Картотека «Коммуникативные игры» вторая младшая группа.
картотека

Сенченко Надежда Игоревна

Картотека «Коммуникативные игры» вторая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_igry.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Коммуникативные игры»

Вторая младшая группа

Воспитатели: Сенченко Н.И.

Пояснительная записка

       Все без исключения хотят видеть детей улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

       Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

       Основным показателем развития коммуникативных способностей является детская игра.

       Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

       Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

       Для полноценного развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, для поддержки в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, для овладения элементарными социальными навыками детьми 5-6 лет целесообразно использовать коммуникативные игры , предложенные в данном пособии.

        Цель коммуникативных игр – развитие навыков конструктивного общения.

        Задачи:

  • Воспитывать умение слушать и слышать другого человека;
  • Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;
  • Формировать умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами;
  • Формировать умение разрешать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом;
  • Создавать благоприятную атмосферу свободного общения и эмоциональной близости.

   

Проводятся  игры еженедельно во второй половине дня в группе или на улице. Продолжительность составляет 25 минут.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

«Нос к носу»

Цель: создание условий для тесной связи между партнерами

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

«Липучки»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

 «Ласковое приветствие»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе

Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

 «Паровозик»

Цель: развитие желания играть сплоченно в команде

 Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

 « Дотронься до…»

Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

«Змея»

Цель: развитие желания играть сплоченно в команде

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

«Комплименты»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Поварята»

Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает,  каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или  сделать винегрет.

« Ветер дует на…»

Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого

Ведущий начинает игру  словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее...

«Солнце»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно  пририсовать к солнцу как можно больше лучей

«Змея»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

 Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

 «Лужок с цветами»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

 Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков

 «Поиск»

Цель: развитие внимания, наблюдательности

 Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями

«Что случилось?»

Цель: формирование умения улавливать эмоциональный настрой другого

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,  обиженный пингвин, удивленный филин.

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

Кто это?

Какое у него настроение?

Какие чувства (эмоции) он испытывает?

Почему? Что с ним случилось?

Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

«Пантомимические этюды»

Цель: развитие наблюдательности, пластичности движений

Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

маленькая девочка в хорошем настроении;

старик;

уставший человек;

смелый человек и т.д.

Вначале дети выполняют каждое задание одновременно,  затем поочередно.

«Собери чемодан»

Цель: развитие внимания, чувства общности

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

«Эхо»

Цель: закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков

Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

«Почта»

Цель: способствовать сближению и объединению детей в коллективе

Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:

Ведущий:        Динь – динь – динь.

Дети:               Кто там?

Ведущий:        Почта.

Дети:               Откуда?

Ведущий:        Из Рязани.

Дети:               А что там делают?

Ведущий:       Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)

«Что в сундучке?»

Цель: закрепление сплоченности и доверия друг к другу

 

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо  предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные  участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

«Я начну, а вы продолжите»

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения договариваться

Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.

Например:

Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)

Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)

Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).

«Опиши друга»

Цель: создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

 «Пум-пум-пум»

Цель:  развитие взаимопонимания

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум-пум-пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «Пум-пум-пум»?

- Для чего «Пум-пум-пум» нужен?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?

И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

«Почему? А потому!»

Цель: развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота? И др.

 «Кто ты?»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой», и строго предупреждает:

- Кто ошибается,

Тот попадается!

Кто засмеётся,

Тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты?

- Метла.

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал в детский сад?

- На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.

 «Путешествия  Незнайки»

Цель: развитие наблюдательности

Участники садятся на пол или на  стульчики, образуя круг.

Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:

- Ребята, к нам в гости заглянул Незнайка. Он побывал во многих детских садах. Слушайте его и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.

Примеры:

- Зашел Незнайка в комнату, где дети:

засучивают рукава, намыливают руки, вытираются;

расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду,

потягиваются,  успокаиваются, отдыхают, спят;

пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются;

маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.

- Был Незнайка в детском саду, когда дети:

приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу;

одеваются, прощаются, уходят;

купаются, загорают, ходят босиком;

лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;

«Что было бы, если бы я …»

Цель: развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

-  Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого угодно. Например:

Что было бы, если бы по волшебству Феи ты стал…

артистом, то сыграл бы роль…

художником, то нарисовал бы…

воспитателем ,то…

цветком, то радовал бы….

«Художник слова»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого-либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

учитывая уровень развития вербального воображения  детей,

Тема

Цель

Дата

1.

2.

3.

4.

«Нос к носу»

«Липучки»

«Ласковое приветствие»

«Паровозик»

Создание условий для тесной связи между партнерами.

Отработка коммуникативных навыков детей.

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Развитие желания играть сплоченно в команде.

Сентябрь

5.

6.

7.

8.

«Дотронься до…»

«Змея»

«Дружба начинается с улыбки»

«Комплименты»

Создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива.

Развитие желания играть сплоченно в команде.

Создание условий для тесной связи между участниками коллектива.

Создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе.

Октябрь

9.

10.

11.

12.

«Поварята»

«Ветер дует на …»

«Солнце»

«Змея»

Создание условий для тесной связи между участниками коллектива.

Создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива.

Формирование чувства единения друг с другом.

Формирование чувства единения друг с другом.

Ноябрь

13.

14.

15.

16.

«Лужок с цветами»

«Поиск»

«Что случилось?»

«Пантомимические этюды»

Формирование чувства единения друг с другом.

Развитие внимания, наблюдательности.

Формировать умение улавливать эмоциональный настрой другого.

Развитие наблюдательности, пластики движений.

Декабрь

17.

18.

19.

20.

«Собери чемодан»

«Эхо»

«Почта»

«Что в сундучке?»

Развитие внимания, чувства общности.

Закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.

Способствовать сближению и объединению детей в коллективе.

Закрепление сплоченности и доверия друг к другу.

Январь

21.

22.

23.

24.

«Я начну, а вы продолжите»

«Опиши друга»

«Пум-пум-пум»

«Почему? А потому!»

Формирование навыков сотрудничества, умения договариваться.

Создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности.

Развитие взаимопонимания.

Развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща.

Февраль

25.

26.

27.

28.

«Кто ты?»

«Путешествие Незнайки»

«Что было бы, если бы…»

«Художник слова»

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе.

Развитие наблюдательности.

Развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания.

Формирование чувства единения друг с другом.

Март

29.

30.

31.

32.

«Лужок с цветами»

«Собери чемодан»

«Эхо»

«Солнце»

Формирование чувства единения друг с другом.

Развитие внимания, чувства общности.

Закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.

Формирование чувства единения друг с другом.

Апрель

Апрель

33.

34.

35.

36.

«Поиск»

«Пум-пум-пум»

«Почта»

«Художник слова»

Развитие внимания, наблюдательности.

Развитие взаимопонимания.

Способствовать сближению и объединению детей в коллективе.

Формирование чувства единения друг с другом.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа.

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа....

Сценарий праздника с детьми второй младшей группы Тема: «Новоселье в новой группе»

Цель:Максимально облегчить процесс адаптации в новой группе, установить добрые, доверительные отношения для дальнейшего сотрудничества детского сада и родителей.Задачи:1. Облегчить процесс адапта...

Конспект занятия во второй младшей группе Тема «Сравнение двух групп предметов».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего возраста"

Цели: развивать способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; а также продолжать развивать  умения слышать других, развивать...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего возраста"

Цели: развивать способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; а также продолжать развивать  умения слышать других, развивать...

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Программное содержание: учить детей реализации игрового замысла, поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; продолжать учить подражать повадкам животных; развитие театра...

Картотека коммуникативных игр для младших школьников.

Предлагаю вашему вниманию мою картотеку коммуникативных игр для младших школьников 6-10лет, которая собрана под девизом "Учимся сотрудничеству вместе"Цель-Коллективная работа детей ,где кажд...