Внеклассное мероприятие в 4 классе «Заповедные места»
учебно-методический материал (4 класс)

Галимова Гульчира Зигангараевна

Цель:
1.Познакомить учащихся с понятием «Заповедник» «Заказник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий.
2. Дать знания о воздействии человека на природу, знания об охраняемых территориях.
3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.
Формы работы:  групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор,  материалы о заповедниках России и Татарстана, словари, фотографии, выставка работ.
Основные слова и понятия: заповедники, заказник, национальный парк

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Педагог:- Наша природа создала много различных творений. Это горы, леса, водопады, моря и океаны. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. Как вы думаете:  Почему им угрожает опасность?
Воспитанники:- загрязнение воды и воздуха, уничтожение птиц, зверей и рыб, вырубка лесов и т.д
Педагог: Правильно ребята. Все эти беды, или, как принято сейчас называть, экологические проблемы, которые угрожают исчезновению  многих видов растений и животных, созданы руками человека. Прежде чем мы перейдем к основной теме нашего мероприятия я предлагаю выполнить вам следующее задание. Я предлагаю вам построить «Дерево предсказаний». Ствол дерева это та тема,  которую мы в данный момент обсуждаем. Я назову ствол дерева «экологические проблемы». Перед вами на столах лежат ветви дерева и листья. ветви - это предложения которые начинаются со слов «Возможно, скорее всего, наверно, я думаю и т.д (опорные слова на доске). Листья дерева - это аргумент, который доказывает правоту предложения (указанного на ветви. И так, если не решать экологические проблемы , то….(н.пр –возможно погибнут все птицы) Все дети выстраивают дерево проговаривая вслух свои предсказания
Педагог: Молодцы ребята.  К сожалению вот такое мрачное будущее ждет нас, если мы не будем беречь нашу природу и решать экологические проблемы. В настоящее время резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными.
Теперь мы переходим к основной теме нашего мероприятия. Чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить  каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия: (у каждой команды на столе карточки с датами праздников и знаменательных дат)
Выбрать  экологические праздники:
Международный День Земли - 22 апреля.
Международный День птиц - 1 апреля.
Международный Женский день -8 марта.
Всемирный День Воды (Водных ресурсов) - 22 марта.
Всемирный День защиты животных - 4 октября.
День заповедников России – 14 октября
День смеха -1 апреля.
День заповедников и национальных парков-11 января.
День космонавтики -12 апреля.
Всемирный День охраны здоровья - 7 апреля.
Новый год -31 декабря-1 января.
- Назовите дату, которая подходит на сегодняшний день к нашей теме.
Воспитанники. День заповедников России
Педагог: - Правильно.  Сегодня мы будем говорить о заповедниках.
Давайте вспомним, что такое заповедник.  У каждой группы на столах словари. Найдите обозначение этого слова
1. Заповедники - от слова «заповедь». Заповедники – это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий, на которых сохраняются в естественном состоянии все природные комплексы, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
И так тема сегодняшнего  мероприятия называется «Заповедные места».  В настоящее время в России насчитывается  более 100 заповедников и заповедных зон. Сегодня мы поговорим только о некоторых из них.
Педагог: - Для чего создаются заповедники?
Воспитанники: Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Стих о  природе
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Педагог: Конечно же, было бы неправильно не рассказать сегодня о  редких видах  растений   животных и рыб, охраняемых на территории нашего Татарстана.
История заповедного дела в нашей республике началась с 1960 года, когда был создан Волжско-Камский заповедник. есть в Республике и 24 природных заказника и один национальный парк.
И так, первый заповедник  с которым мы заочно познакомимся -это Волжско-Камский заповедник. Мне бы хотелось, чтобы вы сами нашли материал и смогли бы рассказать много интересного об этом заповеднике.
Подготовленный вами материал нужно оформить в виде постера .  1 группе нужно подготовить материал об истории создания заповедника, места его расположения , чем удивителен заповедник и что в данном заповеднике взято под охрану.
Волжско – Камский государственный природный биосферный заповедник (Слайд).   Организован 13 апреля  1960 года, состоит из двух участков – Раифского (Слайд)   и Саралинского (Слайд).   Площадь – 10091 га. В  2005 году заповеднику присвоен статус биосферного резервата ЮНЕСКО, как территории имеющей международное значение. Символом Волжско-Камского заповедника стал орлан-белохвост- вид занесенный в Международную Красную книгу. Здесь зарегистрировано более 850 видов растений. Здесь же обитают 345 видов позвоночных животных, более 3000 – беспозвоночных, 240 видов лишайников, 800 видов водорослей. Раифский участок знаменит  деревьями возраст которых 250, 300 лет. 200 видов флоры и фауны занесены в Красную книгу Татарстана и России.

  

2 группа готовит материал о флоре заповедника: рассказать и оформить материал о редких видах деревьев и растений,  некоторые из которых могут быть занесены в Красную книгу России и Татарстана.
В Раифе произрастает много редких и реликтовых растений- здесь сосредоточена почти половина всей флоры республики
Гордость заповедника –ДЕНДРАРИЙ (ботанический сад) основанный еще в 1921 году, где  произрастают более 500 видов редких деревьев и кустарников трёх континентов; Америки, Европы и Азии. На территории заповедника более 600 видов водорослей, 207 видов мхов, 16 видов папоротников, 5 видов хвойных, возраст многих из них 250, 300 лет 102 вида растений занесены в Красную книгу Республики Татарстан. Отмечены редкие виды, внесенные в Красную книгу России: пыльцеголовник , лилия саранка, башмачок настоящий и другие редкие виды. В заповеднике есть и  реликтовые растения — линнея северная,  сальвиния плавающая. книгу Татарстана внесено 38 видов грибов, а 4 вида в Красную книгу России; саркосома, грифола курчавая.


  

 

3 группа готовит материал и рассказывает о фауне заповедника.
Не уступает по разнообразию и животный мир заповедника . Главное место обитания символа заповедника – орлана-белохвоста – Саргалинский участок. В заповеднике  много лесной куницы, ласки, хорька, в лес заходят медведи, волки, рыси. В лесу часто можно встретить кабанов, бобров и даже енотовидную собаку. Здесь обитают глухарь, трехпалый дятел,  глухая кукушка,  красная полевка и многие другие редкие животные. (Слайд)  
Зарегистрированы гнезда  птиц: коршуна, чеглока, канюка, ястреба – перепелятника. Из хищных птиц, занесённых в красную книгу России, выделяются беркут, осоед, могильник, скопа, филин. Так же можно встретить, внесенных в Красную книгу России, гагару чернозобую, пчелу-плотника и др.  
В водах заповедника водятся лещи, сазаны, щуки, судаки, плотва. Всего в заповедных водах обитает 40 видов рыб.

  
  


На подготовку данного задания отводиться 5,6 мин. Затем команды по очереди выходят к доске и защищают оформленный постер перед другими командами
Защита  детьми  своих постеров
Педагог: Молодцы ребята. У вас получился интересный, познавательный рассказ о самом большом по площади заповеднике Татарстана  Волжско-Камском заповеднике.
- Ну,   а сейчас самое время отдохнуть и размяться. Я предлагаю вам небольшую игру. Если вы услышите от меня название птицы, то поднимаете руки вверх, если я произношу название животного, рыбы мы тоже отнесем сюда, вы дружно приседаете.  Ну, а если я говорю о растении, вы делаете глубокий вдох и выдох. Все эти растения, животные и птицы встречаются в Волжско-Камском заповеднике.  (кабан, кувшинка, судак, беркут, лилия, енотовидная собака, подснежник, осоед, венерин башмачок)
-Для того, чтобы понять о чем мы будем говорить дальше  обратите внимание на доску. Вам нужно отгадать этот ребус (зашифровано слово « заказник»)
-Как вы думаете, что такое заказник?
ЗАКАЗНИКИ. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Педагог: Ребята, как вы думаете, на территории Республики есть заказники? (ответы детей). На территории Татарстана несколько заказников, но один из них находится  в нашем районе. Это Спасский заказник.  Сегодня у нас в гостях ученица 5 класса Куценко Алена. Совсем недавно в районном конкурсе проектов « Я познаю мир» она заняла 1 место. Затем в Республиканском конкурсе «Рождественские чтения» в номинации проектов «Будь природе другом» она заняла 2 место. Так же она стала призером в научно практической конференции имени Валеева в городе Мамадыш.  Во всех этих конкурсах Алена защищала сделанную ею красную книгу нашего  Спасского района. Я думаю, Алена с удовольствием расскажет вам  о нашем Спасском заказнике.
Охраняется красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи.
Охраняются даже цветы,
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем.
Прощаем!
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит, она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.

В природе все одно с другим связано,
и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление –
ищи в нем руку человека.
Михаил Пришвин

Выступление Алены: Земля Спасская. Эти удивительные по красоте места издавна привлекали к себе внимание людей. Владеть поместьем в Спасском уезде на берегу Волги считалось престижным. Здесь можно было вволю порыбачить и поохотиться.…
Со временем поредели густые леса, поубавилось в них живности, меньше стало рыбы в реках  Люди задумались о том, как спасти уникальные места, сохранить растительность и животный мир? Было принято решение о создании государственного природного комплексного заказника «Спасский» (23.03.2001 года)
Есть в Спасском районе места, которые отличаются особой природной красотой, богатством растительного и животного мира. Чтобы сохранить уникальные территории, в 2001 году постановлением Кабинета Министров РТ был организован государственный природный комплексный заказник, который получил название «Спасский». Здесь произрастает более 400 видов растений, 70 из них лекарственные, более 20 занесены в Красную книгу РТ. Около 45 видов животных, находящихся на территории заказника занесены в Красную книгу РТ . Весной и осенью в заказнике останавливается на отдых большое количество птиц, в основном водоплавающих. Одна из самых примечательных птиц, которой приглянулся остров, - орлан-белохвост.
С первых дней создания заказника началась активная работа по его охране. И постепенно ситуация начала меняться к лучшему. В качестве примера «возрожденных» растений можно привести белую кувшинку .
Проведенная работа по ознакомлению с Красной книгой РТ привела меня к идее создания своей книги – Красной книги Спасского района. Мне хотелось, чтобы детям легче было находить сведения о животных и растениях Спасского района, которые находятся под охраной. Для своей книги я выбрала три раздела: растения, птицы и рептилии.
Когда вся информация была собрана, я приступили к оформлению «Красной книги». Листы в ней в форме книжных страниц, а чтобы легче было ориентироваться в книге, каждая страница имеет свой цвет.
На каждой странице я разместила: название объекта, фотографию, сведения о нем, причины исчезновения, интересные сведения или лекарственные свойства.
На красных страницах - вид, находящийся под угрозой исчезновения
На желтых страницах - редкий вид, численность которого продолжает сокращаться.
На зеленых – редкий вид, которому в настоящее время не грозит исчезновение, но при неблагоприятных условиях может исчезнуть.
На белых страницах – восстановленный вид.
В результате проведенной работы, собранного материала у меня получилась «Красная книга Спасского района РТ». Она получилась яркой и красочной .
Я надеюсь, что она будет интересна как детям, так и взрослым. Они могут найти в ней необходимую информацию для знакомства детей с животными и растениями Спасского района, находящихся под охраной.
Конечно, в ней собраны не все животные и растения, эту книгу можно и нужно дополнять. Я думаю, что «Красная книга Спасского района РТ» поможет задуматься о том, что каждое живое существо на Земле имеет право на свою жизнь и, мы не должны их лишать этого.
III. Заключение.
В заключении хочется сказать, что своим проектом я хотела показать, что в нашем районе ведется большая работа по сохранению и восстановлению животных и растений, которые чуть не исчезли с нашей Земли. С детства мы должны понимать, если не будем заботиться об охране нашей природы, то можем погибнуть.
Я сделала вывод, что создание Красных книг - первый шаг в борьбе за сохранение животных и растений, над которыми возникла угроза исчезновения.
Педагог:- А сейчас я предлагаю прослушать вам аудиозапись с голосами птиц.  Там есть и голоса птиц обитающих в Спасском заказнике
- каждому из вас я раздам карточки или картинки с изображением птиц или со словом характеризующим звук который издает та или иная птица. вам нужно в течении 1,  1,5 минут найти свою пару.
- лебедь-шипун….(шипит)
– голубь… (воркует);
– глухарь… (токует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– журавль… (курлычет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– индюк… (кулдыкает);
На  территории Республики Татарстан есть не только заповедники и заказники , но и национальный парк , но о нем вы узнаете на следующем мероприятии, материал о национальных парках России и Татарстана, я предлагаю вам, найти самим
Рефлексия.
педагог. В заключении я хотела бы предложить вам снова выстроить «дерево предсказаний» Ствол дерева -это сегодняшняя тема «заповедники» . Ветви дерева должны начинаться с предложений  «Возможно, скорее всего, наверно, хотелось бы верить, я думаю и т.д, а листья – это аргумент, который доказывает правоту предложения. н.п «заповедники России , я уверен, спасут от исчезновения степную гадюку. и т.д.  Дети выстраивают дерево.
Педагог: Ребята  большое спасибо вам за сегодняшнее мероприятие, на котором вы были активны и хорошо работали.
Закончить мероприятие хотелось бы стихами

Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.

Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galimovagz.docx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Святое место - отчий дом".

Сценарий можно использовать ко Дню Семьи или как единое поздравление для мам и пап после весенних праздников. Мероприятие имеет глубокий нравственный смысл и ,конечно, требует предварительной подготов...

Внеклассное мероприятие по краеведению для учащихся четвертых классов "По памятным местам Онеги."

Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, о своей семье, ее корня...

Внеклассное мероприятие. Семейный праздник:"Вся семья вместе, так и душа на месте."

Шуточные и игровые конкурсы, танцевальные номера для семейных команд. Завершается праздник чаепитием....

Внеклассное мероприятие на тему "Вся семья вместе и душа на месте"

Этот материал является сопровождением к слайдам. В ходе мероприятия разыгрываются конкурсы для детей и для родителей....

Внеклассное мероприятие Вся семья вместе, так и душа на месте

Внеклассное мероприятие "Вся семья вместе, так и душа на месте" проводится в Международный день семьи 15 мая, которое направлено на развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и шко...

Внеклассное мероприятие "Памятные и исторические места города Казани"

Внеклассное мероприятие "Памятные и исторические места города Казани" 4 класс...

Внеклассное мероприятие на тему: «Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»

Тема внеклассного мероприятия:«Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.» (4 класс)Цели:Обучающие:§  Совершенствование знаний, умений и ...