Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса
статья

Крылова Ольга Геннадьевна

 Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_proektnaya_deyatelnost.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса

№ слайда

Содержание

1 слайд

Тема. Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами.             Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Мы для себя нашли выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

2 слайд

Метод проектов.      Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Этот метод подразумевает

- активную включенность ребенка в процесс получения знаний,

-  использование имеющихся знаний, умений и навыков,

- освоение новых знаний, необходимых для решения конкретной задачи.          

3 слайд

Проект - "5 П". проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта

4 слайд

Если говорить о классификации проектов, то их существует несколько.          

     - исследовательско-творческие (учащиеся экспериментируют, результаты оформляют в виде сообщений, докладов, газет, драматизации и т. д.),

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т. д.),

- информационно-ориентированные (дети собирают и реализуют информацию),

- практико-творческо-ориентированные (урок, внеклассное мероприятие, предметная неделя и т. д.).

5 слайд

УУД . В применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности большие возможности для формирования всех УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Эти действия не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Т.к. Большинство классов работают по программе "Школа России",  в раздаточном материале представлены темы проектов по классам. При осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) и ознакомлено-ориентированная деятельность. Проект можно осуществлять в рамках класса, школы.

Работа над темой “Проектная деятельность” позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой проектной деятельности может быть отведено следующее время:

- часть урока по основным учебным предметам;

- время занятий в группах продлённого дня;

- любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

6 слайд

Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

7 слайд

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения(уроки),

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, вожатого

8 слайд

Попробую в качестве примеров привести проектные работы по двум направлениям: литературоведческому (Мастерская художественного слова) и краеведческому (Люби и знай свой край).

1 класс.

  1. Знакомство с понятием проект. Мы учимся выбирать тему проекта (О чем я хочу рассказать). Как собирать материал. Выбор нужной информации.  учимся выступать перед знакомой аудиторией.

В рамках предмета «Литературное чтение» после проведения обобщающих уроков по теме «Жили-были буквы» детям предлагается выполнить проект «Создаем музей «Город букв»

 Проект «Создаем музей «Город букв» является новой, нетипичной деятельностью для учащихся 1 класса. И чтобы школьники не растерялись, мы совместно с детьми составили план проекта, с расчетом на помощь взрослых. Оформили Памятку для участника проекта. Работа над проектом велась  в течение двух уроков и во внеурочное время. На первом уроке учащиеся работали в всем классом и в малых группах, распределяя буквы между собой, обсуждая образ буквы. На другом уроке дети обменивались идеями в малых группах. Учитель оказывал индивидуальную помощь. По окончании работы был проведен урок-экскурсия. В начале, дети вспомнили веселые стихи о буквах, которые они учили. Затем они представили свои «экспонаты» для Музея букв. Учащиеся рассказали историю каждой буквы.  Воспитатели гпд и классные руководители оформили выставку  "экспонатов" Музея.

Ребята создали книжку о буквах, в которой разместили свои буквы, стихи и истории. В этой работе нам, несомненно, потребовалась помощь  родителей.

Свои проекты первоклассники представили на общешкольном празднике "Прощание с Азбукой.  Путешествие в страну Литературию" (где вместе сотрудничали с вожатой школы, родителями, с педагогами дополнительного образования)

2 класс.

 Знакомство с понятием" формулировка". Работа со словарями, знакомство с понятием "актуальность", понятием "Презентация". Первые выступления в "Мастерской художественного слова"

 Проект  " Мой любимый писатель-сказочник"

В ходе своей проектной деятельности на уроках:

•        знакомятся с отечественными и зарубежными писателями - сказочниками

•        осваивают навыки по сбору информации в разных источниках совместно с родителями

•        составляют викторину по наработанному материалу

  • инсценируют любимые сказки

3 класс работа усложняется

Проект по русскому языку "Зимняя страничка" собраны в сборник класса после защиты.

 Проект по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" собраны в книгу.

Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в конкурсе рукописных книг. Наши юные писатели занимают призовые места. В прошлом учебном году рукописная книга заняла 2 место в    XVII Международном конкурсе рукописных книг, а книга на английском языке - 1 место. В этом учебном году рукописная книга заняла 3 место.

 1 классы выполняют иллюстрации к книге, 3 и 4 класс пишут отзывы. Велика роль классных руководителей, которые разрабатывают план проекта, привлекают узких специалистов: учителей ИЗО, учителей - филологов.

Проект "Мастерская художественного слова"совпала с подготовкой  к городскому фестивалю "Радуга талантов"  и стал общешкольным. Участвовали ребята 2- 4 классов в 2-х номинациях: 1. "Разноцветные фантазии".

 На конкурс были представлены иллюстрации и комиксы к отечественным литературным  произведениям – юбилярам 2015 года.

Проведен школьный этап фестиваля "Радуга талантов".  По результатам конкурса на муниципальный этап отправлены работы  ученицы 3-а класса С. Софьи и ученика 4-б класса В. Ярослава,  организована выставка рисунков-иллюстраций к любимым сказкам.  С.Софья награждена дипломом городского фестиваля "Радуга талантов"

В рамках проекта проведен школьный этап " Магия слова", где ребята 2-4 классов пробовали себя в роли артистов и читали стихотворные и прозаические произведения любимых авторов. По результатам школьного этапа конкурса наше ОУ на городском фестивале  представили ученица 2-б класса Ш.Александра, ученик 4-а класса Кочин Владимир.

Сегодня перед вами выступает учащийся 4-а класса Кочин Владимир, который покорил  своим выступлением очень много сердец.

9 слайд

Конечно же, множество проектов посвящены родному краю (Люби и знай свой край)

1 класс

"Моя малая родина" (газета, рисунки, фоторепортажи),

2 класс " (сочинения-поздравления с праздником любимому городу)

Мой город"

3 класс "Разнообразие родного края"

4 класс "Красная книга Мурманской области"

В первом и втором классах  - это первые шаги (изготовление вместе с родителями газеты на тему проекта, журнала, выступление на занятии кружка, рисунок).

В рамках кружка "Юный мурманчанин"

Тема " Природа моего города. Охрана растений и животных"

Проект "Кормушка"

Цель проекта:

-изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Весь класс разделился на группы и распределили задачи. Было создано 4 группы.

Группа исследователей и изобретателей:

Собирали информацию об особенностях птиц

Провели наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

Изучили, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы.

Разрабатывала проекты птичьих кормушек, собирала материал о видах кормушек. Результатом являются изготовленные кормушки.

Группа литераторов: отбирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, провели викторину «Знаешь ли ты птиц?».

Группа фотокорреспондентов: в ходе работы над проектом, собирали материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем городе отчёт представлен в виде листовок- обращения , коллекции фотографий, картинок для оформления проекта.

Группа наблюдателей

Перед ними стояли такие задачи:

-Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам

-Какие птицы чаще прилетают?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП. Наблюдение за птицами .

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

После теоретической работы мы приступили к практическому этапу

Сделали кормушки и составили памятку «Как подкармливать птиц» и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек

Группа литераторов провела акцию «Помогите птицам зимой», викторину «Знаете ли Вы птиц"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праздник совместно с библиотекой "Праздник птиц"

3 класс "Разнообразие родного края"

4 класс "Красная книга Мурманской области"

В третьем классе это защита проекта. В этом году свой исследовательский проект "Образ любви и верности" (О нашем памятнике "Ждущая" ) представила на городской фестиваль "Радуга талантов" ученица 3-в класса Дж. Вероника.

В декабре этого учебного года в школе прошел конкурс проектов о родном крае. Темы проектов были разные. Отмечены научность проектов, умение презентовать свой проект, умение защитить его.

Сегодня перед вами выступит победитель Регионального этапа Межрегиональной детско-юношеской экологической олимпиады Ученик 4 класса Скобелев Василий.

 

  видеоролик

Хотелось бы рассказать о проекте нашей школы "День с мамой", который является яркой иллюстрацией совместной работы всех участников образовательного процесса.

У входа мама с ребенком получили 3 билета, которые давали возможность принять участие в мастер-классах по бисероплетению, оригами, узнать о проведении чайной церемонии в разных странах и самим попить чаю, испытать себя в спортивных соревнованиях, выучить новые песни в музыкальной гостиной, научиться релаксирующим упражнениям в гостях у психолога. Все получили много положительных эмоций, опыта и радостных минут общения взрослых и детей.

Проекты и проектная деятельность служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке  задач и умения нестандартно решать проблему, воспитывает у детей необходимые в жизни качества: целенаправленность, изобретательность, настойчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями.

Материал данной презентации познакомит  классных  руководителей с разнообразными формами работы с родителями....

Проектно-исследовательская деятельность как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»  (М. Монтень)  Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом

Интерактив по данной теме с целью  представления собственного опыта и обеспечения предпосылок  готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения ...