Программа внеурочной деятельности " Азбука нравственности"- 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Кудрявцева  Юлия Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Азбука нравственности» в соответствии с требованиями ФГОС.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное развитие личности обучающегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования обучающихся как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности обучающихся в форме внеурочной деятельности курса «Азбука нравственности». Нравственное взросление обучающихся связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для обучающихся данного возраста. Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Цель курса – формирование у обучающихся нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

-сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

-способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

-раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

-научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti.docx346.74 КБ

Предварительный просмотр:

E:\азбука.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Азбука нравственности» в соответствии с требованиями ФГОС.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное развитие личности обучающегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования обучающихся как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности обучающихся в форме внеурочной деятельности курса «Азбука нравственности». Нравственное взросление обучающихся связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для обучающихся данного возраста. Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Цель курса – формирование у обучающихся нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

-сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

-способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

-раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

-научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Содержание курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания обучающегося идёт от класса к классу в следующей логике:

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Раздел «Школьный этикет» (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения на уроке и перемене. Понятие о школьных принадлежностях. Правила поведения на школьном дворе.

Раздел «Правила общения» (взаимоотношения с другими людьми). Понятие вежливого общения. Привычка употреблять вежливые слова. Желание и умение сопереживать , оказывать помощь окружающим как основа внимательного отношения к ним. Важность доброжелательного характера общения со сверстниками. Культура поведения в семье.

Раздел «О трудолюбии. Культура внешнего вида». Понятие добросовестного отношения к учебе. Отрицательное влияние на человека лени. Стремление помогать другим своим трудом (дома и в школе).

Раздел «Внешкольный этикет». Манеры поведения. Основные правила поведения в общественных местах (кино, театре, транспорте). Умение правильно реагировать на приглашение в гости. Формирование понимания элементарного этикета разговора по телефону.

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного курса внеурочной деятельности.  

В области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

В области формирования социальной культуры:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

формирование у младшего школьника уважительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

               Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

 Личностные, метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

В конце  учебного года проводятся обобщающие занятия, на которых подводятся итоги. Форма подведения итогов зависит от возраста обучающихся. В 4 класс   проводятся мастерские, на которых обучающиеся создают свою творческую работу, обосновывая свой выбор, игры по станциям для обучающихся одной параллели. Формируется папка-портфолио каждого обучающегося, в которой наглядно видна динамика развития школьника. На все итоговые занятия приглашаются родители обучающихся, которые помогают украсить помещение, сделать костюмы и атрибуты для инсценировки. В результате проведенного итогового занятия обучающийся должен почувствовать моральное удовлетворение от радости, которую он доставил другим людям, иметь желание продолжить начатую деятельность. Уже само желание ребенка быть лучше, добрее, чище является нравственным.

К 4-ому классу обучающиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Учебно-тематический план 4 года обучения

п/п

             Наименование  

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

-

1

       2

Школьный этикет

1

1

2

3

Правила общения

4

2

6

4

О трудолюбии

5

2

7

5

Культура внешнего вида

5

2

7

6

Внешкольный этикет

6

2

8

7

Обобщение: представление о нравственных качествах

2

1

3

24

10

Итого

34 ч

 

4 класс (34 часа).

Введение.

Продолжение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и как условие торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Тема 1. Школьный этикет.

Уважительное отношение к учителям, одноклассникам, окружающим. Заботливость: забота о младших. Помощь первоклассникам. Правила самоконтроля: от оценки, самооценки к самоконтролю.

Тема 2. Правила общения.

Главные правила вежливости. Игра «Путешествие по городу вежливости». Какой я?  Самооценка. Нравственная позиция в оценке поведения окружающих. Как общались наши предки?

Тема 3. О трудолюбии.

Что значит быть трудолюбивым? («Золотые руки»). Правила культуры труда: физического и  умственного. Герои труда (патриотизм). Труд – основа жизни.

Тема 4. Культура внешнего вида.

Что мы понимаем под культурой внешнего вида? Одежда и осанка. Внешний вид и вежливость. Праздничные  и деловые костюмы. Стиль.

Тема 5.  Внешкольный этикет.

Праздники: приглашение, подарки, поведение. Правила: «так надо», «так нельзя» - во дворе, подъезде, на улице, на природе. Народные праздники.

Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах.

Уважительность. Заботливость. Уважительность. Заботливость. Организованность.  Самостоятельность. Патриотизм (любовь к дому, школе, природе, труду). Чему мы учимся у предков?

   Формы организации внеурочной деятельности :

1. Спортивно-оздоровительное:

• Подвижные игры, «Весѐлые старты», внутришкольные спортивнех соревнования

• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток

• Секции

• Классные часы

2. Духовно-нравственное:

• Классные часы

• Экскурсии

• Обсуждение книг и просмотренных к/ф

3. Социальное:

• Классные часы по ПДД и ПБ.

4. Общекультурное:

• ТО

• Классные часы

• Посещение театров, выставок, музеев

5. Общеинтеллектуальное:

  • Классные часы
  • Библиотечные уроки                                               

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Содержание

(разделы и темы)

Количество

часов

Дата проведения

I

Раздел  «Школьный этикет»

8

1

Уважительное отношение к учителям, одноклассникам, окружающим.

1

2

Заботливость: забота о младших. Помощь первоклассникам.

1

3

Правила самоконтроля: от оценки, самооценки к самоконтролю.

1

4

Твоя школа. Экскурсия на пришкольный участок.

1

5

Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни.

1

6

Твой класс.  Обязанности в классе.

1

7

Твой класс.  Игры на сплочение коллектива.

1

8

Соблюдение чистоты и порядка.

1

II

Раздел «Правила общения»

3

9-11

Главные правила вежливости. Игра «Путешествие по городу вежливости». Какой я?  Самооценка. Нравственная позиция в оценке поведения окружающих. Как общались наши предки?

3

III

Раздел  «О трудолюбии»

4

12

Что значит быть трудолюбивым? («Золотые руки»).

1

13

Правила культуры труда: физического и  умственного.

1

14

Герои труда (патриотизм). Труд – основа жизни.

1

15

Учусь все делать сам».   Пришивание пуговиц.

1

III

Раздел  « Культура внешнего вида»

7

15-16

  Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».

2

17

Что мы понимаем под культурой внешнего вида? Одежда и осанка.

1

18

Внешний вид и вежливость. Праздничные  и деловые костюмы. Стиль.

1

19

Помогаю своим трудом дома и в школе.

1

20

Что значит быть бережливым?

1

21

Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе»

1

IV

Раздел «Внешкольный этикет» (продолжение)

12

22

Праздники: приглашение, подарки, поведение.

1

22-24

Правила: «так надо», «так нельзя» - во дворе, подъезде, на улице, на природе

3

25-26

Народные праздники.

2

27-28

Правила поведения в музее.Игра.

2

V

Раздел «Обобщение: представления о нравственных качествах.

29

Уважительность. Заботливость.

30

Уважительность. Заботливость. Организованность.  Самостоятельность.

1

31

Правила поведения на выставке.

1

32-33

Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя.

1

34

Меня пригласили на день рождения.  Разучивание коллективных подвижных игр.

1

Учебно-методическое обеспечение

Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888.

Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.Часть 1. – М: «Просвещение», 2011.

Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.Часть 2. – М: «Просвещение», 2011.

Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002

Азбука нравственности. Методические рекомендации  учителям начальной школы по проведению  уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО  РАО « Филология»  , 2007. Электронная книга.

А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.

Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.

Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.

Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.

Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе.-2006.-№3. - 40  с.

Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.

О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.

Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г

Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.

Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,

Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.

Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ "

Программа создана для 2 класса. Курс нацелен на формирование нравственных представлений у детей об их поведении и поступках, а также на представления, связанные с определенными нравственными понятиями...

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс

Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Это программа по математике для 3 класса по ОС "Шкла 2100"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности". 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 4 класс....