Художественные произведения о природе (для использования во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед - описаний)
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс)

Художественные произведения о природе (для использования во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед - описаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennye_proizvedeniya_o_prirode.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные произведения о природе

(для использования во время прогулок, наблюдений, бесед-описаний)

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Занятия по природоведению способствуют развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту. Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни. В круг чтения учащихся входят книги писателей-натуралистов: Л. Федорова, К. Паустовского, В. Пескова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, а также других писателей о природе.

Особую ценность в знакомстве детей с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоём и т.д.

В конце зимы появляется много снегирей и свиристелей. Воспитатель, напоминает детям, чтобы они наблюдали за птицами, ежедневно подкармливали их крошками хлеба, семенами тыквы, подсолнечника.  

Тихо, тихо сидят снегири на снегу

Меж стеблей прошлогодней крапивы.

Я тебе до конца описать не могу,

Как они и бедны и красивы!

Тихо, тихо клюют на крапиве зерно, -

Без кормежки прожить не шутка!

Пусть крапивы зерно,

Хоть не сытно оно

Да хоть что-нибудь будет в желудке.

Тихо, тихо сидят на снегу снегири –

На головках бобровые шапочки,

У самца на груди отраженье зари,

Скромно-серые перья на самочке.

Поскакали вприпрыжку один за

                                другой

По своей подкрапивенской улице:

Небо взмыло над ними высокой

                                дугой,

Снег последний поземкою кружится.

И такая вокруг снегирей тишина,

Так они никого не пугаются,

И так явен их поиск скупого зерна,

Что понятно: весна надвигается.

                        Н. Асеев

 

Общение с природой – всегда радость для учеников. На прогулке в берёзовой роще дети читают стихи о берёзке. Хороша она во все времена года. Многие поэтические души волновало это дерево. Невозможно представить нашу Родину без стройной белоствольной берёзы. Виктор Боков написал стихотворение о берёзке, как будто о девушке - красавице:

Берёзонька – беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозараночку

От птичьих голосов.

К воде пошла, умылася,

Обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася

Берёзовым плечом.

С берёзой рядом рощица,

Семья её подруг,

И так узнать ей хочется,

Что нового вокруг?

Дети рассматривают строение дерева, прикасаются к его стволу, слушают шелест листьев. Так создаётся образ берёзы, формируется представление о ней. В берёзовой роще встречаются и сосны. Дети сравнивают эти деревья, их стволы, кроны. Они ищут сходство и различие, замечают, что это светолюбивые деревья, что они тянутся к солнышку – источнику жизни на земле. И воспитатель читатель им рассказ из книги Г. Поташниковой  «Капельки».

«Сосны толпились у берега. Они раскачивались и шумели: «А что там впереди? А что там впереди?» Ветви у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть все, что за лесом. Одна сосна даже приподнялась на цыпочки так, что стали видны её толстые и крепкие корни. Сосны вытягивались, вытягивались вверх и стали самыми стройными деревьями в лесу».

Так непосредственно в общении с природой дети открывают её интересные страницы, видят, как украшают землю наши зелёные друзья. Глубокое понимание прекрасного ведёт к сознанию не только понятий красивого и некрасивого, но и понятий «плохое и хорошее», «доброе и злое», что способствует формированию моральных и этических убеждений школьников.

На занятии дети работают с текстом: «Цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами, - одуванчики. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают свои золотые головки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, и как бы радостно улыбаются, широко раскрывают свои золотые лепестки».

Затем дети выходят на школьный участок посмотреть на маленькие солнышки-одуванчики. Много их на полянах. Пробиваются они навстречу солнцу даже сквозь асфальтированную дорожку.

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик,

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Детям надо объяснять, что срывать цветы нельзя, что природу надо беречь, не брать пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Фиалки, ландыши для нас

Весёлый май в садах припас,

Но мы их рвать не будем –

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты! 

Пускай цветут на радость людям!                                                     Т. Собакина

Дети чутко реагируют на все изменения в жизни природы. Они любят вместе с воспитателем наблюдать из окна, как падает снег, идёт дождь, кружатся осенние листья, как выглядывают из-за туч лучи солнца, как наступают сумерки. Зимой дети всегда с восторгом встречают снегирей, синичек, свиристелей, прилетающих под окна класса.

В конце занятия можно спеть песенку «Закат солнца» Э. Грига.

Находит тень и дню конец,

День гаснет в чаще леса,

На море пал златой багрец,

На землю – тьма завеса.

Среди вечерней тишины

Чуть шепчутся берёзы,

Сынам Земли приходят сны,

Над миром реют грёзы.

Прощанье дня полно тоски,

Встревоженной печали,

Закрыли венчики цветы,

И птицы замолчали.

И замер дол, и робко ждёт,

Весь плачущий росою,

Что скоро солнце пропадёт

За алой полосою

.

При подведении итогов или в ходе беседы можно использовать стихотворения Е. Карасева.

Посмотри, мой юный друг!

Что находиться вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает. 

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг – природа!

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.  

                                       Береги свою планету,

                                       Ведь другой на свете нету.  

                                                     ⃰⃰  ⃰  ⃰

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумие: «Стой!»,

Нам казалось всё мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василёк,

Безнадежно гвоздики глядели.

 

ДВА ЕЖА

Однажды раннею весной

Пришёл к ребятам ёж лесной.

Из леса – прямо в третий класс:

- Ну, как дела идут у вас?

Готов помочь вам чем-нибудь:

Кто заслужил – могу кольнуть.

Кто спит за партой – разбужу. –

Но отвечает класс ежу:

- У нас и свой найдётся «Ёж»!

Совсем как ты! Точь в точь похож!

Он в стенгазете третий год

У нас над партами живёт.

Ты почитай – и сам поймёшь.

- Прочту, - лесной ответил ёж.

Стоит, читает все подряд:

Картинки есть, стихи ребят,

Нашёл редактора портрет,

А вот колючек – нет, как нет!

Такой в газете странный «Ёж»»! –

На нём иголки не найдёшь!

Стоит, подстрижен и побрит,

Лепечет, а не говорит…

ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ

  1. У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла… (бурундук).

  1. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе –

Птичка, ты её не бей!

Эта птичка… (воробей).

  1. По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех…(грач).

  1. Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот…(енот).

  1. Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листке уселась ловко.

Это…(божья коровка).

  1. Под землею он живёт,

Червяков жуёт, жуёт,

Перерыл весь огород!

Этот зверь зовётся…(крот).

  1. Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж…(моржи).

  1. Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца.

У него утиный нос,

Зверь нестрашный…(утконос).

  1. На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мёд дала

Беспокойная…(пчела).

  1. Небольшая пёстрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто …(синица).

  1. Ночью в чащах и лесах

Уханье наводит страх.

Страшен громкий крик и силен,

Так кричит огромный…(филин).

  1. Как стемнеет, вылетает

И огромным ртом хватает

Над землёй и над водой

Насекомых…(козодой).

  1. Не боюсь я слова «брысь», я лесная кошка…(рысь).
  2. Апельсины и бананы очень любят…(обезьяны).
  3. Осёл лениво в гору брёл, а над ним парил…(орёл).
  4. Если бы он причесался хоть раз,

То и не звали б его…(дикобраз).

  1. Порхает над полем, над вольным раздольем,

Встаёт спозаранку весенняя птичка…(зарянка).

  1. Он соло пел среди ветвей, его назвали…(соловей).
  2. Подставив солнышку бочок, лежит на грядке…(кабачок).
  3. Как весёлые звёзды средь розовой кашки,

Цветут нам знакомые с детства…(ромашки).

  1. Кустом в лесу, в саду растёт

И белым зонтиком цветёт.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая…(калина).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...

Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятн...

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Текст- описание в содержании художественного произведения.(второй урок)

В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.

Урок 38-39Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.Тип урока: Урок открытия новых знанийОб...

Рекомендации родителям по наблюдению за природой с детьми во время самоизоляции

Наблюдение для детей Так как мы целый месяц сидим дома, и многое можем пропустить, природа нас не ждет, даю вам некоторые рекомендации по наблюдению за природой с детьми.Для тех, кто имеет частны...