Классный час. Делу время - потехе час. 4 класс
классный час (4 класс)

Тибейкина Наталья Александровна

Классный час в форме квеста. Разработка  и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

Тема: "Делу время - потехе час"

Классный руководитель: Тибейкина Наталья Александровна.

Цель:  Повышение познавательной активности учащихся, развитие  их творческих способностей, стимулирование самостоятельной деятельности для дальнейшего вовлечения в образовательный процесс с применением активных методов и приёмов обучения  (в равной мере относится и к детям с ОВЗ).

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс.
  2. Формирование навыков работы в группе, умения свободно высказываться.

II. Развивающие:

  1. Развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся;
  2. Формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
  3. Закрепление  знаний, полученных на уроках.
  4. Развитие коммуникационных взаимодействий между игроками.

III. Воспитательные:

  1. Воспитание ответственности за выполнение задания.
  2. Воспитание уважения к культурным традициям,  истории.
  3. Здоровьесбережение.

Форма проведения: детский квест (игровой сценарий, множество заданий, созданных с использованием учебной программы начальной школы, подсказки и элементы «дорожной карты»  квеста,  конкурсы на разные темы).

Форма организации деятельности: работа в группе.

Дата проведения: 19.12.2017 (муниципальный семинар)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Орг. момент

«Делу время – потехе час».   Мы с детства знаем эту мудрость. А можно ли совместить учебу и развлечение, забаву и повторение уроков? Можно, если это увлекательный  квест. Даже взрослые, на самом деле, иногда  обожают резвиться, веселиться и отгадывать загадки, как любой ребенок…тем более в конце учебной четверти, когда хочется проверить свои способности.

Сегодня мы проверим, как научились применять полученные знания не только на уроках, но и в любых других обстоятельствах. И я надеюсь, что нас ожидает  веселое и полезное приключение?

Когда встречаем мы рассвет,                  Мы говорим ему ...  ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ                         От слова доброго ... ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,                Нам посылая свой ... ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:                             Дарите всем друзьям ... ПРИВЕТ!

При встрече через много лет                  Вы крикните друзьям ... ПРИВЕТ!

Сегодня у нас гости. Это учителя из разных школ нашего района. Взрослым мы  говорим - ЗДРАВСТВУЙТЕ, а Вашим ученикам посылаем  горячий ... ПРИВЕТ!

Ставят задачи.

Знакомство

  • Группы сформированы, но названий нет. Вам дается 1 минута, чтобы определиться с названием и записать его на выданной вам карточке. Подумайте и подберите прилагательные, которые вас характеризуют.
  • Представьте команды.  Назовите свои имена и прилагательные, которые  на ваш взгляд,  характеризуют вашу команду.
  • Девиз предлагаю единый – это девиз нашего класса.
  1. Придумывают название.
  2. Представляют команды.
  3. Хором говорят девиз класса.

Введение в тему

Итак, начинаем! Ваша задача - создать солнце своих способностей. После каждого этапа вы получаете лучики, на которых должны будете написать, какие ваши способности или качества помогли при выполнении задания.

Чем больше этапов мы успеем пройти сегодня, тем больше проявим своих умений и покажем знаний. И тем больше лучиков будет у нашего солнышка. Этапов много, но у  вас есть выбор. И от вас зависит, какие разделы будут востребованы, а какие подождут нас до следующего раза.

Одна команда пишет на лучиках синим маркером, вторая – зелёным.  На некоторых этапах лучики могут получить обе команды, для этого нужно правильно выполнить задания. Большая просьба к нашим гостям – выдвинуть троих наблюдателей, которые будут оценивать команды и следить за тем, чтобы не нарушались условия игры и дисциплина.

Лучики лежат на вспомогательном столике.

Ход квеста

Перечисляю возможные направления:

  1. «В стране выученных уроков» - окружающий мир
  2. «В стране выученных уроков» - литературное чтение
  3. «В стране выученных уроков» - математика
  4. «В стране выученных уроков» - русский язык
  5.   Станция «Добрых дел».
  6. «Все профессии важны, все профессии нужны!»
  7. «Гостеприимный хозяин»
  8. «Можно и не ссориться»
  9. «В мире чувств и эмоций»
  10. «Эрудит»

У каждой команды знак –

? -  требуется помощь в ходе игры

! – готовы к ответу

Чтобы ответить – нужно поднять -  ! - , чтобы спросить в ходе игры  -? –

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто сейчас играет с нами,

Тот становится умней.

И первая команда делает выбор.

Называют любой этап.

Предметная область – окружающий мир.

У каждого из нас есть семья. И один из признаков, по которым окружающие могут судить о принадлежности человека к определенной семье, – это фамилия.

Конкурс «Я и моё имя».

Назвать по 2  фамилии, которые образовались

  1. от профессий;
  2. от названия животных;
  3. от растений.

Конкурс «Лесные жители»

- Где у кузнечика ухо? (на ноге)

- Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (одинаковые)

- Назовите ближайшую к Земле звезду (Солнце)

- Назовите самую большую планету (Юпитер)

- Назовите  самую маленькую планету (Меркурий)

Почему такие прозвища?  (сейчас вы скажете, что легко, но советую не спешить, а обсудить. 

Каких зверей называют так и почему?

-косой

(глаза располагаются с боковых сторон головы, это позволяет зайцу видеть происходящие события слева и справа. Когда он убегает от опасности, взгляд зайца обращается еще и назад,  если столкнешься с ним спереди -  глаза животного собираются «в кучу», что считается взглядом «косым».)

- сохатый  

(Иногда стержень рога у лося бывает плоским почти весь: получается своеобразная "лопата" с венчиком из небольших отростков по наружному краю. Это сооружение напоминает соху, за что лося  и зовут "сохатым")

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Предметная область –  литературное чтение.

Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века украшенье человека.

Конкурс «Объясни значение пословиц».

  1. Что посеешь, то и пожнёшь.

               Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.

  1. Про доброе дело говори смело.

          Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Конкурс «Сочиняем сказку».

Старый замок в гуще леса, в этом замке спит …

Лес дремучий замок прячет, принц отважный к замку …

Ясно всем, что дальше будет: принц красавицу …

Злой Кащей совсем не глуп: сторожит он старый …

На цепи из ста колец золотой висит …

Тот ларец стеречь не шутка, заяц в нём, а в зайце …

На Кащея утка зла, в ней – яйцо, а в нём - …

Кто иглу тайком достанет, тот сильней Кащея …

Конкурс «Стихотворение»

Расскажите наизусть стихотворение любого поэта – о зиме.

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Предметная область –  математика.

Конкурс «Веселый математик».

  1. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9  Что больше сумма или произведение этих чисел?   (Сумма).

                                                                                                               

2.   Сосчитайте, сколько треугольников?

                                                                                                   (10 треугольников)

3.  Задачи.

 

Мы только с парохода,

Мы только из похода

11 недель гостили на воде.

А сколько это дней?

Сосчитай – ка поверней.(77 дней)

Из города А в город Б самолёт летит 80 минут,

а обратно 1 час 20 минут.

Почему?  

(80 минут = 1 час 20 минут)

Сколько листов бумаги, купил каждый из трех учителей, если у одного 23 ученика, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов. Выбери верный ответ:

  • а) 160, 190, 155;
  • б) 138, 162, 180;
  • в) 200, 195, 120

Решение:

  • 1) 23 + 27 + 30 = 80 (всего учеников)
  • 2) 480 : 80 = 6 (листов бумаги каждому ученику)
  • 3) 23 * 6 = 138
  • 4) 27 * 6 = 162
  • 5) 30 * 6 = 180
  • Ответ: б) 138, 162, 180.

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Предметная область –  русский язык.

Конкурс «Забавные приключения в стране слов».

  • Сколько ошибок в тексте?

Жыли – были дет и внучька,  код пушок, сабачька  жучъка,  Свинка чюня, и казлята.

Всё здесь правильно ребята?  

  • Складывай и вычитай, слова новые получай!

Железо – лезо + луна – на + доктор – тор = желудок

По + звон + око – ко + чник = позвоночник

Оса + н + карта – рта = осанка

Море – ре + зал – ал + г = мозг

Немой – мой + рвать – ать + ы = нервы

Ми + краб – аб + об + ы = микробы

  • Составьте  трёхбуквенные слова, начинающиеся с буквы «М»  

(мяч, мир, мел, мак, маг, мыс, май, миг)

  • Объясните, смыл выражений:

- яблоку негде упасть (мало места)

- висеть на телефоне (очень долго разговаривать)

- только пятки сверкают (очень быстро бежать)

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Совещаются и называют после поднятия карточки

Фронтально

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

Один участник команды наугад выбирает задание (1,2).

Дети, получив карточку, дописывают, читают вслух.

Кто более выразительно

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

Кто быстрее поднимет карточку - отвечает

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

Все задания выполняет каждая команда.

(14 ошибок)

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

Станция «Добрых дел».

Я хочу рассказать вам притчу. Какой вывод можно сделать, послушав её? Чему научиться?

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Чему учит нас эта притча?

Предлагаю составить список добрых дел (каждому - свой) на ближайшую неделю

Вы получаете записную книжку. На первой странице запишите, что планируете, через неделю мы с вами отметим на второй странице, какие дела

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Дети говорят о том, что, помогая друг другу,  мы сможем сделать мир вокруг добрее, а людей  счастливее.

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

«Все профессии важны, все профессии нужны!»

Профессий много на Земле,

 и каждая важна.

 Решай, мой друг, кем быть тебе,

 Ведь жизнь у нас одна.

Что такое «профессия»?

Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

В толковом словаре слово профессия объясняется так:

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Сегодня вы школьники, ученики 4 класса. Но быстро пролетит время, вы закончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть и ваша будущая судьба. Этот выбор будет сделан легче, если вы уже сегодня задумаетесь над вопросом «Кем быть?»

Станция «Медицинская»

Ребята, представьте себе: Незнайка шел по саду, он съел грушу, яблоко, сливу.

- Какими фруктами он мог отравиться?

- Пошел Незнайка загорать и получил солнечный удар. Что делать?

- Если вы поранили руку, как обработать рану, что для этого нужно?

Назовите все слова из слова: ЗДОРОВЬЕ 

Станция «Журналистская»

Журналист очень хорошо запоминает то, что говорят ему люди. Журналисты должны обладать хорошей памятью, чтобы передать чужой рассказ правдоподобно, не добавляя лишнего. Попробуйте точно передать рассказ.

Выбираем 2 человека (по одному от каждой команды). Один остается в классе, другой выходит за дверь.

Генерал Гена.

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову – громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Станция «Игровая»

Отгадай профессии с элементами юмора,  "Самая - самая ".

  1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  2. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  3. Самая смешная (клоун, пародист...)
  4. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  5. Самая денежная (банкир, бухгалтер...)
  6. Самая волосатая (парикмахер...)
  7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель...)

Станция «Почтовая»

Ребята, почтальон приготовил для вас телеграммы от людей разных профессий.

Вам надо их прочитать и догадаться, кто их прислал?

Я науки изучил

Землю словно приручил

Знаю я когда сажать,

Сеять как и убирать.

Я знаток в краю родном

И зовусь я …..(агроном)

Ежедневно спозаранку

В руки я беру баранку,

Кручу, верчу и так и сяк,

Но не съем ее никак!  (от шофера)

Моя работа в глубине, на самом дне

Моя работа – в темноте и тишине

Но кто же я, ответь-ка на вопрос

Не космонавт, а все хожу средь звезд.

(от водолаза)

Я с утра мету ваш двор,

Убираю всякий сор.  

Разбросал бумажки кто-то,

Ой, и задал мне работу!

Все отвез в мусоросборник

На своей тележке …. (дворник)                                  

Дупло и берлогу,

Дом лисий и птичий

В лесу охраняю надежно ….. (лесничий)

Так какие профессии важны?

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Работа, которой занимается человек. 

Нет, необходимо закончить специальное учебное заведение (университет,институт, техникум, училище)

Дети выходят и зачитывают классу тексты телеграмм.

Хором

Все профессии нужны!

Все профессии важны!  

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

«Гостеприимный хозяин»

Гость в дом — радость в дом. А задумывались ли вы, зачем люди ходят в гости?

На это есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются разные люди: поговорить: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями — и все стали немножко информирование, умнее.

И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье сын — зовут гостей разделить радость. А если горе — звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.

Вот почему с давних пор ходят люди в гости. За такое долгое время выработались ясные представления о том, как вести себя хозяину и гостю.

Многие, наверное, скажут: «Да, слышали мы об этом, знаем». И верно: знают. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Быть хорошим хозяином совсем не просто. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько ситуаций.

Обсуждение ситуации о гостеприимстве.

Ситуация первая. Алеша возвращается из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алеши. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли, ребята, к нам. И поедим, а то здорово есть хочется».

— А мама ругаться не будет? — спросил Витя.

— Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка, в ванной работала стиральная машина, а в комнате вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

— Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти домой. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко. Кто виноват в этом?

Ситуация вторая.  Скоро в школу – во вторую смену. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. Ребята все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Ситуация третья.  Десятилетие — серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, уселись за стол, быстро управились с угощением... И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки. Дима в седьмой раз ставил аудиокассету с песенкой крокодила Гены.

Лена принесла большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте!» Но есть уже никто не хотел. Тогда она включила музыку. Мальчики не обратили внимания на музыку, и танцы не получились.

— Айда, ребята, шайбу погоняем, — сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись и подружки.

Когда мама, которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества в полном одиночестве горько плакала в неприбранной кухне.

Как вы думаете, почему не получился день рождения? Почему он не стал настоящим веселым праздником?

Я полагаю, ребята, что, поразмыслив над этими задачами и вспомнив похожие случаи из жизни, вы сами ответите на вопрос, как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?

Правила гостеприимства

• Быть приветливым хозяином — это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

• Быть внимательным хозяином — это значит видеть всех своих друзей сразу и каждого в отдельности, найти время поговорить со всеми понемногу, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.

• Быть предупредительным хозяином — это значит заранее подумать над тем, чем вы угостите своих друзей, займете их; а, кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.

• Быть щедрым хозяином — это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

• Быть бескорыстным хозяином — это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, не рассчитывать на ответный прием, угощения и подарки.

• Быть тактичным хозяином — это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость — неумехой.

Быть воспитанным хозяином — это значит выполнять все, о чем написано выше, быть скромным, вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Подведение итогов. Предлагаю запомнить некоторые правила гостеприимства:

• быть приветливым и внимательным хозяином;

• быть предупредительным и щедрым хозяином;

• быть бескорыстным, тактичным и воспитанным хозяином.

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Размышления учеников.

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

«Можно и не ссориться»

Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями? В чем причина ваших ссор?

Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки? Нужно ли этому учиться?

А кто хотел бы совсем не ссориться? Будем учиться сдерживать себя.

Разыгрывание ситуаций.

Ситуация 1

Учитель. Ребята. В английском языке есть такое слово «тайм-аут».

Кто знает, что оно обозначает?

В переводе с английского тайм означает «пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях». А кому приходилось уже использовать паузу в игре, в ссоре?

- Значит, чтобы  не поссориться нужно взять тайм-аут.

Ситуация

Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю...

Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.

- А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)

Ситуация

На большой перемене дети распределяли настольные игры. У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игру. Завязалась потасовка.

- А как правильно поступить? (Пауза - тайм-аут, договор.)

Волшебное слово «стоп»

Случилось так, что всю неделю Маруся ссорилась с мамой. Какое бы замечание мама ей ни сделала, Маруся сразу начинала грубить. И в результате они ссорились, иногда даже плакали, потом мирились, но скоро снова ссорились.

Сидит Маруся после одной из таких ссор в своей комнате и плачет. Тут приходит к ней бабушка, садится рядышком и говорит:

- Твоя беда, внученька, в том, что ты не можешь вовремя остановиться. Мама что-нибудь скажет, а ты сразу грубишь в ответ, вот вы и ссоритесь. А потом: ты - плачешь, мама - плачет, папа хмурится, а кот с собакой прячутся.  И так изо дня в день. Может, попробуешь в ответ на замечание или пожелание - не рассердиться. Скажи про себя: «Стоп!», а вслух что-нибудь спокойное и доброжелательное и посмотри, что из этого выйдет.

Выслушала это Маруся и легла спать. А на следующий день пришла с прогулки позже, чем обещала. Мама и говорит ей: «Маруся, ну как так можно, я же волнуюсь!» Маруся только захотела нетерпеливо сказать: «А откуда я время узнаю, часов-то у меня нет!» Но тут вспомнила, что говорила ей бабушка, произнесла про себя: «Стоп!», а вслух: «Извини, мамочка, я не хотела, чтобы ты волновалась, просто мы заигрались!» Мама как услышала такое, так и замерла на месте прямо с тарелкой супа в руках. А потом даже забеспокоилась: не случилось ли чего с дочкой? Смотрит, вроде царапин никаких нет, одежда не порвана, лоб даже потрогала на всякий случай. Маруся на это опять чуть не рассердилась, но вовремя успела сказать себе: «Стоп!»

Слово «Стоп!» оказалось поистине волшебным. В тот вечер у всех в семье было хорошее настроение. Мама на радостях даже приготовила праздничный ужин. Все сидели за столом, весело беседовали, а папа думал о том, что новые часы своей дочери он купит непременно водонепроницаемые и противоударные.

(А. Герасимова)

Вывод

- Так что нам поможет жить без ссор?

Совет

Попробуй, вовремя остановиться когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела. Научись говорить себе «Стоп!» - и сможешь избежать многих неприятных ссор.

Выслушиваются высказывания детей.

Высказывания детей, примеры из их детского опыта.

Хором:

«Мир, мир - навсегда, ссора, ссора - никогда».

«В мире чувств и эмоций»

 «Существовать - значит чувствовать, 
ибо чувства стоят несравненно выше разума .»
Жан-Жак Руссо


Окружающий мир и самого себя человек познает с помощью чувств. Чувства и эмоции – это отношение человека ко всему происходящему в жизни. Они помогают лучше понять окружающих, разобраться в себе. Если выражение лица быстро меняется – это эмоция. А если лицо медленно меняет выражение и сохраняет его надолго, то это чувство. Зачастую эмоция – это переживание какого-либо чувства. «Я боюсь этого человека» - это чувство, «Мне страшно» - это эмоция.

Можно говорить «чувство радости» и «эмоция радости». Разница состоит в длительности протекания процесса.


Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.


А реакция человека на различные воздействия проявляется в виде эмоций. Это могут быть эмоции возбуждения и спокойствия, удовольствия и неудовольствия, радости и злости и многие другие.


Положительные эмоции, такие как любовь, признательность, понимание, восхищение дарят человеку радость и здоровье.

А отрицательные эмоции в виде проявлений гнева, ненависти, обиды, страдания приносят человеку душевную боль.


Игра «Угадай эмоцию».

О чем грустят корабли
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку 
Присесть и отдохнуть
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть.

(Грусть)

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик, 
Коле отдал обезьянку,
Мишку, Зайца и собачек.
Шапку, варежки и шарф
Подарил я Гале…

(Доброта)

На окошко села птица,
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
Где же мама? Где же сестры?
Вот пропал теперь я!

(Страх)

Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек, 
И сразу цветок …улетел.

(Удивление)

Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.

(Вина)

Радость - если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.

(Радость)

Сотрясается весь дом,
Бьет Сережа молотком,
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Сережею они
Просто издеваются-
В стенку не вбиваются.

(Гнев, злость).

По мнению психологов у человека наблюдается более 70 эмоций. Мы каждую минуту выражаем свои эмоции, и даже не задумываемся над этим.

1. Злоба, обида.

2. Боль, грусть.

3. Страх, беспокойство.

4. Раскаяние, сожаление.

5. Любовь, понимание, признательность.


А знаете ли вы, что не только люди выражают свои эмоции.

Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Потому что львы живут семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами и эмоции написаны у них на морде.
А медведи живут в одиночку. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.

Притча о двух волках


Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:


—А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

Притча «Царь и его ястреб» 

Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.
Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья и слуги с охотничьими собаками.
На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы.
Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.
К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.
День был жаркий и царю очень хотелось пить. Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! 
Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.
Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.
Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.
Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.
На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.
Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.
Теперь царь был в страшном гневе.
—Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, я
сверну тебе шею!
И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.
—Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!
Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.
Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.
Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.
—Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.
Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.
—Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.
Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.
Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.
—Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.
Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:


"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе". 

Какова основная поучительная мысль данной притчи?

Ничего не делай в гневе!
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций, должны быть человеческими и отвечать общепринятым правилам поведения.
Главная наша задача – научиться управлять своими эмоциями, чтобы они не причиняли вреда окружающим.

 Упражнение «Котенок».
Сядьте поудобнее, кругом тишина, закройте глаза и представьте, что у вас на коленях спит маленький котенок и мурлычет…
Что вы чувствуете?

Часто бывает, что ты долго делаешь уроки, устал. Как снять напряжение и усталость?
Послушай, закрыв глаза, приятную музыку; посмотри красивые виды природы….


В число расслабляющих процедур входит и смех.
 Вспомните мультфильмы, в которых героям помогала улыбка?

Вы, вероятно, замечали, что после забавной истории, прочитанной в книге, тоже становишься веселее, бодрее, появляются новые силы.
 

 «Мокрая собака».
Избавиться от неприятных чувств нам поможет веселое упражнение «Мокрая собака».
Каждый из вас наверняка видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте попробуем сделать то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Начните отряхивать ладони, локти, плечи, потрясите ногами. При этом представляйте, что все негативные чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе слетают с вас, как вода с собаки, и вы становитесь бодрее, веселее.

Работа с пословицами. 

Гнев – враг человеку, а разум его друг.
Зависть – это худший из людских пороков.
Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя и другого.

Жюри – объявите, пожалуйста, результат. Какая команда получает лучик.

Ученики в  группе собирают пословицы из рассыпавшихся слов.

Дети записывают способности  и прикрепляют лучик.

«Эрудит»

1.Средство передвижения, имеющее два колеса, но без мотора и без педалей.

1.Самокат.

2. Колючий садовый ягодный кустарник.

2. Крыжовник.

3. Устройство в здании для быстрого подъема людей и грузов.

3. Лифт.

4. Небесное тело, расположенное ближе всего к Земле.

4. Луна.

5. Спектакль, в котором действующие лица не разговаривают, а только поют.

5. Опера.

6. Круглая цирковая площадка для выступлений.

6. Арена.

7. Человек, стоящий спиной к зрителям, а лицом к музыкантам.

7. Дирижер.

8. Самый маленький из существующих на Земле материков.

8. Австралия.

9. Музыкальный ансамбль, состоящий из 3-х исполнителей?

9. Трио.

10. Автор сказок о Незнайке и его друзьях.

10. Н. Носов.

11. Что меньше 60 центнеров или 6 тонн?

11. Одинаково.

12. Самый большой на Земном Шаре океан.

12. Тихий.

13. От какого дикого зверя берут происхождение собаки?

13. От волка.

14. Профессия человека, создающего новые машины, самолеты?

14. Конструктор.

15. Что делает человек всю жизнь, не останавливаясь?

15. Дышит.

16. Древесина, какого дерева больше всего подходит для производства спичек?

16. Осины.

17. Без этого предмета не сыграешь на скрипке.

17. Без смычка.

18. Из нежной сердцевины этого травянистого растения Древние египтяне делали свитки, а потом на них писали.

18. Из папируса.

19. Какое полезное ископаемое используют для производства пластилина?

19. Глину.

20. Летучая мышь – это птица или млекопитающее.... 

20.Млекопитающее

Подведение итогов

Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас и помогает в работе. С такими способностями можно смело  двигаться дальше.

Рефлексия

«Дерево чувств» - сегодня у нас ёлочка. Это логично перед праздником. Предлагаю  всем, кому понравилось занятие,   прикрепить  на ёлочку  игрушку. А ещё  можно взять ручку и выразить свои чувства, написав их прямо на шарике.

Дети прикрепляют игрушки на ёлку. Взрослым раздаются шарики для отзывов.

Источники

https://klub-drug.ru/viktorina/erudit.html

http://ped-kopilka.ru/

http://razdeti.ru/

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-yeksklyuzivnomu-obrazovaniyu-v-do-my-vmeste.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-evgenevna-bashkirova/-snezhinka-master-klas-s-poshagovym-foto.html

https://klub-drug.ru/viktorina/erudit.html





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Делу время- потехе час. 4 класс Автор: Тибейкина Н.А. – учитель начальных классов С.Могочино

Слайд 3

Алексей Михайлович Романов - русский царь. «Делу время, потехе час»

Слайд 4

Я смотрю на ваши лица Хорошо, приятно мне, Словно я в большой и дружной И приветливой семье!

Слайд 6

«Косой»

Слайд 7

«Сохатый»

Слайд 8

Конкурс «Сочиняем сказку». Старый замок в гуще леса, в этом замке спит … Лес дремучий замок прячет, принц отважный к замку … Ясно всем, что дальше будет: принц красавицу … Злой Кащей совсем не глуп: сторожит он старый … На цепи из ста колец золотой висит … Тот ларец стеречь не шутка, заяц в нём, а в зайце … На Кащея утка зла, в ней – яйцо, а в нём - … Кто иглу тайком достанет, тот сильней Кащея …

Слайд 9

Сколько треугольников?

Слайд 10

Задача Сколько листов бумаги, купил каждый из трех учителей, если у одного 23 ученика, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов. Выбери верный ответ: а) 160, 190, 155; б) 138, 162, 180; в) 200, 195, 120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Делу - время, потехе - час" для 3 класса.

Классный час "Делу - время, потехе - час" для 3 класса представлен в виде презентации.Данный классный час направлен на осознание быстрого течения времени, для осуществления своего свободного и по...

Классный час "Делу - время , потехе - час"

Представлен классный час на тему "Делу - время, потехе - час" Цель: 1. Формировать у детей представления об активном отдыхе.           2. Обучать...

Классный час по теме "Делу время, потехе - час" 2 класс

Разработка классного часа по теме "Делу время, потехе - час"  для 2 класса...

Презентация к классному часу "Делу время - потехе час" 2 класс

Презентация к разработке классного часа "Делу время - потехе час" 2 класс, а также вступление в виде отрывка из песни А. Пугачевой...

Классный час по теме: "Делу - время, потехе - час".

Данное мероприятие  посвящено времени, ценности времени и его нехватки.Цель: формирование представления о ценности времени.Задачи:1.     Научить рационально, использовать своё...

Классный час в 3 классе по теме: «Делу – время, потехе – час»

Цель: учить учащихся ценить свое время и время других.Задачи:      познакомить учащихся с историей развития часов;активизировать творческие  способности учащихся;сов...

"Делу время, потехе - час". Классный час 4кл

Данная разработка может быть использована классными руководителями при проведении тематичесих бесед, классных часов. Цель этого занятия - объяснить учащимся важность планирования  своего  вр...