Рабочая программа «Занимательный русский язык»
рабочая программа (3 класс)

Острикова Елена Дмитриевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk_2.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Занимательный русский язык» составлена на основе авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

Основные виды деятельности:

- наблюдение;

- сравнивание;

- обобщение;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельное выполнение заданий поискового характера;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- отгадывание загадок, шарад, ребусов, кроссвордов;

- самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением; обогащение и активизация словарного запаса;

- выполнение заданий на развитие мышления, внимания и памяти;

- коллективная проверка;

- дидактическая игра;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов;

                            Форма организации занятий:

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов;

- занятия повторения и обобщения;

- занятия-исследования:

- занятия-закрепления;

- занятие-игры.

                                                 

Календарно – тематический план

№ п/п

Темы занятий

Дата

план

факт

1

Что мы знаем о звуках и буквах

2

Что такое лексика?

3

Однозначные и многозначные слова

4

Игротека

5

Слова-братья

6

Слова- наоборот

7

Пословица недаром молвится

8

Игротека

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

10

Играем со словарными словами

11

Анаграммы

12

Игротека

13

Секреты некоторых букв

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

15

Еще раз о синонимах и антонимах

16

Игротека

17

Слова, обозначающие предметы

18

Слова, обозначающие действие предметов

19

Слова, обозначающие признаки предметов

20

Игротека

21

Текст, тема, главная мысль

22

Заголовок- всему голова

23

Работаем с фразеологизмами

24

Игротека

25

И снова пословицы

26

Ещё раз о фразеологизмах

27

Русские народные загадки

28

Игротека

29

И вновь словарные слова

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

32

Игротека

33

Повторяем…

34

Повторяем, повторяем…

Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2016 г.
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2014 г.
  4. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2015 г.
  5. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Занимательный русский язык 2 класс Мещенкова Л.В.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

4 класс. Рабочая программа по русскому языку с внутрипредметным модулем "Занимательная грамматика" УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Рабочая программа "Занимательный русский язык"

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что это. не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное ...

Рабочая программа "Занимательный русский язык" 3-4 класс

Программа курса внеурочной деятельности бщеинтеллектуальной  направленности  «Занимательный русский язык»...

Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык», 3 Б класс.

Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык»,3 Б класс....

Рабочая программа "Занимательный русский язык"

Програма внеурочной деятельности по русскому языку...