Программа внеурочной деятельности "Малиновая азбука" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Парфенова Алла Алексеевна

Данная программа пердставляет собой методическое обеспечение внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, направлена на создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malinovaya_azbuka.docx546.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Малиновая Азбука»

(общеинтеллектуальное направление)

Программу разработала

учитель начальных классов

МОУ Инзенская сош №4

Парфенова Алла Алексеевна

г.Инза

2014


Cодержание

Введение        3

Пояснительная записка        4

Содержание программы        7

Учебно-тематический план        16

Календарно-тематический план………………………………………………………………….18

Формы диагностики учета результатов освоения программы        21

Список литературы для педагога и учащихся        22

Приложение 1

Проверочные работы        23

Приложение 2

Дополнительный материал для занятий        32

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач современного образования является стремление вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Малиновая Азбука» разработана на основе программы внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» С.Ю. Прохоровой, Е.А. Хасьяновой. Программа  предназначена для реализации в общеобразовательной школе и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7-8 лет (2-ой класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу в день, за год – 68 часов. В качестве учебника по данной программе предлагается использовать книгу «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» С.Ю. Прохоровой, Е.А. Хасьяновой – М.: Планета, 2013 г.

Название программы «Малиновая Азбука» выбрано неслучайно. Знакомясь с материалом, который представлен в алфавитном порядке, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, дети начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит юным краеведам узнать много нового и интересного о родном крае.

Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориенти-рованная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью Инзенского района. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву подобрана информация о родном крае, предлагаются творческие задания, загадки и многое другое

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
  2. Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучение по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи  него обучающиеся воспринимают , осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично -поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Малиновая Азбука»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные: 

  • формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
  • формирование элементов творческой деятельности.

развивающие: 

  • развитие творческих способностей;
  • формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;
  • развитие образного и логического мышления.

   

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

Структура программы обучения

Программа включает 5 разделов:

1. Известные люди родного края.

2. Промышленные и культурные объекты родного края.

3. Географические объекты и полезные ископаемые родного края.

4. Растения родного края.

5. Животные родного края.

Результаты изучения программы

 «Малиновая азбука»

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Всего

Известные люди родного края

4

2

6

1

Герои – Инзенцы

1

1

2

2

Ленин (Ульянов) В.И.

1

1

3

Ознобишин Д.П.

1

1

4

Пластов А.А.

1

1

5

Испытай себя. Тест по разделу «Известные люди родного края»

1

1

Промышленные и культурные объекты родного края

9

7

16

1

Библиотеки

1

1

2

2

Герб, гимн

1

1

3

ДОЗ Инзенский

1

1

2

4

Колобок

1

1

5

Музей краеведческий

1

1

6

Национальность

1

1

7

Родина

1

1

8

Спорт в Инзенском районе

1

1

9

Театр

1

1

2

10

Флаг

1

1

11

Храмы

1

1

2

12

Испытай себя. Тест по разделу «Промышленные и культурные объекты родного края»

1

1

Географические объекты и полезные ископаемые

13

3

16

1

Аммонит

1

1

2

Белемнит

1

1

3

Волга

1

1

4

Диатомит

1

1

5

Заказник Базарносызганский

1

1

6

Инза

1

1

7

Меловые горы. Мел

1

1

8

Реки Инзенского района

1

1

2

9

Соседи Инзенского района

1

1

10

Улицы

1

1

11

Ульяновск

1

1

12

Ундоры

1

1

13

Юловский пруд

1

1

2

14

Испытай себя. Тест по разделу «Географические объекты и полезные ископаемые»

1

1

Растения родного края

16

1

17

1

Адонис волжский

1

1

2

Горох

1

1

3

Грибы

1

1

4

Ель

1

1

5

Жимолость лесная

1

1

6

Звездчатка ланцетовидная

1

1

7

Ива

1

1

8

Кувшинка чисто-белая

1

1

9

Ландыш майский

1

1

10

Одуванчик

1

1

11

Пшеница

1

1

12

Цикорий

1

1

13

Чесночницы

1

1

14

Шалфей луговой

1

1

15

Элодея канадская

1

1

16

Ясень обыкновенный

1

1

17

Испытай себя. Тест по разделу «Растения родного края»

1

1

Животные Ульяновской области

12

1

13

1

Богомол

1

1

2

Ёж

1

1

3

Ёрш

1

1

4

Желна

1

1

5

Животные домашние

1

1

6

Лягушка озерная

1

1

7

Неясыть обыкновенная

1

1

8

Филин

1

1

9

Хомячок Эверсманна

1

1

10

Цапля.

1

1

11

Щука

1

1

12

Ящерица

1

1

13

Испытай себя. Тест по разделу «Животные родного края»

1

1

Итого

54

14

68

Календарно- тематический план

№ Урока

Тема урока

Количество часов

Раздел программы

Дата

По плану

фактически

1

Адонис волжский

1

Растения родного края

2

Аммонит

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

3

Белемнит

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

4-5

Библиотеки

2

Промышленные и культурные объекты родного края

6

Богомол

1

Животные родного края

7

Волга

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

8

Герб,гимн

1

Промышленные и культурные объекты родного края

9-10

Герои-Инзенцы

2

Известные люди родного края

11

Горох

1

Растения родного края

12

Грибы

1

Растения родного края

13

Диатомит

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

14-15

ДОЗ Инзенский

2

Промышленные и культурные объекты родного края

16

Ель

1

Растения родного края

17

Еж

1

Животные родного края

18

Ерш

1

Животные родного края

19

Желна

1

Животные родного края

20

Животные домашние

1

Животные родного края

21

Жимолость лесная

1

Растения родного края

22

Заказник Базарносызганский

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

23

Звездчатка ланцетовидная

1

Растения родного края

24

Ива

1

Растения родного края

25

Инза

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

26

Колобок

1

Промышленные и культурные объекты родного края

27

Кувшинка чисто- белая

1

Растения родного края

28

Ландыш майский

1

Растения родного края

29

Ленин (Ульянов) В.И.

1

Известные люди родного края

30

Лягушка озерная

1

Животные родного края

31

Меловые горы. Мел.

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

32

Музей краеведческий

1

Промышленные и культурные объекты родного края

33

Национальность

1

Промышленные и культурные объекты родного края

34

Неясыть обыкновенная

1

Животные родного края

35

Одуванчик

1

Растения родного края

36

Ознобишин Д. П.

1

Известные люди родного края

37

Пластов А.А.

1

Известные люди родного края

38

Испытай себя. Тест по разделу «Известные люди родного края»

1

Известные люди родного края

39

Пшеница

1

Растения родного края

40-41

Реки Инзенского района

2

Географические объекты и полезные ископаемые.

42

Родина

1

Промышленные и культурные объекты родного края

43

Соседи Инзенского района

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

44

Спорт в Инзенском районе

1

Промышленные и культурные объекты родного края

45-46

Театр

2

Промышленные и культурные объекты родного края

47

Улицы

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

48

Ульяновск

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

49

Ундоры

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

50

Филин

1

Животные родного края

51

Флаг

1

Промышленные и культурные объекты родного края

52

Хомячок Эверсманна

1

Животные родного края

53-54

Храмы

2

Промышленные и культурные объекты родного края

55

Испытай себя. Тест по разделу «Промышленные и культурные объекты родного края»

1

Промышленные и культурные объекты родного края

56

Цапля

1

Животные родного края

57

Цикорий

1

Растения родного края

58

Чесночницы

1

Растения/животные родного края

59

Шалфей

1

Растения родного края

60

Щука

1

Животные родного края

61

Элодея канадская

1

Растения родного края

62-63

Юловский пруд

2

Географические объекты и полезные ископаемые.

64

Испытай себя. Тест по разделу «Географические объекты и полезные ископаемые.»

1

Географические объекты и полезные ископаемые.

65

Ясень обыкновенный

1

Растения родного края

66

Испытай себя. Тест по разделу «Растения родного края»

Растения родного края

67

Ящерица

1

Животные родного края

68

Испытай себя. Тест по разделу «Животные родного края»

1

Животные родного края

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников ,проведение комплексных работ (Приложение 1).

Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Самоконтроль: В книге «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» (авторы: Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А.) предлагается рубрика «Испытай себя!» где предлагается поэтапно выполнить несколько заданий, за каждый блок заданий ученик получает определённое количество баллов. Выполнив задания, ребенок может сравнить свои ответы с ответами в конце книги. После суммирования получившихся баллов ребенок определяет  уровень усвоения материала.

У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,
  • создание ситуации успеха для каждого ученика,
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,
  • приобретение навыков саморефлексии.

Список литературы для педагога

1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.

2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.

4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.

6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.

8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева,          О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.

9.    Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут... Очерки истории Инзенского района Ульяновской области» Ульяновск, 2012.

Список литературы для учащихся

1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю /         С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.

Интернет-ресурсы

1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова  http://uobdu-aksakov.org/

3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm


Приложение 1

Комплексная проверочная работа[1]

  1. Прочитай внимательно текст.

Ульяновск в годы Великой Отечественной войны

В Берлине, у входа в Трептов-парк стоит памятник Солдату-освободителю. Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин Берлина маленькая девочка. В основании памятника расположен мавзолей. http://blo-ger.com/wp-content/uploads/2011/11/pamyatnik-v-treptov-parke.jpg

 Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года. Этот памятник стоит как символ вечной благодарности простых людей мира советским воинам-освободителям.

Среди героев Великой Отечественной войны были и наши земляки-лётчики: дважды Герой Советского Союза генерал-майор, мастер пикирующих ударов Иван Семёнович Полбин и Герой Советского Союза Виктор Николаевич Каштанкин.

Навечно останется в памяти ульяновцев подвиг Александра Матросова,  который во имя победы закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Жители Ульяновской области внесли свой достойный вклад в борьбу за победу над злобным врагом. 125 ульяновцев за геройство и отвагу в борьбе с фашистскими захватчиками были удостоены звания Героя Советского Союза, десятки тысяч – награждены боевыми орденами и медалями.

Тысячи посылок отправили на фронт и в освобождённые от врагов районы труженики Ульяновской области. Свой посильный вклад в разгром врага внесли и дети.

Именами героев войны названы улицы и проспекты нашего города и области, об их подвигах рассказано в Книге памяти – энциклопедии жизни героев-земляков Ульяновской области.

  1. Сколько абзацев в этом тексте? Запиши.

                             ____________ абзацев.

  1. Почему в памяти ульяновцев навечно останется имя Александра Матросова? Найди в тексте предложение, которое является ответом на этот вопрос и выпиши его.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи, в каком порядке встречаются данные предложения в тексте. Пронумеруй предложения.

        Свой посильный вклад в разгром врага внесли и дети.    

        В основании памятника расположен мавзолей.

        Жители Ульяновской области внесли свой достойный вклад в борьбу за победу над злобным врагом.

        Тысячи посылок отправили на фронт и в освобождённые от врагов районы труженики Ульяновской области.      

  1.  Заполни в таблице пустые графы, подобрав по 2 слова из текста на каждую орфограмму.  Подчеркни орфограммы.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Парные согласные

в конце слова

Удвоенные согласные

  1. Выпиши из текста 2 слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Укажи количество букв и звуков в этих словах.

1)  _______________________ - ______ букв, ______ звуков;

  1. _______________________ - ______ букв, ______ звуков.

  1. Когда была Великая Отечественная война? Запиши.

а)   Дата начала и окончания войны -  ________________________годы;

б)   В каком веке это происходило? Запиши римскими цифрами.

____________________________________________________________;

в)   Сколько лет длилась эта война? ____________________________________________________________;

  1. Мемориал в Берлине возводился в течение трех лет. Запиши, сколько месяцев шло его возведение.

_____________________________________________________________

  1. Какая страна начала Великую Отечественную войну? Подчеркни  верный ответ.

            Польша, Англия, Венгрия, Германия, Италия, Россия, Испания.

  1. Найди необходимую информацию в тексте и запиши, где стоит памятник советскому солдату?

а)  страна    _____________________    б)  город  ____________________

            в)  местоположение  в городе  ______________________________________________

            г)   Какое значение имеет этот памятник?  Выпиши из текста предложение, подтверждающее твой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            д)  Куда записывают имена наших земляков-героев?  _______________________________________________________________________Найди и обозначь на карте-схеме Ульяновской области Инзенский район.

  1.  Напиши:

  1. Какой город является районным центром нашего района?

__________________________________________________________

  1. Какая ягода является символом нашего города?

__________________________________________________________

  1. Какие реки протекают в Инзенском районе? (не менее двух)

__________________________________________________________

  1. С какими районами граничит Инзенский район? ___________________________________________________________
  1.   Отгадай год основания города Инза по описанию. Запиши полученное число.

Первая цифра на семь меньше, чем вторая.

Четвёртая цифра – на один меньше ,чем вторая; а третья цифра на один больше, чем вторая .

Ответ: ___________________.

Ответы и критерии оценивания

задания

Решения и ответы к заданиям

Критерии оценивания

7 абзацев.

1  балл

Навечно останется в памяти ульяновцев подвиг Александра Матросова, который во имя победы закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

2 балла, если ответ соответствует поставленному вопросу, но при списывании допущены ошибки.

4 балла, если правильно подобрано предложение и списано без ошибок.

4. Свой посильный вклад в разгром врага внесли и дети.    

1. В основании памятника расположен мавзолей.

2. Жители Ульяновской области внесли свой достойный вклад в борьбу за победу над злобным врагом.

3. Тысячи посылок отправили на фронт и в освобождённые от врагов районы труженики Ульяновской области.

За верно указанный порядок предложений — 4 балла.

За каждую ошибку снижается

1 балл.

За каждую правильно заполненную графу таблицы  — 2 балла 

(по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово).

Всего — 6 баллов.

1 балл  —  за каждое правильно выписанное слово.

1 балл  —  за верно указанное количество букв в каждом слове.

1 балл — за верно указанное количество звуков в каждом слове. Всего — 6 баллов.

а) 1941 - 1945 годы

б) XX век  

в) 4 года

3 балла - за правильно вписанные числа;

12  3 = 36 (месяцев)

2 балла за правильный выбор действия при решении задачи и 1 балл за безошибочное вычисление.

Всего 3 балла.

Германия

2 балла за правильный ответ. 

А)  Германия;

Б)   Берлин;

В)  Трептов-парк;

Г)  Этот памятник стоит как символ вечной благодарности простых людей мира советским воинам-освободителям.

Д) Об их подвигах рассказано в Книге памяти – энциклопедии жизни героев-земляков Ульяновской области.

2 балла за каждый правильный ответ.

Всего 10 баллов.

Примечание. За каждую орфографическую или пунктуационную ошибку , допущенные при записи, снижается 0,5 балла.

1 балл за правильный ответ.

1)  Инза;

2)  Малина;

3)  Инза; Сюксюмка.

4) Карсунский, Вешкаймский, Базарносызганский.

По 1 баллу за каждое правильно подобранное и записанное название.

Примечание. За каждую орфографическую или пунктуационную ошибку , допущенные при записи, снижается 0,5 балла.

1897 год

3 балла

Испытай себя. Назови известную личность.

1.Автор картины

Фашист пролетел

Ответ:______________________________________________________________

2.Истрическая личность

 Этот человек родился в Симбирске. Его имя известно всему человечеству. Он стал создателем первого в мире советского государства- государства рабочих и крестьян. 

Ответ:______________________________________________________________

3.Поэт, автор строк:

Вздувался тент, как полосатый парус.

Из церкви выходил сонливый люд,

Невесть почто входил вдруг ветер в ярость

И затихал. Он самодур и плут.

Ответ:_______________________________________________________________

Испытай себя.

Соедини стрелками слова из левого и правого столбика.

Р. Волга                                                                             Животное

Белемнит                                                                          

Неясыть        

Адонис                                                                           Географические объекты

 Мел

Г. Инза

Меловые горы                                                                 Растения

Жимолость

Аммонит

Ёрш

Элодея                                                                                  Полезное ископаемое

Юловский пруд

Филин

Испытай себя.

Узнай объект по описанию.

  1. Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства.

Ответ__________________________________________________________

  1. Герой сказки, которому в г. Ульяновске поставлен памятник.

Ответ__________________________________________________________

  1. Архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и различных обрядов.

Ответ___________________________________________________________

  1. Учреждение культуры. В переводе с греческого – «место для зрелищ»

Ответ__________________________________________________________

  1. Собрание книг для чтения.

Ответ___________________________________________________________

  1. Одно из главных предприятий Инзенского района, занимающиеся переработкой древесины.

Ответ____________________________________________________________

 Приложение 2

Из истории Инзенского района

Заселение нашего края первобытными людьми началось в глубокой древности (около 6 тыс. лет тому назад). Судя по археологическим данным, уже в эпоху неолита (IV-II тысячелетия до н.э.) здесь были первые поселения племен. Одна из стоянок была обнаружена в районе ж/д. моста через реку Инзу. Среди найденных предметов - наконечники гарпуна, скребок, каменный топор и др. Кроме этого неолитические стоянки обнаружены и в других местах. Археологи объединяют их в Сурско-Инзенскую территориальную группу. В нее входит и стоянка у с. Репьевка, что правом берегу реки Инзы.Наш герб...

В бронзовый век (II-I тыс. до н.э.) на территории края распространились племена срубной культуры. Курганы, оставшиеся с тех времен, еще видны в некоторых уголках района. Именно в это время наши предки начали заниматься земледелием, появились большие полуземлянки с двускатной крышей. Такие поселения были по берегам реки Инза. Сейчас известны следующие археологические памятники бронзового века: поселения в границах села Большое Шуватово, к востоку от села Первомайское, в полутора километрах к северу от села Чумакино. Также в лесу недалеко от села Коржевка был найден боевой каменный топор раннего бронзового века.

В середине II тыс. до н.э. появляются приказанские и поздняковские племена. Известно такое поселение на южном берегу Большого Коржевского озера. Примерно в VIII-VII вв. до н.э. в бассейне р. Суры расселились ананьинские и городецкие племена. Уже в начале нашей эры из алтайских и прибалтийских степей в районе р. Суры появились финно-угорские племена. Здесь, в бассейне р. Суры, и происходило формирование мордовских племен. На территории нашего района в 1 километре к западу от с. Большое Шуватово находится старинное мордовское кладбище с инвентарем; мордовский могильник обнаружен в с. Городищи (на месте церкви). Примерно в IV веке н.э. в связи с Великим переселением народов меняется этническая картина. Появляются племена именьковской культуры.

В VIII веке в Среднем Поволжье появляются булгары. Уже в X-XI веках Волжская Булгария вытесняет из Среднего Присурья мордву-мокшу, и территория нашего края была включена в состав этого государства. В это время большое развитие получило ремесло. Река Сура становится естественной транспортной артерией для торговли булгар с соседними народами. Булгарские судна (учаны, ладьи и насады) перевозили меха, ремесленные изделия и многое другое. В X веке Волжская Булгария приняла ислам и превратилась в одно из богатых и развитых государств Восточной Европы. Но к первой четверти XIII в. царство приходит в упадок и становится легкой добычей для иноземцев.

Примерно в 1237 году на Среднее Присурье обрушилось полчище монголо-татар, покорив местное население. Начинается период ига. В XIV веке на берегах Суры появляются русские войска. Уже в 1431 году московский князь Василий II разгромил Волжскую Булгарию. Однако через шесть лет наши земли вошли в состав Казанского ханства Улу-Мухаммеда. По реке Суре проходила западная граница ханства. В конце XIV века татарин Алгой основал аул Алгаш (ныне Аргаш). Коренные жители (мордва) еще не знали ни городов, ни сел. Они жили отдельными группами в лесах. Главными их занятиями были охота, рыбная ловля и бортничество. В 1480 году Русь освободилась от монгольского ига. Река Сура стала своеобразной границей между русскими и казанскими землями. В 1550 году русская армия в районе устья реки Барыш, построив мост, переправилась через Суру и двинулась на Казань. Летом 1552 года 150-тысячное войско Ивана IV снова выступило на Казань. 4 августа русские вышли к Суре. В этом же году было заложено Промзино Городище (1552). Это было время присоединения Среднего Поволжья к Руси и начало русской колонизации края

Во-второй половине XVI - первой половине XVII века идет активное переселение русских в Среднее Присурье. Именно в это время появляются первые русские поселения - крепости: Сурский Острог, Аргаш, Сызганская Слобода, Валгуссы Аксаур, Аристовка (1659), Бояркино, Китовка (1676), Оськино, Тияпино (1682), Труслейская Слобода (1682), Чумакино и другие. Крепость в Аргаше находилась там, где сейчас центр села.

С коренными жителями края (мордвой, татарами) русское население жило дружно. Хотя, следует отметить, что воспринимая от русских элементы культуры, быта, мордовские и татарские населенные пункты сохраняли определенную замкнутость и изолированность. Приходя в непосредственные контакты друг с другом, народы нашего края перенимали некоторые обычаи, навыки. Это отразилось даже на национальных языках. Мордовское и татарское население заимствует отдельные русские слова, а русские напротив, начинают использовать в своей речи мордовские и татарские. Очевидно в это же время начинают закладываться основы своеобразия местного русского наречия, характерного для коренных жителей нашего края: певучесть т особая редукция ("проглатывание" глагольных окончаний), использование диалектизмов (бай, чай, ужо).

Особо хочется отметить основание с. Китовки, которое в настоящее время является микрорайоном райцентра Инзы. В далеком 1676 году несколько служилых людей получили землю вдоль реки Сюксюмки. Среди них были братья Воронины, Алашеевы, Кочергин, Крюков, Кряжев и Евсевий Китов, по фамилии которого, судя по-всему, и было названо новое поселение. Поскольку свободных земель в нашем крае было достаточно, многие помещики переселяли сюда своих крепостных, основывая новые поселения. Так возникли помещичьи села по реке Инзе. Хозяйства давали хорошие урожаи зерновых и технических культур.

К XVIII веку в местных селах четко определилось разделение труда. Внутренний рынок требовал все больше ремесленных товаров. Намечается специализация ремесленного производства в селах края. Богатые леса позволяли заниматься деревообработкой. Крестьяне сел Коржевка, Юлово, Труслейка, Чумакино, Чамзинка славились изделиями из дерева. В Коржевке было развито бончарное производство. Большие запасы глины способствовали развитию гончарного производства. Выделкой овчинных тулупов славились татарские села Дракино, Стрельниково (основанные в начале XVIII века), Шлемасс, некоторые сосновые леса давали деготь и смолу. В присурских селах умели плести веревки, канаты, строить речные суда (дощаники, расшивы и суряки)

ИНЗА. Карта...


Находится в 3 км восточнее реки Инза. Крупный железнодорожный узел с ветками на Сызрань (180 км) и Ульяновск (160 км).

14 сентября 1997 года город торжественно отметил свое 100-летие со дня основания.

Поэты о нашем крае

Анастасия Тарбаева

Инза, Инза – лёгкое названье,
Маленькая станция в пути.
Поезд, дав минуту на прощанье,
Прогудит и дальше полетит.
Инза, Инза. Может, это птица?
Или это девушка твоя?
Инза, Инза. Поезд мчится, мчится.
Я всё дальше, дальше от тебя.

Вот и станция Инза,
Фонарей одуванчики…
Эх, начать бы все сызнова –
Уложить чемоданчики,
Расплатиться за чай,
На вопрос не ответить,
Телеграммкой «Встречай!»
Остановку отметить…
И, доверяясь судьбе,
Не ругаться, не хмуриться –
Заблудиться к тебе
На Садовую улицу.
…Но душа переметная –
Нехорошая птица,
Как кукушка залетная,
Не желает гнездиться.
Снова поезд мой скорый
Напрягся, как взнузданный.
И опять я покорный,
Не забытый, не узнанный,
Покупаю смородину,
Улыбаюсь кому-то…
Ну, продлите ж мне родину!
Ну, еще на минуту…

«Баллада о родном крае»

     Инзенский край в тишине притаился,

В царстве лесов и бескрайних полей:

Здесь Ознобишин великий родился,

Славя Отечество лирой своей!

Наше Юлово – жемчужина края,

Озеро блещет своей красотой…

Диатомитом отчизну снабжая,

Славится в мире район наш родной!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...