Рабочая программа «Занимательный русский язык»
рабочая программа (3 класс)

Острикова Елена Дмитриевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk_2.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Занимательный русский язык» составлена на основе авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

Основные виды деятельности:

- наблюдение;

- сравнивание;

- обобщение;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельное выполнение заданий поискового характера;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- отгадывание загадок, шарад, ребусов, кроссвордов;

- самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением; обогащение и активизация словарного запаса;

- выполнение заданий на развитие мышления, внимания и памяти;

- коллективная проверка;

- дидактическая игра;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов;

                            Форма организации занятий:

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов;

- занятия повторения и обобщения;

- занятия-исследования:

- занятия-закрепления;

- занятие-игры.

                                                 

Календарно – тематический план

№ п/п

Темы занятий

Дата

план

факт

1

Что мы знаем о звуках и буквах

2

Что такое лексика?

3

Однозначные и многозначные слова

4

Игротека

5

Слова-братья

6

Слова- наоборот

7

Пословица недаром молвится

8

Игротека

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

10

Играем со словарными словами

11

Анаграммы

12

Игротека

13

Секреты некоторых букв

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

15

Еще раз о синонимах и антонимах

16

Игротека

17

Слова, обозначающие предметы

18

Слова, обозначающие действие предметов

19

Слова, обозначающие признаки предметов

20

Игротека

21

Текст, тема, главная мысль

22

Заголовок- всему голова

23

Работаем с фразеологизмами

24

Игротека

25

И снова пословицы

26

Ещё раз о фразеологизмах

27

Русские народные загадки

28

Игротека

29

И вновь словарные слова

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

32

Игротека

33

Повторяем…

34

Повторяем, повторяем…

Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2016 г.
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2014 г.
  4. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2015 г.
  5. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Занимательный русский язык 2 класс Мещенкова Л.В.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа "Занимательный русский язык"

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что это. не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное ...

Рабочая программа "Занимательный русский язык" 3-4 класс

Программа курса внеурочной деятельности бщеинтеллектуальной  направленности  «Занимательный русский язык»...

Рабочая программа "Занимательный русский язык"

Програма внеурочной деятельности по русскому языку...

Рабочая программа "Занимательный русский язык"

Рабочая программа нацелена на помощь обучающимся овладением навыками речи, учит их избегать грамматических ошибок; строить высказывания с соблюдением стилистических норм; составлять тексты и редактиро...

Рабочая учебная программа "Занимательный русский язык" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Как хорошо уметь читать" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Занимательная математика" с 1 по 4 класс.

Рабочая учебная программа "Занимательный русский язык" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Как хорошо уметь читать" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Занимател...