ПРОЕКТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
проект

Бухалова Гильсиря Минтаировна

Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого воспитанника, способного к постоянному самосовершенствованию; обеспечение личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности; организация полноценного досуга воспитанников школы-интерната

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

Авторы:

Коллектив 1 класса

Бевская Яна Дмитриевна

Гарифуллина Малика Маратовна

Избасаров Станислав  Александрович

Руководитель:

Бухалова Гильсиря Минтаировна

учитель

ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

Спасского муниципального района РТ

Содержание

  1.  Введение……………………………………………………………………..  3-5
  2. Нормативно-правовая база…………………………………………………..  5
  3. Специфика организации досуговой деятельности подростков

в условиях школы-интерната…………........................................................ 3-8

  1.  Механизм реализации проекта……………………………………………… 8-12
  2. Методические рекомендации педагогам в деле организации

досуговой деятельности……………………………………………………… 12-14

  1. Заключение……………………………………………………………………. 15-16
  2. Литература……………………………………………………………………   17
  3. Приложения

  1. Введение

Главное предназначение санаторной  школы-интерната – укрепление здоровья детей. ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат» Спасского района РТ создана в соответствии с постановлением Совета Министров ТАССР №183 от 14 мая 1971 года на основании приказа Министерства Просвещения ТАССР №51 от 19 мая 1971 года в целях оздоровления детей и подростков с малыми и затухающими формами туберкулёза. Ежегодно в школу поступают порядка 120 обучающихся из районов Республики Татарстан. Отборы детей ведутся противотуберкулёзными диспансерами под непосредственным руководством республиканского противотуберкулёзного диспансера. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией к ухудшению показателей здоровья школьников, увеличением распространения заболеваемости туберкулёзом лечение в школе проходит по полугодовому циклу, чтобы охватить большое количество детей, нуждающихся в санаторном лечении.

           Полученные в ходе медицинского осмотра данные, наглядно демонстрируют, что у школьников слабо формируется осознанное отношение к своему здоровью. Что в свою очередь служит тревожным сигналом и побуждает педагогический коллектив школы усилить работу в данном направлении. В то же время наблюдается большое желание обучающихся, их родителей изучать и заниматься различными видами спорта, активно проводить свой досуг, вести здоровый образ жизни.

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что учебную-воспитательную деятельность разумно сочетать с исследовательской проектной деятельностью, познавательным интересом детей, их стремлением к самостоятельным наблюдениям и опытам.

Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Санаторная школа-интернат – место, где дети находятся полный день, и, поэтому, необходимо организовать досуг детей. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.

Данный проект позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей и их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также проект помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации    собственного «Я».

Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого воспитанника, способного к постоянному самосовершенствованию; обеспечение личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности; организация полноценного досуга воспитанников школы-интерната

Задачи: 

  • Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей; 
  • Развитие физических, и умственных способностей воспитанников; 
  • Сплочение воспитанников через совместную досуговую деятельность; 
  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны; 
  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении; 
  • Популяризация семейного досуга; 
  • Сохранение духовно-нравственного здоровья воспитанников, приобщение их к нравственным и духовным ценностям. 
  • Осуществление работы по профилактике правонарушений

Объект исследования - организация досуга детей  

Предмет исследования - организация досуга детей в условиях школы-интерната
Целевой адресат проекта: воспитанники 1-9 классов

Сроки реализации проекта: 

2019-2020 уч. год

II.        Нормативно-правовая база.

- Федеральный Закон  «Об образовании в РФ».

- Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации.

- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

- Устав ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

- Программа «Школа-территория здоровья»

- Положение  «Об организации досуга воспитанников санаторной школы-интерната» (Приложение 1)

- Должностная инструкция воспитателя санаторной школы-интернат (Приложение 2)

III. Специфика организации досуговой деятельности подростков в условиях школы-интерната

         Наше общеобразовательное учреждение является школой-интернатом, поэтому вопросам воспитания всегда уделялось особое внимание, постоянно велась и ведется работа по совершенствованию и обновлению внеклассной деятельности с детьми.

Педагоги отчетливо понимают, насколько велика их воспитательная роль в условиях школы-интерната, где ребенок пребывает круглосуточно.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма -это сочетание способа и средств организации процесса досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная.

Цель воспитательной деятельности - в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.

Важными задачами воспитательной деятельности являются:

воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;

развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования.

Эти цели и задачи достигаются как в учебной, так и внеклассной деятельности воспитанников.

Под внеклассной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

В процессе организации досуговой деятельности создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.

Это способствует развитию нравственной личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

Внеклассное мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они организуют различные виды деятельности, как отдельных воспитанников, так и жизнедеятельность детского коллектива.

Формы внеклассной работы, условно можно подразделить на такие группы:

словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.):

практические формы (экскурсии, спортивные эстафеты, конкурсы, КТД, трудовые дела и т.п.);

наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.)

Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса.

Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность воспитанника и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль воспитателя - правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные досуговой деятельности.

В настоящее время велико значение учреждений интернатного типа в деле дальнейшего расширения общественного воспитания детей и подростков. Школа-интернат –это такое воспитательное учреждение, где воспитателям предоставляется широкое поле деятельности для всестороннего развития воспитанников с учѐтом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Обязательные правила, регулирующие всесторонний уклад жизни учреждений интернатного типа, фиксируются в режиме дня. Хорошо продуманный и строго соблюдаемый распорядок дня способствует привитию воспитанникам необходимых навыков умственного и физического труда, формированию полезных привычек в учебе, труде и поведении, даѐт верный дисциплинированный тон. Воспитатели интерната несут особую ответственность за формирование и закрепление у своих воспитанников жизненно необходимых знаний и умений. Внеурочное время в условиях интерната расходуется на подготовку к урокам (самоподготовка к урокам), самообслуживающий и общественно полезный труд, занятия физкультурой и спортом, занятия в кружках, чтение художественной литературы, участие в мероприятиях, различных играх, экскурсиях и т.п. В воспитании важное значение имеет чередование различных видов деятельности и отдыха. В жизни воспитанников школы-интерната большое значение имеет внешкольная работа: спортивные секции; различные студии; общественно полезный труд; просмотр и обсуждение кинокартин, посещение музеев, театров, выставок, производственных предприятий и т.д. Эта работа и мероприятия повышают культурное и нравственное развитие воспитанников, расширяют кругозор, удовлетворяют любознательность, способствуют профессиональной ориентации. В организации досуговой деятельности воспитанников активно используется материально-техническая база школы-интерната: спортивный зал; спортивные площадки, футбольное поле; пришкольный участок; игровые комнаты;  швейная мастерские; учебные кабинеты; библиотека с фондом художественной, учебной и методической литературы; актовый зал.

В школе-интернате досуг является важнейшим звеном воспитательной работы. Воспитательная работа школы – интерната носит системный плановый характер. Занимается ею весь педагогический коллектив: администрация, педагоги, воспитатели, библиотекарь, руководители секций, ответственный за психологическую поддержку, т.е. создаются оптимальные условия для формирования у воспитанников нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.

Ежегодно планируется, обновляется комплекс общешкольных мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического. Среди массовых форм КДД наиболее распространенными являются: концерты, викторины, развлекательно-игровые программы, спортивные мероприятия, профориентационные мероприятия, экскурсии, посещение музеев и т.д.

IV. Механизм реализации проекта.

Для реализации проекта необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведении мероприятий увлеченных творческих личностей

4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников

Данный проект включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

- досуговые мероприятия внутри групп  (дни рождения, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);

- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для воспитанников и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

- конкурсы районного, республиканского, российского уровня

         В реализации проекта принимают непосредственное участие педагоги и воспитанники школы.

Одной из форм организации досуга являются школьные объединения по интересам, которые формируются с учетом интересов и способностейвоспитанников

По результатам анкет (Приложение 3), воспитанники предпочитают спортивные игры, состязания.

Анкетирование показало, что очень мало детей читают книги. Они, в основном интересуются приключенческой литературой и фантастикой.

Анкетирование показало об отсутствии какой -  либо четкой организации и проведения свободного времени.

Дети на вопрос «Чем бы ты хотел заняться в школе?» отвечали: «играть в баскетбол, больше играть в спортзале» и т.п., «научиться хорошо готовить, шить, мастерить» и т.д, «узнать о мире растений, животных ».

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство ребят испытывает потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации своего досуга, проявляет желание изменить сложившееся положение совместно со всеми заинтересованными в этом взрослыми. Они считают необходимым пополнить свой теоретический и практический арсенал под руководством компетентных взрослых.

На основании интересов детей,  была сформулирована идея, которая объединила весь коллектив и легла в основу концепции воспитательной системы школы:

«Хочешь быть успешным? Умей учиться, общаться и быть здоровым! Совершай добрые дела!».

Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях

Для решения цели,  педагогическим коллективом реализуются  целевые проекты, которые являются составляющей комплексной воспитательной программы и основаны на авторских программах воспитателей.

Воспитателями разработаны программы, по которым осуществляется внеклассная работа. Все воспитатели имеют авторские программы, 11 из которых получили рецензию ИРО РТ.

- «В здоровом теле – здоровый дух» - направлен на охрану жизни и здоровья, физическое развитие. С детьми систематически проводятся мероприятия, которые способствуют формированию положительного отношения к здоровью как  величайшей ценности: классные часы, защита стенгазент, конкурс чтецов, тренинги, медицинские лектории и т.д.

Главное предназначение школы-интерната – укрепление здоровья детей. И, проблема нашей школы заключается в улучшении здоровья и лечении детей, предрасположенных к туберкулезным заболеваниям. В школе преобладающим является воспитание здорового человека. Данная работа проводится согласно программе «Школа-территория здоровья», цель которой формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, овладение комплексом знаний о культуре здоровья. В ее состав входит программа "Школа здорового питания", а также авторские программы педагогов: «Баскетбол», «Здоровье», «Советы доктора Пилюлькина», «Я тебе помогу», «Дорожная азбука», «Радуга», «В здоровом теле – здоровый дух»

           Все в комплексе дает положительные результаты, заболеваемость детей снижается, количество обращений по поводу заболеваний и количеству пропуска дней по болезни сокращается.

- «Я – гражданин России» - направлен на гражданско-патриотическое воспитание. Школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства гордости за свою страну. Проводятся различные мероприятия по этому направлению: праздник, проект, выпуск боевых листков, уроки мужества и т.д.

Разработана и реализуется программа «Патриот» и «Обычаи русского народа».

- «Свой мир строим сами» - направлен на формирование основ социализации и общения, развитие лидерских качеств.

Воспитатели создают условия для формирования успешной, творческой, интеллигентной, духовной, гуманной, готовой к жизненному самоопределению и саморазвитию.

Разработаны и реализуются программы «Путь к успеху», «Лидер»

- Уроки нравственности  - направлен на духовно-нравственное воспитание.

Проводятся мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности воспитанников: праздники, утренние приветствия, концерт в ДИПИ и т.д.

Разработаны и реализуются программы «Моя семья», «Сеспель», «Я – Сам Артист»

 - «Мой мир знаний» - направлен на информационно-познавательное воспитание. Расширению кругозора, интеллектуальному развитию способствуют утренние приветствия, беседы, участие в конкурсах и защитах проектных работ и т.д. Разработаны и реализуются программы «Эрудит», «Математический», «Секреты орфографии», «Я – исследователь»

- «Экология и мы» - направлен на экологическое воспитание. Одним из важных вопросов экологического образования школьников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. Разработана и реализуется программа «Зеленая планета»

- «Путь в профессию» - направлен на трудовое воспитание,  профессиональное самоопределение. Положительно можно отметить высокие результаты по привитию таких навыков, как уборка помещения, уход за обувью, стирка, ремонт одежды. Разработаны и реализуются программы «Лепка», «Театр моды», «Бисероплетение».

- «Мой выбор» - направлен на профилактику правонарушений, правовое просвещение. Разработана и реализуется программа «Я – гражданин России».

           Ценность этих проектов заключается в том, что ребенок может выбрать для себя то, что ему нравится, в какой области он может себя реализовать. Результатом работы по этим проектам является то, что дети получают дополнительные знания из разных областей, становятся уверенными в себе, самоутверждаются, у детей появляется вера в себя, в свои возможности принимая активное участие в конкурсах и в мероприятиях школьного, муниципального, зонального уровня

V. Методические рекомендации педагогам в деле организации досуговой деятельности

          Планируя любое дело, предлагая  ребятам те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка. При организации досуговых мероприятий должны быть заложены определенные принципы:

Принцип информационной насыщенности.

Он предполагает наличие в содержании проводимого дела    (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. Информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности.

Заключается в сочетании познавательных, развлекательно-коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы. Пример реализации этого принципа – экскурсии.

Принцип массовости.

Предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить

массовость может применение следующих приемов:
- проведение единых тематических мероприятий (тематические  беседы, встречи с интересными людьми);

- привлечение детей от разработки сценария до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях ( дни именинника, КВН, различные проекты)
Принцип диалогичности.

Означает равноправие педагогов и воспитанников в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать вовлечение в этот процесс вместе с детьми и педагогов-предметников и родителей.

Технология планирования должна учитывать, что группа - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально- психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности ребят, а также на их желания и возможности. При планировании культурно-досуговых мероприятий нужно исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию воспитанников;

- включать воспитанников в деятельность познавательную, патриотическую, трудовую,

художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную;

- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
         Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения ее в различные виды деятельности, поэтому культурно-досуговая работа должна быть направлена на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими людьми, сверстниками, природой и с самим собой. Следовательно, при планировании основными направлениями должны быть посещения музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между детьми.

При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности:
- исключить неоправданное дублирование;

-  учитывать предыдущий опыт и видеть перспективы в работе;

- оценивать реальность и разумную насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:
составление проекта плана;

- коллективное планирование (корректировка, сбор предложений и идей педагогов и воспитанников);
- внесение корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования, окончательное оформление плана.
При планировании культурно-досуговой  работы необходимо учитывать:

- результаты и выводы своей работы, полученные в ходе анализа мероприятий;

- воспитательные и организационные задачи;

- материалы, советы и рекомендации воспитательного и учебного отделов;

- воспитательный потенциал социального окружения, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы, города и т.д.;

- предложения педагогов, воспитанников и родителей.

    Форма плана может быть различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год. Но чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения. План должен быть глубоким по смыслу и конкретным по содержанию.
         Воспитательная работа - работа творческая и успех ее зависит от педагогического мастерства, от знания воспитателем индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива.

  1. Заключение.

В результате реализации проекта поставленные цели и задачи будут достигнуты. Внеклассная воспитательная деятельность будет осуществляться через систему школьных мероприятий и организованного досуга воспитанников, согласно Положению  «Об организации досуга воспитанников санаторной школы-интерната». Итогом работы станет организованная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности; развита система работы с родителями и общественностью; активизируется участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня; усилится работа по экологическому воспитанию детей; систематизируется работа физкультурно-оздоровительного направления через реализацию программы «Школа-территория здоровья»; активизируется работа школьного самоуправления.

Считаю, что такой подход в организации досуга воспитанников, как реализация авторских программ воспитателей, дает свои результаты. В нашей школе создан теплый и дружеский микроклимат, позволяющий каждому найти себя и реализовать в любимом деле, раскрыв свои маленькие, но уже таланты, которыми гордится не только сам ученик, но и классный коллектив.

Ожидаемый результат.

  • Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий; 
  • Повышение культуры досугового общения воспитанников; 
  • Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий; 
  • Повышение качества проведения досуговых мероприятий. 

Способы проверки ожидаемых результатов: 

  • Анализ подготовки и проведения мероприятия. 
  • Мониторинг удовлетворённости воспитанниками участием в мероприятии. 
  • Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование). 
  • Самоанализ организационной деятельности. 
  • Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей). 
  • Социальные показатели (заинтересованность воспитанников). 
  • Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий. 

  1. Литература.
  1. Александрова З. А. Организация досуга школьников классным руководителем //  

Учительский журнал. - 2009. - N 6. - С. 41-47.

      2. Верещагина А. Мы стали ближе друг другу. Организация воспитательного досуга

         детей и подростков // Библиополе. - 2008. - N 10. - С. 7-10.

3. Гончаров Н. П. Примерное Положение об организации культурно-досуговой  

    деятельности в муниципальном образовании //Справочник руководителя  

    учреждения   культуры. - 2009. - N 8. - С. 59-64.

      4. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр //  

           Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 46-74.

      5. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать!. – Ростов-н /

           Д.:Феникс,2006.-27с.

  1. Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений//Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 6. - С. 74-82.
  2. Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений // Детский досуг. - 2012. - № 3. - С. 14-23.

Приложение 1.

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г.  "Об образовании в  Российской Федерации",  Уставом школы.
1.2. Положение регламентирует организацию досуга воспитанников. Досуг предполагает свободное от учебы время. Правильно организованный досуг положительно влияет на весь воспитательный процесс, способствует активизации духовных и физических сил детей. Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности 
1.3. Досуговая деятельность тесно связана с образовательной деятельностью детей школы-интерната. Она даёт возможность ребёнку на самореализацию себя, как личности. Дополняет и расширяет горизонты образовательно-воспитательного процесса, способствует правильно и с пользой для своего развития и своих потребностей проводить свободное время. 
1.4. Координирует досуг воспитанников заместитель директора по воспитательной работе (старший воспитатель) в совокупности с педагогическими и профессиональными кадрами школы-интерната такими как: педагог-организатор, учитель музыки, воспитатели и пр. 
1.5.Культурно-досуговая деятельность конкретными делами прописывается в плане воспитательной работы школы-интерната, класса на год и реализуется в традиционных формах работы, которые можно классифицировать по масштабу мероприятия, т.е. фактически определяемым количеством участников. 
1.6. Каждое мероприятие, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою цель и решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определённых результатов. 


2. Перечень видов досуговой деятельности в школе-интернате


2.1. В перечень основополагающих видов досуговой деятельности входят: 
- создание коллективов художественного творчества; 
-  оздание творческих объединения различной направленности, спортивных секций; 
- проведение творческих и общешкольных внеклассных мероприятий; 
- организация досуга детей в группах. 


3. Структура досуга в школе-интернате


3.1. День Здоровья проводится с целью решения проблемы пропаганды здорового образа жизни, проводится 1 раз четверть для воспитанников 1-9 классов.

Разрабатывает и отвечает за организацию, проведение  - учитель физической культуры. 
3.2. Творческое занятие в группе проводится  не реже 1 раз в неделю, способствует творческому развитию детей. Проводит творческую работу воспитатель. 
3.3. Час общения, беседы в группе – это разговор «по душам» и уточнение ценностей. Это полезная информация для воспитанников.

Проводится один раз в неделю воспитателем. 
3.4. Работу с книгой проводит воспитатель, данная работа организуются в каждой группе один раз в неделю.

Воспитатель проводит совместные библиотечные уроки с библиотекарем школы.  
3.5.Спортивные, подвижные игры, экскурсии служат для восстановления работоспособности воспитанников. Данный вид досуга имеют свою цель, содержание. Спортивные, подвижные игры, экскурсии проводятся воспитателем группы один раз в неделю. 


4. Организация досуга


4.1. Организация досуга строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с учетом разновозрастной группы, а также в соответствии с планом, разрабатываемым школой-интернатом самостоятельно и регламентируется планом мероприятий. 

4.2. Воспитатель при планировании досуга в группе основывается на: 

- демократизм, 

- гуманизм, 

- приоритет общечеловеческих ценностей, 

- гражданственность, 

- отвечает за жизнь и здоровье детей. 


5. Ответственность участников досуговой деятельности


5.1. Участники досуговой деятельности обязаны соблюдать правила поведения, установленные в школе-интернате, и выполнять требования, обоснованные действующим законодательством и внутренними нормативно-правовыми актами образовательного учреждения.

Приложение 2.

                                 

Государственное бюджетное оздоровительное

общеобразовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Болгарская санаторная школа-интернат»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

№_____

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики воспитателя, утвержденной Приказом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н в составе раздела "Квалификационные    характеристики    должностей    работников образования"» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

1.2. Воспитатель назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3.Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование, педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»  без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Воспитатель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

    1.6. Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции.

Основными направлениями деятельности воспитателя являются:

2.1. попечение, воспитание и надзор за обучающимися во время их нахождения в воспитательных группах школы, интерната;

2.2. организация и проведение внеурочной учебной работы в закрепленной группе.

3. Должностные обязанности

Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в интернате;

3.2.Принимает детей в установленном порядке от родителей (лиц, их заменяющих) или педагогов школы-интерната.

3.3.Сдает воспитанников помощнику воспитателя (помощнику воспитателя) с отметкой в журнале учета сдачи воспитанников

3.4. Организует выполнение обучающимися режима дня. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

3.5. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей: организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

3.6. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников, помогает   решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Оказывает помощь в организации самоуправления в коллективе обучающихся.

3.7. Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности,   способствует   обеспечению   уровня   их   подготовки, соответствующего требованиям ФГОС, Федеральным государственным образовательным требованиям.

3.8.Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками, через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждении, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся и воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.

3.9. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдение, мониторинг за здоровьем, развитием и воспитанием, в том числе с помощью электронных форм.

3.10. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющим).

3.11. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)

3.12. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного  учреждения.   Участвует  в  работе   педагогических методических объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.14. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию школы об обнаружении у обучающихся оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;

3.15. Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.16. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность обучающихся;

3.17. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности при проведении воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.18. Организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;

3.19. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.20. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Воспитатель имеет право:

4.1. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

   4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5.На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6.Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7. Повышать квалификацию;

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

5. Ответственность

5.1. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся группы, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных  обязанностей,  установленных  настоящей  Инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Воспитатель:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей па условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании учебного года;

6.5. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. Работает в тесном контакте с учителями, классными воспитателями и родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлен(а) __________________________________________________

Приложение 3.

Анкета для воспитанников «Организация свободного времени»:

Есть ли у вас свободное время, на какой временной промежуток оно приходится?

Как вы проводите свое свободное время?

Какие телепередачи вы предпочитаете?

Какие книги читаете?

Ваше любимое  увлечение. Почему?

Перечислите кружки, в которых вы занимаетесь. Почему?

Чем бы ты хотел заниматься? Почему?

Как вы представляете свое участие в общественной жизни?

Кем вы видите себя в будущем?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуга детей в группе продлённого дня

Организация досуга детей в группе продленного дня....

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Организация досуга детей в группе продленного дня

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, в...

распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"

Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают  коллективно-творческие дела....

Организация досуга детей в период домашнего режима

с целью организации досуга обучающихся в период нахождения на домашнем режиме рекомендации для родителей по организации досуга детей...

Организация досуга детей в семье

Игра - ведущая деятельность дошкольника, в игре раскрываются его возможности и способности.Данные рекомендации помогут родителям в организации игр в семье...