Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (4 класс)

Удалова Жанна Фасиховна

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства  народа, проживающего в родной местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umelye_ruchki_udalova_zh.f.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Принята на заседании                                 «Утверждаю»

методического совета                               Руководитель МКУ ДО ДДТП

Протокол  №___от                                    Полянская Е.М.

«__» _____2019 г.                                       Приказ № ___от  «   »_______2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА

«Умелые ручки»

Направленность: художественно- эстетическое

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год (108часов)

Разработчик (автор-составитель):

Удалова Жанна Фасиховна

педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

   Направленность программы кружка «Умелые ручки» является

 художественно-эстетической,

 по функциональному предназначению — общекультурной,

 по форме организации — кружковой, 

по времени реализации —  годичной,

  Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

  Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год.  Занятие проводится 3 раза в неделю в течение года. Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам  начальной школы для  занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школ

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в    жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

  Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

  Задачи образовательной программы:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

  Срок реализации программы – 1 год.

 

Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 3 раза  в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 40 минут.

Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет. Объём программы - 108 часов.

  Методы и формы обучения.

Формы организации : групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:

наглядные;

словесные;

практические;

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).

Приемы:  беседа, рассказ учителя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение,  конкурсы, выставки.

  Инструментарий для оценивания результата.

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера. Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера .

Предполагаемая результативность курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Содержание программы

№ 

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Перечень универсальных действий обучающихся ФГОС

1

Вводный урок

1

Знакомство с техникой безопасности, вспомнить материалы и инструменты для работы

2

Работа  природным материалом

28 часов

Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки,  анализировать этапы работы.

Регулятивные: планировать свою  деятельность, работать по плану.

Коммуникативные: работа в паре.

Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

3

Работа с бумагой 

и картоном.

22 часа.

Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду .

4

Работа с пластилином

12 часов

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

5

Работа 

с тканью

9 часов

Познавательные: формировать умения рассматривать,  сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Личностные: знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей

6

Работа 

с бросовым материалом

12часа

Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные:  анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности

7

Оригами

9 часов

Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффек-тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Личностные: формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.

8

Вязание

15 часов

Познавательные: формировать умения рассматривать,  сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Личностные: знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей

Календарное планирование кружка «Умелые ручки»

№  занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическая дата

1.

Вводное занятие.

Формирование групп, принятие правил работы в группе.

Знакомство с целями и задачами кружка.

1

Осенняя тематика

14

2-5

Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.

4

6-9

Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре.

4

10-12

Аппликация из осенних листьев.

3

13-15

Аппликация из птичьих перьев ,ваты.

3

Панно и мозаика

14

16-19

История мозаики, панно

4

20-23

Изготовление панно- картины из манки

4

24-26

Мозаика из обрывных кусочков бумаги.

3

27-29

Выполнение новогодней елки при помощи макарон, ватных дисков, скорлупы.

3

Работа с бумагой

22

30

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами

1

31-33

Виды бумаги.

3

34-36

Знакомство с изготовлением бумажных цветов для  «сладких букетов

3

37-39

Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

3

40-44

Мастеская Деда Мороза ( изготовление ёлочных игрушек)

5

45-48

Изделие «Топиарий»

4

49-51

Изделие «Новогодний топиарий»

Выставка работ

4

2 полугодие

Работа с тканью, иглой

9

52-54

Работа иголкой и не только. Изонить.

3

55-59

Кукла из вязальных нитей

5

60

Выставка работ

1

Работа с бросовым материалом

12

61-63

 

«Учимся мастерить»

3

64-66

«Цветы из одноразовых ложек»

3

67-69

«Мир пластиковой бутылки»

Выставка работ

3

70-72

Аппликация из крупы

3

Работа с пластилином

12

73-75

Удивительный материал – пластилин.

3

76-78

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – рисование пластилином

3

79-81

Фигурки животных сказочных героев

3

82-84

Пано из пластилина – Летняя поляна

3

Вязание

15

85

Знакомство с материалом . спицами

1

86-88

Вязание шарфика для куклы

(виды петель)

3

89-90

Вязание закладки для дневника

2

91-94

 Вязание тапочки

4

95-97

Вязание  подарка маме к 8 марта

(косметичка)

5

Оригами

9

98

Знакомство с техникой оригами

99

Базовые формы

100

Изготовление рамки для картины

101

Коробочка кусудаму

102

Говорливая лиса

103

Аквариум над столом.

104

Кит

105-106

Цветы

107

Выставка робот

108

Уборка в кабинете

Материально-техническое обеспечение программы

 Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

 компьютер

 медиапроектор

Инструменты и приспособления:

 простой карандаш

 линейка

  ножницы канцелярские с закругленными концами

  кисточка для клея и красок

  иголки швейные , спицы

  доски для работы с пластилином

Материалы:

 пластилин

 бумага цветная для аппликаций

 двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

 картон белый и цветной

 ткань: ситец однотонный и цветной

 мешковина

 синтепон

 нитки швейные – белые, черные и цветные

 шерстяная пряжа

 клей ПВА

 ватные диски

 проволока

 бумага гофрированная, креповая, папиросная

калька


Список используемой литературы.

1.  Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам». - Ярославль: Академия

развития, К Академия Холдинг, 2001.

2.  Лазарева Л.А. «Большая энциклопедия поделок». - М.: Росмэн, 2005.

3.  Леонова О. В. «Рисуем нитью: Ажурные картинки». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.

4.  Лыкова И., Коротеева Е. и др. «Большая книга детского творчества». - М.: Олма Медиа Групп, 2007.

5.  Силаева К., Михайлова И. «Соленое тесто». - М.: Издательство Эксмо, 2004.

6.  Чибрикова А. «Забавные подарки по поводу и без». – М.: Издательство Эксмо, 2006.

                                                       Аннотация

на рабочую  программу кружка «Умелые руки»

Номинация «Программы»

Автор: Удалова Жанна Фасиховна

Муниципальное  казённое   общеобразовательное  учреждение  «Урукульская средняя общеобразовательная  школа»

Электронный .адрес  - udalova.1970@inbox.ru

Директор школы:   Халилова Алеся Станиславовна

       Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы художественно - эстетической направленности. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Поэтому, задачи предлагаемой программы: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через трудолюбие; творчество;  настойчивость в достижении целей; бережливость. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде через жизнь; любовь к родной земле. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях через красоту; гармонию; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное «духовно-нравственное приобретение» ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, истории, биологии, технологии др.) в освоении различных видов и техник  искусства.

Программа адресована детям 7-10 лет, которые проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству и ручному труду.

Занятия по данной программе проводятся как для мальчиков так и для девочек.

Программа рассчитана на 1 год по 3 часа в неделю.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...