Программа внеурочной деятельности учащихся "Дорожная азбука".
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Пенкина Наталья Юрьевна

Образовательная программа дополнительного образования детей "Дорожная азбука" предназначена для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, к соблюдению детьми правил дорожного движения, умения оказывать само- и взаимопомощь в условиях дорожной обстановки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhnaya_azbuka.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной деятельности  учащихся

«Дорожная азбука»

Возраст детей, на которых рассчитана  программа – 7-11 лет.

Срок реализации программы – 4  года.

Автор дополнительной образовательной программы:

ПЕНКИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

учитель начальных классов.

город Кольчугино

2019 год

Пояснительная записка

Настоящая  программа разработана в целях реализации ФГОС нового поколения с учетом и на основе следующих нормативных документов:

1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06 октября 2009 г.

3. Государственной программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Программа дополнительного образования «Дорожная азбука» гражданско-правовой направленности реализует социальное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Программа носит модифицированный (адаптированный) характер и составлена на основе программы Л.В.Кузьминой,  Е.Ю.Завалей-Карасовой  (Юношеская автомобильная школа, г. Владимир).

Образовательная программа дополнительного образования детей «Дорожная азбука» предназначена для формирования y учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, к соблюдению детьми правил дорожного движения, умения оказывать само- и  взаимопомощь в условиях дорожной обстановки.

Актуальность

Программа «Дорожная азбука» раскрывает один из подходов к решению актуальной проблемы - предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров - детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Особое внимание уделяется тому, как должен поступить ребёнок в экстремальных ситуациях, к кому можно обратиться за помощью.

Цель: научить детей безопасному поведению на улицах и дорогах, что позволит обеспечить качественно новый уровень развития личности ребёнка и повысить степень его социализации и интеграции в современный российский социум.

Задачи:

  • научить детей правилам дорожного движения и  естественной культуре поведения на дороге через игровые занятия;
  • обучить основам дорожной азбуки, подкрепляя теоретические знания отработкой практических навыков на школьной площадке;
  • развить умения включать внимание, воображение, наблюдательность через систему специальных упражнений;
  • воспитать грамотного пешехода, который сможет осознать всю серьёзность обстановки на дорогах и будет готов самостоятельно разобраться с любой дорожной ситуацией.

Программа адаптирована к реальным условиям и ориентирована на физическое и психологическое развитие детей начальной школы  (возраст 6-11 лет).

Сроки реализации программы - 4 года. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года (34 часа в неделю).

Продолжительность занятия - 1 урок.

Программа «Дорожная азбука» предусматривает многообразие видов деятельности: познавательная, игровая, практическая.

В ходе всего обучения на занятиях доминирует  познавательная и

практическая деятельность. Основными формами обучения являются:

•        учебные занятия (теоретические и практические);

•        ролевые игры:

•        занятия на школьной  площадке.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя задания, направленные на:

•        воспитание  грамотных  участников  дорожного  движения;

•        усвоение и закрепление знаний (правил  дорожного  движения, история и развитие средств передвижения и т.д.);

•        развитие психических процессов (память, внимание, мышление и т. д.)

в ходе занятия дети должны научиться видеть дорожную ситуацию целиком, что способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез).

Особое место и значение отводится на каждом занятии игре:

•        это ведущий вид деятельности  этого  возраста (6-11 лет);

•        через игру ребёнок вступает во взрослый мир;

• через игру мы оказываем педагогическую помощь ребёнку в разрешении жизненных проблем, ставших перед ним в реальной действительности (правила перехода дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках, выбор места для игры  нa  свежем воздухе, особенности погодных условий в разное время года и их влияние на дорожную обстановку и т.д.)

• через игру педагог формирует у воспитанников чувства товарищества и дружбы между детьми, гуманистическую атмосферу  в  группе.

В процессе обучения используются:

•        комплект таблиц «Дорожные знаки»;

•        обучающие фильмы;

•        спортивный инвентарь.

Успешность освоения материала проверяется в различных формах (практически на каждом занятии):

•        опрос, тестирование,  викторина, игра-путешествие, турнир эрудитов соревнование, занятие на школьной площадке.

Ожидаемый результат:

К концу обучения дети должны:

- научиться считаться с реальными опасностями;

- уметь правильно определять расстояние до приближающейся машины и её скорость (решение практических задач);

-выработать способность предвидеть опасность;

- владеть практическими навыками вождения велосипеда, самоката;

- у обучающихся  должна быть сформирована целостность знаний, умений и навыков по безопасности посредством структурированного материала и систематического отслеживания уровня овладения содержанием.

Любые теоретические знания будут  иметь реальное отражение в  процессе практического общения детей с дорогой (чтобы  не было зафиксировано ни одного случая нарушения ПДД обучающимися по «Дорожной азбуке»).

Учебно-тематический план

(1-ый  год обучения)

темы

урока

Название темы

              Количество  часов

Bceгo часов

Теоретичес- кие занятия

Практические занятия

  I.

  1.

Вводное занятие

   1

1      

-    

II.

  2-5.

Безопасность дорожного движения    

         

   4                                  

2      

2    

III.

 

Велосипед.

   4

2      

2  

6.

Велосипед.

Велосипед, самокат - транспортные средства для детей.

1

7.

Велосипед.

IIравила  дорожного движения для велосипедистов.

1

8.

Велосипед. 

Практическое занятие на школьной площадке по вождению самоката, велосипеда.

 

1

9.

Велосипед. 

Практическое занятие на школьной площадке по вождению самоката, велосипеда.

1

IV.

Грузовой    транспорт.

2

2

-

10.  

Грузовой транспорт.  История грузового  транспорта.

   

1    

     

11.

Грузовой транспорт.        Виды и назначение грузовых автомобилей.

1

V.

Дорога.     

   3

2      

     1

12.

Дорога.     

Элементы дороги и их назначение.

   

1

     

13.

Дорога.     

Участники дорожного движения.

1

14.

Дорога.     

Практическое занятие на школьной площадке.

1

VI.

 

Емеля.

   2

1      

1    

15.

Емеля.    

Волшебные виды транспорта.

1

16.

Емеля.          

Конкурс «Лучший рисунок волшебного транспорта».

1

VII.

Железнодорожный транспорт.

   3

2      

1    

17.

Железнодорожный транспорт.

История железнодорожного транспорта.

1

18.

Железнодорожный транспорт.  

Правила на железнодорожном переезде.

1

19.

Железнодорожный транспорт. Конструирование макета железной дороги.

1

    VIII.

Зебра.

   2

2      

     -

20.

Зебра.          

 Правила движения пешеходов.

1

21.

Зебра.      

 Дорожные знаки для пешеходов.

1

IX.

Игры.

   2

1    

1    

22.

Игры.                

 Выбор безопасного места для игр на свежем воздухе.

1

23.

Игры.      

Безопасные игры во дворе дома, школы.

1

X.

 

Кран.

   4

2    

2    

24.

Кран.  

Специальные машины.

1

25.

Кран.            

  Техника, которая помогает людям.

1

26.

Кран.  

Конструируем специальные машины.

1

27.

Кран.                

Рисуем специальные машины.

1

XI.

 

Лошадь.

   2

2    

    -

28.

Лошадь.      

История появления транспорта.

1

29.

Лошадь.      

 Гужевой транспорт.

1

XII.

 

Маршрутные транспортные  средства.

   2

2    

-

30.

Маршрутные транспортные  средства.          Виды общественного транспорта.

1

31.

Маршрутные транспортные  средства. Поведение в общественном транспорте.

1

XIII.

Опасные  участки.

   2

2    

    -

32.

Опасные  участки. «Дорожные ловушки».

1

33.

Опасные  участки.  Опасные участки дороги в нашем городе.

1

XIV.

34.  

Итоговое занятие по правилам дорожного движения.

   1

1    

    -

 

                ИТОГО:

   34

   24

    10

Учебно-тематический план

(2-й год  обучения)

Название темы.

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Автомобиль

2

1

1

3.

Билет

2

1

1

4.

Велосипед

3

2

1

5.

Главная дорога

1

1

-

6.

Перекрёсток

1

1

-

7.

Регулирование дорожного движения

2

1

1

8.

Самолёт

3

2

1

9.

Телефон

2

1

1

10.

Уголок безопасности

2

-

2

11.

Флот

3

2

1

12.

Переход

3

2

1

13.

Циферблат

1

1

-

14.

Человек на дороге

3

2

1

15.

Шоссе

1

1

-

16.

Щебёнка

1

1

-

17.

Эскалатор

1

1

-

18.

Юные инспектора движения

1

1

-

19.

Итоговое занятие по правилам дорожного движения

1

1

-

ИТОГО:                      

34

23

11

Учебно-тематический план

(3-ый год обучения)

Учебно-тематический план.

     Название темы.

Всего часов.

Теоретические занятия.

Практические занятия.

1.

Вводное занятие.

    1

    1

    -

2.

Дорожный знак.

    2

    1

    1

3.

Елленик Эмиль.

    1

    1

    -

4.

Жесты регулировщика.

    1

    1

    -

5.

Знаки особых предписаний.

    2

    1

    1

6.

Инспектор.

    1

    1

    -

7.

Колесо.

    1

    1

    -

8.

Луноход.

    2

    1

    1

9.

Марки автомобилей.

    1

    1

     -

10.

Номер.

    1

    1

     -

11.

Ограждение.

    1

    1

     -

12.

Предупреждающие знаки.

    2

    1

     1

13.

Разметка проезжей части.

    1

    1

     -

14.

Светофор.

    1

    1

     -

15.

Тоннели.

    1

    1

     -

16.

Улично-дорожная сеть.

    1

    1

     -

17.

Фликер.

    1

    1

     -

18.

Хонда.

    1

    1

     -

19.

Цистерна.

    2

    1

     1

20.

Чрезвычайная ситуация.

    3

    2

     1

21.

Шофёр.

    1

    1

     -

22.

Преимущество.

    1

    1

     -

23.

Эстафета.

    2

    1

     1

24.

Юные инспектора движения.

    1

    -

     1

25.

Я - грамотный пешеход.

    2

    1

     1

                      ИТОГО:

   34

    25

     9

                                           

                                                           

Учебно-тематический план

(4-ый год обучения )

 

Название темы

        Количество часов

Всего часов.

Теоретические

занятия.

Практические

занятия.

1._

   

 2.

Вводное занятие

    1

     1

   -

Авария.

    1

     1

   -

 3.

Больница.

    2

     1

   1

 4.

                       Велосипед.

    2

     1    

   1

 5.

ГИБДД – ГАИ.

    2

     1

   1

 6.

 

Дорожный калейдоскоп.

    1

     1

   -

 7.

Единицы.

    1

     1

   -

 8.

                               Жизнь - не игра!

    1

     1

   -

 9.

                  Запрещающие знаки.    

    1

     1

   -

 10.

 

Информационные знаки.

    1        

     1

   -

 11.

Кузов.        

    1

     1

   -

 12.

Ливень.

    1

     1

   -

 13.

Машина времени.

    1

     1

   -

 14.

Нарушения.

    1

     1

   -

 15.

Общественный транспорт.

   1

   1

    -

 16.

Предписывающие знаки.

   1

   1

    -

 17.            

               Регулировщик.

   1

                               

   1

    -

 18.

Сервис.

   1

   1

    -

 19.

Таблички.

   1

   1

    -

 20.

УАЗ.         

   1

   1

    -

       

 21.

                               Фары.

   1

   1

    -

     

 22.

    Хроника автомобилестроения.

   1

   1

    -

 23.

Цвет.

   1

   1

    -

 24.

 

 Четыре колеса на дорогах

Великой Отечественной войны.

   2

   1

    1

 25.

Шумахер.

   1

   1

    -

 26.

Щётки.

   1

   1

    -

 27.

                 

 Экология и автомобиль.

   1

   1

    -

 28.

 

Юные инспектора движения.

 

   2

   -

    2

 29.

 

Я. От грамотного пешехода - к профессиональному водителю.

   1

   1

    -

                   ИТОГО:

   34

   28

    6

Содержание программы

(1-й год обучения)

За первый год обучения дети должны научиться следить за движением машин в нашем городе не только на большой дороге, где  есть  вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки, разметка и т.д.), но и на маленьких дорогах; знать основные правила поведения в городском общественном транспорте; освоить вождение самоката, велосипеда.

Tемa I. Вводное занятие – 1час теория.

 Знакомство с программой «Дорожная азбука» - 1 час теория.

Тема II. Безопасность дорожного движения - 4 часа (2 часа теория, 2 часа практика). Практическое занятие на школьной  площадке  «МЫ - пешеходы» - 2 часа - практика. Праздник «Посвящение в пешеходы» - 2 часа теория.

Тема III. Велосипед - 4 часа (2 часа теория, 2 часа практика).

Велосипед, самокат - транспортные средства для детей.  IIравила  дорожного движения для велосипедистов - 2 часа теория.

Практическое занятие на школьной площадке  по вождению самоката,

велосипеда- 2часа практика.

Тема IV. Грузовой транспорт - 2 часа теория.

История грузового транспорта. Виды и назначение грузовых автомобилей-2часа теория.                                                                                                                      

Тема V. Дорога-3 часа (2 часа теория, 1 час  практика).

Дорога. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар (обочина),

разделительная полоса. Назначение каждого элемента  дороги.

Участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители - 2часа теория.  Практическое занятие на школьной площадке с использованием транспортных средств (велосипедов, самокатов)- 1 час практика.                                                  

Тема VI. Емеля-2 часа (1 час-теория, 1час-практика).

Волшебные виды транспорта (транспорт из сказок и авторских произведений). Герои произведений (кто, на чём; куда). Сказочная викторина- 1час теория. Конкурс «Лучший рисунок волшебного транспорта»-1час практика.

Тема VII. Железнодорожный транспорт –3часа (2часа теория,1час практика).

История железнодорожного транспорта. Виды железнодорожного транспорта, их назначение. Правила дорожного движения на железнодорожном переезде – 2часа теория.                                                                                        Конструирование макета железной дороги-1час практика.

Тема VIII. 3ебра - 2 часа теория.

Разметка - зебра. История появления такой разметки. Правила движения пешеходов: где и как двигаются пешеходы; где и как можно переходить дорогу. Дорожные знаки для пешеходов.

Тема IX. Игры -2 часа(1час теория, 1час практика).

Выбор безопасного места для игр на свежем воздухе (зимой - катание на санках). Детская площадка. Чем опасны игры во дворе дома?- 1час теория. Безопасные игры во дворе дома, школы-1час практика.  

Тема X. Кран -4часа(2часа теория,2часа практика).

Специальные машины. Техника, которая помогает людям. Виды и назначение специальной техники- 2часа теория.                                                    Конструируем и рисуем специальные машины. Выставка работ-2часа практика.

Тема XI. Лошадь - 2 часа теория.

История появления транспорта. Гужевой транспорт. Животные, которые используются человеком как гужевой транспорт-2часа теория.

Тема XII. Маршрутные транспортные средства- 2 часа тeopия.

Виды общественного транспорта. Поведение в общественном транспорте. Мы – пассажиры-2часа теория.                                                      

Тема XIII. Опасные участки -- 2 часа теория.

«Дорожные ловушки». Опасные участки дороги в городе  Кольчугино-2часа теория.                                                                                                                      

Тема XIII. Итоговое занятие по правилам дорожного движения -1час теория. «Тот примерный пешеход, кто по правилам  идёт. Детский праздник-1час.    

Содержание   программы

 (2-й год обучения).

Второй год обучения ориентирует детей на ознакомление с правилами дорожного движения, их историей, историей транспорта.  Дети должны уметь выбирать места для игр на улице, безопасный маршрут в школу, в гости или библиотеку. Уметь переходить дорогу на различных видах перекрестков. Научиться оказывать простейшую первую доврачебную помощь.                        В конце третьего года обучения ребята на тренингах должны показать хорошее знание дорожных знаков, типов светофоров, и применение своих знаний в практических ситуациях. Знать места, где движение пешеходов запрещено. Уметь действовать при чрезвычайных ситуациях в транспорте.

Тема 1.  Вводное  занятие-1час теория.

Повторение правил дорожного движения. Игра-путешествие «В городе правил дорожного движения»-1час теория.

Тема 2. Автомобиль - 2 часа(1час теория,1час практика).

История появления автомобиля. Виды. Назначение. Конструктивные и технические особенности автомобилей-1час теория.                           Конструируем модели автомобилей-1час практика.

Тема 3. Билет - 2 часа  (1час теория, 1час практик ).

Правила поведения в общественном транспорте.  Билеты в разных видах транспорта. Работа кондуктора и контролёра- 1час теория.                             Ролевая  игра «Мы пассажиры»-1час практика.

Тема 4. Велосипед - 3 часа (2часа теория, 1 час практика).

История создания велосипеда. Виды велосипедов. Правила для велосипедистов. Технические требования к движению на велосипедах - 2 часа теория.

Практическое занятие на велосипеде на школьной площадке  - 1час  практика.

Тема 5. Главная дорога- 1 час теория.

Составные части дороги. Правила перехода дороги. Выбор безопасного места для перехода-1час теория.

Тема 6. Перекрёсток-1час теория.

Типы перекрёстков (регулируемые, нерегулируемые; Т-образные, У-образные, четырёхсторонние). Правила перехода перекрёстков-1час теория.                                        

Тема 7. Регулирование движения -2 часа( 1час теория, 1час практика).

Средства peгулирования  дорожного движения: светофоры, дорожные знаки, жесты регулировщика-1час теория.                                                               Экскурсия к перекрёстку- 1час практика.

Тема 8. Самолёт- 3 часа (2 часа теория, 1час практика).

Воздушные вицы транспорта. История авиации. Мечта человека о полёте

(«Легенда об Икаре»). Виды воздушного транспорта. Конструктивные

особенности самолётов, вертолётов. Их назначение- 2 часа теория.           Конкурс рисунков, поделок, моделей воздушного транспорта- 1час практика.                                          

Тема 9. Телефон - 2 часа ( 1 час теория, 1час практика).

Специальные службы. Телефоны спецслужб. Особенности работы каждой службы-1час теория.                                                                                               Умей правильно говорить по телефону в экстремальной ситуации- 1час практика.

Тема 10. Уголок безопасности- 2 часа практика.

Оформление уголка безопасности. Подготовка наглядного материала и материалов для уголка безопасности- 2 часа практика.

Тема 11. Флот -3 часа(2 часа теория, 1час практика).

Водные виды транспорта. История. Назначение и особенности водных видов транспорта- 2часа теория.                                                                       Конструируем модели водного вида транспорта-1 час

Тема 12. ПереХод - 3 часа (2 часа теория, 1 час практика).                         Наземный, подземный, надземный пешеходный  переход. Самый

безопасный пешеходный переход. Знаки пешеходных переходов – 2 часа теория.

Практическое занятие на школьной  площадке (выбор самого безопасного места для перехода) - 1 час практика

Тема 13. Циферблат - 1 час теория.

Виды различных приборов, их устройство и назначение.                          Приборы в автомобиле- 1час.

Теми 14.Человек на дороге - 3 часа (2 часа теория, 1час практика).

Пешеход, пассажир, водитель. Права и обязанности участников дорожного движения. Оказание первой медицинской помощи при ДТП – 2 часа теория.

Практическое занятие по оказанию первой доврачебной медицинской помощи - 1 час практика.

Тема 15. Шоссе - 1 час теория.

Автомагистраль, шоссе. Движение пешеходов по загородной дороге. Дороги, на которых движение пешеходов запрещено- 1час теория.                                                              

Тема 16. Щебёнка - 1 час теория.

Развязки, эстакады. Вертикальная  разметка. История строительства дорог- 1час теория.                                                                                                                        

Тема 17. Эскалатор- 1 час теория.

Метро как особый вид транспорта. История метрополитена. Правила поведения в подземном транспорте- 1час теория.

Тема 18. Юные инспектора движения- 1 час  теория.

История движения ЮИД. Деятельность отрядов  ЮИД в нашем городе(в городе Владимире). ЮИДовцы - наши старшие братья-1 час теория.                          

Тема 19. Итоговое занятие по правилам дорожного движения – 1 час теория.                                                                                                

 Игра «ПДД ты должен знать обязательно на пять!»- 1 час теория.  

Содержание программы

(3-ий год обучения).

Тема 1. Вводное занятие -1час теория.

Повторение правил дорожного движения - 1час теория.

Тема 2. Дорожный  знак -2часа(1 час теория,1час практика)

История дорожных знаков. Группы знаков-1 час теория.                              Рисуем дорожные знаки – 1 час практика.

Тема 3. Елленик Эмиль -1 час теория.

Изобретатели автомобилей. Автозаводы-1 час теория.

Тема 4. Жесты регулировщика - 1 час теория.

Жесты регулировщика. Правила проезда перекрёстков и перехода дороги, регулируемых регулировщиком. Жезл и другие средства регулирования дорожного движения- 1 час теория.

Тема 5. Знаки особых предписаний -2 часа (1 час теория,1час практика).

Группа знаков особых предписаний. Название. Назначение. Установка-1 час теория.    Конструируем модели знаков особого предписания- 1 час практика.                    

Тема 6. Инспектор -1 час теория.

Труд инспектора ГИБДД. Специальные службы. К кому можно обратиться за помощью -1 час теория.

Тема 7. Колесо - 1час теория.

История колеса. Сколько колёс бывает, в зависимости от транспортного средства. Устройство автомобиля-1 час теория.

Тема 8. Луноход -2 часа (1 час теория, 1 час практика ).

Освоение человеком космоса. Космические виды транспорта-1 час теория.  Конструируем модели космического транспорта – 1час практика.                          

Тема 9. Марки  автомобилей - 1 час теория.

Различные  марки автомобилей. Эмблемы автомобилей. Страны -производители автомобилей. Правила перевозки детей в автомобиле- 1 час теория.                

Тема 10. Номер - 1 час теория.

Номера, знаки, надписи и другие обозначения на транспортных средствах- 1 час теория.                                                                                                                      

Тема 11. Ограждение -1 час теория.

Пешеходные ограждения. Места, где движение пешеходов запрещено- 1 час теория.                                                                                                                        

Тема 12. Предупреждающие знаки --2 часа (1 час теория,1 час практика).

Группа предупреждающих знаков. Назначение. Установка- 1 час теория.  Рисуем  фрагмент  улицы с  предупреждающим знаком -1 час практика.                        

Тема 13. Разметка проезжей части -1час теория.

Виды разметки проезжей части: горизонтальная, вертикальная. Цвета  разметки. Назначение разметки- 1 час теория.

Тема 14. Светофор - 1 час теория.

История появления светофора. Виды светофоров. Значение цветов сигналов светофора. Зелёная волна. Светофоры в нашем городе (история)- 1 час теория.

Тема 15. Тоннели -1 час теория.

Тоннели, тупики, арки как участки повышенной дорожной опасности. Улицы бывают такими разными- 1 час теория.        .

Тема 16. Улично-дорожная сеть -1 час теория.

Совокупность улиц и дорог нашего  города. История градостроения- 1 час теория.                                                                                                                      

Тема 17. Фликер -1 час теория.

Фликер, шеврон и другие светоотражающие элементы. Движение в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости- 1 час теория.

Тема 18. Хонда - 1 час теория.

Марки  отечественных и зарубежных автомобилей -1 час теория.

Тема 19. Цистерна- 1 час теория.

Виды рабочего транспорта. Специальный транспорт- 1 час теория.

Тема 20. Чрезвычайная ситуация - 3 часа (2 часа  теория, 1 час  практика).

Действия при чрезвычайных  ситуациях в транспорте. Действия, если вы потерялись. Вызов специальных служб. Действия, если вас сажают в чужую машину - 2 часа теория.

Оказание первой доврачебной медицинской  помощи - 1 час практика.          

Тема 21. Шофёр- 1 час теория.

Особенности труда водителя. Места работы водителя. Чем пахнут ремёсла? -1 час теория.                                                                                                              

Тема 22. Преимущество-1час теория.

Кто на дороге главный? Разбор различных дорожных ситуаций на планшете- 1 час теория.

Тема 23. Эстафета-2 часа (1 час - теория, 1 час практика).                                Игры. Где можно играть? - 1 час теория.

Подвижные игры по правилам дорожного движения на школьной  площадке  - 1час практика.

Тема 24. Юные инспектора движения -1 час практика.

Деятельность отрядов ЮИД в  городе Владимире. Патрулирование перекрестков  с  ЮИДовцами в рамках рейда «Внимание дети!»-1 час практика.

Тема 25. Я - грамотный пешеход – 2 часа (1 час теория, 1час практика.)                                                                                                    Итоговое занятие по правилам дорожного движения. Турнир Эрудитов - 1 час теория.

Практическое занятие на школьной  площадке  - 1 час  практика.

Содержание программы

 (4-ый год обучения).

Тема 1. Вводное занятие - 1час (1 час- теория).

Повторение правил дорожного движения. Турнир «Самый умный»  по

правилам дорожного движения - 1 час теория.

 Тема 2. Авария -1час теория.

Дорожно-транспортное происшествие. Действия участника и свидетеля ДТП- 1час теория.

Тема 3. Больница - 2 часа (1 час теория, 1- час практика).                          Оказание первой медицинской помощи. Средства из автомобильной аптечки - 1 час теория. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи,

используя средства из автомобильной аптечки - 1 час практика.

Тема 4. Велосипед - 2 часа (1час - теория, 1 час - практика).                         Правила для велосипедистов. Технические требования к движению  на

велосипедах - 1 час теория.

Практическое занятие на велосипеде на школьной  площадке - 1 час практика.

Тема 5. ГИБДД-ГАИ -2 часа  ( 1 час теория,1 час практика ).

История возникновения службы. ОРУД. Труд работника ГИБДД - 1 час  теория.

Встреча с работником  ГИБДД - 1 час практика.

Тема 6. Дорожный калейдоскоп -1 час теория.

Интересное  о неизвестном. Дорожные (транспортные) рекорды из книги Гиннеса - 1 час теория.

Тема 7. Единицы - 1 час теория.

Единицы: лошадиная сила, литры, мощности- 1 час теория.

Тема 8. Жизнь - не игра! -1 час теория.

Главное на дороге - быть внимательным! Вежливость – закон  дopoг,

безопасности залог! – 1час теория.

Тема 9. Запрещающие знаки -1 час теория.

Группа запрещающих знаков. Назначение. Установка- 1час теория.

Тема 10. Информационные знаки-1 час теория.

Группа информационных знаков. Назначение. Установка- 1 час теория.        

Тема 11. Кузов - 1 час теория.

Типы кузова у автомобилей. Моделирование автомобилей с различными кузовами- 1час теория.

Тема 12. Ливень-1час теория.

Ливень, лёд, снег. Особенности погодных условий поздней осенью, зимой. Безопасность движения в зимний период. Тормозной путь автомобиля. Решение задач- 1 час теория.

Тема 13. Машина времени --1 час теория.

Проект машины будущего. Создание макета машины будущего – 1 час теория.                    

Тема 14. Нарушения - 1 час теория.

Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил

дорожного движения- 1 час теория.

Тема 15. Общественный транспорт -1 час теория.

Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Маршруты

общественного транспорта в нашем городе. Места остановок. Правила

поведения на остановках- 1 час теория.

Тема 16. Предписывающие знаки - 1 час теория.

Группа предписывающих знаков. Группа знаков приоритета. Назначение. Установка – 1 час теория.

Тема 17. Регулировщик - 1 час теория.

Жесты регулировщика. Сигналы светофора – 1 час теория.

Тема 18. Сервис -- 1 час теория.

Группа знаков сервиса. Установка. Назначение – 1 час теория.

Тема 19. Таблички- 1 час теория.

Знаки дополнительной информации. Назначение. Установка – 1 час теория.

Тема 20. УАЗ-1 час теория.

Внедорожники. Автомобили - самолёты. Автомобили – корабли – 1 час теория.

Тема 21. Фары - 1 час теория.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями велосипедов и автомобилей – 1 час теория.

Тема 22. Хроника автомобилестроения- 1 час теория.

Крупнейшие отечественные  и зарубежные автозаводы. История развития – 1 час теория.                                                                                                                

Тема 23. Цвет-1 час теория.

Использование цвета (разметка, светофор). Цветовые модели автомобилей – 1 час теория.                                                                                                              

Тема 24. Четыре колеса на дорогах Великой Отечественной войны - 2 часа ( 1 час теория, 1 час практика).

Боевая техника. Особенности. Военные заводы. Помощь тружеников тыла нашего города – 1 час теория.                                                                      Посещение  заводского музея- 1 час практика.

Тема 25. Шумахер-1час теория.

Спортивные автомобили. Особенности. Великие гонщики – 1 час теория.    

Тема 26. Щётки - 1 час теория.

Чистота автомобиля. Видимость дороги. Грязное стекло. Приспособление для мойки автомобиля – 1 час теория.

Тема 27. Экология и автомобиль -1час теория.

Окружающая среда и автомобиль. Экологически чистый автомобиль. Экологически чистое топливо – 1 час теория.

Тема 28. Юные инспектора движения -2 часа практика.                          Подготовка и выступление агитбригады – 2 часа практика.

Тема 29. Я. От грамотного пешехода к профессиональному водителю- 1 час теория. Итоговое занятие по правилам дорожного движения - 1 час теория.

       Методическое обеспечение программы:

  1. Доска магнитно - маркерная панорамная «Дорожное движение в городе»;
  2. Настольные игры «Лихие гонщики», «Говорящие знаки»;
  3. Обучающая игра «Правила дорожного движения»;
  4. Игра «Сто вопросов по дорожной безопасности»;
  5. Таблицы «Дорожные знаки», «Безопасность на дороге».

                         

Литература, рекомендуемая педагогам:

 1.        Азбука дорожной науки. - Казань: Рут, 1999.

2.        Вайнер Б.Г. Парад  шарад: Фонд безопасности дорожного движения ОГИБДД УВД г.Казани. - Казань, 2001.

3.        Вини - Пух в стране дорожных знаков. - Казань, 2004.

4.        Володарская В.Н. Рабочая тетрадь по  ПДД. - KAЛAН, СОКРАТ.

5.        Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! -Ростов н/Д: Феникс, 2006.      6.        Дорога и дети. - Курск, 2002.

7.       Дорожные кроссворды.- Казань, 2001.

8.        Казаков В.И. Лото дорожное. - Екатеритгбург,2001.

9.        Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. - Ростов н- Д: Феникс              

            2004.

10.      Ковалёва Н.В. Конкурсы, викторины по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

11.      Козловская Е.А. Дорожная безопасность, - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.

12.     Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

13.      Методические рекомендации по обучению детей ПДД и безопасному поведению на улице. - Владимир, 2006.

14.      Нефёдова К.П. Транспорт. Какой он? - М.: Гном и Д, 2005.

15.      Помни: правила ГАИ -- это правила твои! - Иваново, Талка, 1995.

16.      Правила дорожного движения. 1- 3 класс. - Иваново, Талка, 1995.

17.      Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. - СПб. : ИД  М и М, 1998.

18.      Форштат М.Л. и др. Обучающий минимум по правилам и безопасности

дорожного движения. - СПб, 2001.

19.      Извекова Н.А. Правила дорожного движения. - М.: Просвещение, 1988. 20.      Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - Тула: Тульский полиграфист, 2000.

Литература  для  чтения,  рекомендуемая  детям.

1.        Дмитрук В. Что, где, когда в истории дорожного движения?

2.        Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. - М.: Просвещение, 1992.

3.        Старинные автомобили. - Мн.: JIИЛЬT, 1996.

4.        Суковицин В.И. ОРУД, ГАИ - ГИБДД. - М.: Вариант, 2001.

5.        Сухарев А.П. Всё об автомобиле. - Молва, 1993.

6.        Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Книголюб,2003.

7.        Цвилюк  Г.Е. Азы безопасности. – М.: Просвещение, I995.

                 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"

Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Компьютерная азбука"

Программа "Компьютерная азбука" создана  для  освоения учениками начальных классов практической работы на компьютере.   ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»  МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра»  рассчитана в 1 классе...

Программа внеурочной деятельности "Малиновая азбука" 2 класс

Данная программа пердставляет собой методическое обеспечение внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, направлена на создание условий для всестороннего развития личности младшего школ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра»   Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет   2016-2017 учебный год...