, даже отчаяния... Так что не забывайте подбадривать игроков, не принимая в то же время участия в практическом решении задачи. Оставьте команде право насладиться самостоятельной победой над обручем-строптивцем!

Интеграционный этап

(закрепление в игровой практике полученного опыта; исследование новых приобретённых способностей и возможности их использования в реальной жизни)

Игра «Доброе животное»:

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Ковёр мира»:

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого из класса есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашего класса. Я напишу на нем имена всех учеников нашего класса, а вы должны мне помочь украсить его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Анализ упражнения:

— Почему так важен для нас "ковер мира"?

— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что ты понимаешь под справедливостью?

Коллаж для самостоятельной работы: группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах МОУ СОШ №14»

В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года шк...

Условия для введение ФГОС НОО в первых классах

Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах...

Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс.

quot;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком". Л.С. Выготский.Одной из наиболее актуальных задач образов...

Участие составе творческой группы в рамках городской экспериментальной площадки по теме "Шестилетняя начальная школа" Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс".

Данная презентация подготовлена для выступления в Институте качества образования как промежуточный отчет об участии в проекте "Шестилетняя начальная школа - приоритетная модель решения организаци...

Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.

Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....

Рабочие листы для учащихся первого класса.

Рабочие листы могут быть использованы на уроках обучения грамоте в первом классе. Помогут повторить и закрепить написание букв русского алфавита....