Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе. Тема «Незаменимые помощники – словари»
методическая разработка (3 класс)

Бухалова Гильсиря Минтаировна

I.                   Вступительное слово учителя.

II.                Знакомство с толковым словарем.

III.             Памятка работы со словарем.

IV.             Работа со словарем иностранных слов.

V.                Работа со словарем синонимов.

VI.             Работа с фразеологическим словарем.

VII.          Сообщение про Деда Мороза.

Творческая работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezamenimye_pomoshchniki_slovari.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

по русскому языку в 3 классе.

Тема «Незаменимые помощники – словари»

Разработали:

Бухалова Гильсиря Минтаировна,

учитель начальных классов

Низамова Алсу Салимовна,

воспитатель

ГБООУ "Болгарская санаторная школа-интернат"

Цель:

познакомить с различными словарями.

УУД:

Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.

Коммуникативные УУД: формирование умения строить полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности.

Предметные: знать виды словарей, принцип их построения, уметь работать со словарями.

Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности

Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска информации.

Материал и оборудование:

мультимедийная презентация, карточки со словами, фразеологизмы, снежинки, картинки для изготовления коллажа

Словари: толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, толковый, иностранных слов, синонимов, фразеологизмов и др.

Формы урока:

Групповая.

Фронтальная

Технология развития критического мышления, кейс-технология, здоровьесберегающие технологии.

План проведения:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Знакомство с толковым словарем.
  3. Памятка работы со словарем.
  4. Работа со словарем иностранных слов.
  5. Работа со словарем синонимов.
  6. Работа с фразеологическим словарем.
  7. Сообщение про Деда Мороза.
  8. Творческая работа.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя

Учитель: Посмотри, какое чудо

             На моей ладошке,

    Опустилась ниоткуда

    Маленькая крошка!

    В форточку влетела

    первая снежинка

             легкая, резная

    словно паутинка.

Учитель: Ребята, объясните, пожалуйста, что такое снежинка? (ответы детей)

Учитель: Посмотрите на слайд, давайте прочитаем, значение слова «снежинка»  - пушинка, кристаллик снега.

- А как вы думаете, откуда я это знаю? (ответы детей)

Учитель: Да, есть такие книги, которые называются словари.

– Что это такое – словарь? Как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель: Объясните, как вы понимаете высказывание французского писателя Анатолия Франса "Словарь это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке" (ответы детей)

Учитель: Прочитайте тему урока, как  вы ее понимаете? Как вы думаете, что мы будем делать на занятии?

  1. Знакомство с толковым словарем.

Учитель: Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. А начнем мы знакомство с толковых словарей.

 – Как вы думаете, почему их называют толковыми? (Ответы детей)

Учитель: Словарь называется толковым, потому что он не только переводит одно слово другим словом, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных.

Самые знаменитые толковые словари В. Даля и Д. Ожегова.

Рассказы детей.

В прошлом веке жил один чудак, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по стране, собирал слова, записывал их, давал им толкование, т.е. объяснение.  Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу слова, приводил примеры.

         В 1949 году вышло в свет первое издание «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь быстро завоевал признание. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений.  Как видите, в словарях огромное количество слов.

Учитель:  А как же отыскать нужное слово, как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель: Да, вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов – алфавит. Такие словари, как словарь Ожегова, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации.

  1. Памятка работы со словарем.

Чтоб начать исследовать разные слова,

 Нам ребята с вами памятка нужна.

Кейс 1. Составь алгоритм поиска слова в словаре

Ответ:

     1. Прочитай слово.

2. Определи, на какую букву начинается слово.

3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

Учитель: А если у нас несколько слов и все начинаются с одной буквы?

Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Памятка работы со словарём у каждой группы на столе.

  1. Работа со словарем иностранных слов.

Учитель: Ребята, я вот смотрю в календарь и радуюсь за вас, ведь скоро каникулы. А каникулы это радость, праздники, бал-маскарад. О чем вам говорят слова «календарь», «каникулы», «маскарад»?

Такие знакомые для нас слова. Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще во времена глубокой старины русские охотно общались соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в язык проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.

Работа в группах: составить кластер, используя данный текст,  рассказать о значении слова

1 группа -  календарь

ЧТО ТАКОЕ КАЛЕНДАРЬ?

Слово "календарь" приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы, – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым.

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

2 группа -  каникулы

ПОЧЕМУ КАНИКУЛЫ НАЗВАЛИ КАНИКУЛАМИ?

История проста. Происхождение слова каникулы «космическое». В Древнем Риме самые жаркие дни наступали, когда на небосклоне царствовал Сириус.

 Головы школьников от жары начинали медленно плавиться. Занятия становились непродуктивными. Обучение временно прекращали. Это время и назвали радующим сегодня всех школьников словом «каникулы». Где же связь?

Сириус — главная звезда созвездия Гончих псов. Римляне считали звезду Сириус охотничьим псом Ориона. На латинском же собака — canus, а щенок — canicula. Так что каникулы — это «собачьи дни».

Из словаря В. И. Даля (т.2, с.84): «Каникула — названье светлой звезды, в созвездии Большого Пса, Сириус; каникулы — жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях»

Вот такая история происхождения слова каникулы.

3 группа - маскарад

Первым маскарадным костюмом стала вывернутая наизнанку шкура, а позднее тулуп мехом наружу - в такой традиционный наряд облачались наши предки, устраивая свои немудреные деревенские празднества. Люди в вывернутых наизнанку одеждах символизировали собой злые силы, которых всегда побеждало добро.

История русских маскарадов, а, соответственно, и маскарадных костюмов начинается с петровской эпохи. Костюмы и правила первых маскарадов были регламентированы и утверждены самим Петром. Правом участвовать непосредственно в самом действе обладали только избранные, простые горожане же были лишь зрителями.

Учитель: Ребята, какие вы все умницы, молодцы… Мне хочется пожелать,  чтобы ваши каникулы прошли весело и интересно.

  1. Работа со словарем синонимов.

Учитель:  Вставьте нужное слово. Как называются эти слова? Для чего нужны синонимы?

На землю тихо     …              снежинки.

 (падают, слетают)

Белый снег               …            на солнце.

(светится,  сверкает)

Я            …            свечи на торте.

 (выключила. задула)

Учитель: Где нам могут пригодиться синонимы?

Дети: Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать более точное слово. И тут на помощь нам придет словарь синонимов.

Учитель: Что такое синонимы? (Слова, имеющие различное написание, но близкие по смыслу.)

 – Подберите синонимы к словам, пользуясь словарем:

- празднество

- радоваться

- представление

 Учитель: Что у вас получилось?  Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой!

  1. Работа с фразеологическим словарем.

Учитель: Ребята, когда я готовилась к нашему занятию, то иногда  у меня голова шла кругом – слишком много дел, информации, для того, чтобы подобрать интересные для вас задания. Подберите синоним выражению «голова идет кругом».

Учитель: Постарайтесь ребята «зарубить себе на носу» всю информацию, которую вы получили на занятии. Как вы понимаете выражение "зарубить себе на носу"?

Дети:  Слово «нос» в данном случае не имеет никакого отношения к органу обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такого рода «записные книжечки», при помощи которых делались всякие записи или «зарубки» на память.

Учитель: Многие фразеологизмы употребляются лишь в устной речи, в художественной литературе, придают ей эмоциональную окраску, точность, яркость, показывают неразрывную связь языка с историей народа.

Учитель: Выберите из предложенных фразеологизмов более точное для рисунка. (у каждой группы рисунок и два фразеологизма на выбор)

- яблоку негде упасть

- от мала до велика

- на седьмом небе

Учитель: Объясните их значения. Составьте предложения с этими фразеологизмами.

  1. Сообщение про Деда Мороза.

Учитель: Ребята, я очень жду праздника. А вы? А какого праздника ждете вы? Какой праздник приближается? Кто главный гость на этом празднике? Я бы очень хотела побывать в резиденции Деда Мороза. А что такое «резиденция»?

Резиденция (позднелат. residentia, от лат. resideo — остаюсь на месте, пребываю), местопребывание правительства, главы государства или др. лиц, занимающих высшие административные посты.

Рассказы детей. 

18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза.

 Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

 Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы. Кстати, современный Дед Мороз вынужден идти в ногу со временем, поэтому он осваивает и новые технологии - теперь письма от детей он получает и по электронной почте, а еще ведет блоги в соцсетях и общается со своими коллегами по сотовому телефону.

         Надежные помощники Деда Мороза каждый год готовят ему в подарок новый костюм, украшенный самобытной вышивкой. А дети зовут его ласково — «Дедушка Мороз».

 В День же его рождения поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники и коллеги — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов.

         А на центральной площади Великого Устюга в этот день проходят всевозможные праздничные мероприятия и, по традиции, зажигаются огни на первой новогодней елке. Ведь после этого праздника Дед Мороз поедет по российским городам и в каждом будет вместе с детьми зажигать огни на новогодних елках, ведь скоро Новый Год!

День рождения Деда Мороза — чудесный праздник, возвращающий в детство, дарящий радость всем — от мала до велика, заставляющий мечтать и верить в осуществление желаний.

С днем рожденья, чародей,

Любитель всяческих затей,

Волшебник, сказочник, проказник!

Придём на твой веселый праздник.

Ты нас, дедуля, угощай,

Налей холодный, сладкий чай.

Желаем Дедушка Мороз,

Чтобы зимой ты не замерз.

Подарков горы получай

И никогда не унывай!

Учитель: Свой волшебник есть и в Татарстане. Живёт дедушка Кыш Бабай неподалеку от Казани, в поселке Яна Кырлай. По хозяйству дедушке помогает любимая внучка красавица Кар Кызы. Гостей волшебника развлекают такие необычные персонажи как Шурале (хозяин Карт), Шайтан (Черт), Убырлы Карчык (Баба Яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр (Богатырь), Алтынчеч (Златовласка), Тахир и Зухра (татарские Ромео и Джульетта).

Для детей и их родителей сказочное путешествие начинается с лесной таможни, где их встречает Шайтан, ведущий во владения Кыш Бабая. К дому Кыш Бабая гостям предстоит добираться по карте Шурале. По пути их ожидает масса приключений – сказки, загадки, чудеса! А потом – встреча с самим добрым седовласым старцем.

Кыш Бабай со своей свитой и внучкой Кар Кызы всегда рад гостям. Встречает он их в опочивальне, где стоят сказочные шептуны, в которых можно шепнуть заветное желание, подписывает на почте праздничное письмо (свиток-грамота), погашенное специальным штемпелем с именной печатью и, конечно, дает добрый совет и напутствие каждому гостю.

Кейс 2. Ответьте на вопрос: Верите ли вы в Деда Мороза?

  1. Творческая работа.

Учитель: Ребята, подведем итог нашего занятия. Ваша задача выполнить творческую работу в технике коллаж и составить рассказ, используя слова и выражения, которые мы разобрали на уроке.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

 1 группа – «Скоро праздник Новый год!»

2 группа – «Ура, каникулы!»

3 группа – «Бал-маскарад»

Защита творческих работ.

Список использованной литературы:

Страницы из Интернета – « Библиографические уроки. Справочная литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

УМК «ПНШ» Русский язык 3 класс ТЕМА «Работа со словарями»

ТЕМА «Работа со словарями»ЦЕЛИ:Личностные: формировать  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;воспитывать культуру учебного труда;Метапредметные: познавательныеразвивать умени...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....

Тест по русскому языку 3 класс тема "Язык и речь"

Тест по русскому языку 3 класс....

Родной русский язык 4 класс тема: "Русские традиционные эпитеты"

Родной русский язык 4 класс  тема: "Русские традиционные эпитеты"...