Программа эколого-православного лагеря "Радуга"
рабочая программа

Газдалиева Александра Михайловна
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить своё здоровье и просто отдохнуть. Цель: расширение культурологических знаний и духовного-нравственного воспитания путём интеграции основ православной культуры и экологии в каникулярное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazdalieva.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа эколого-православного лагеря «Радуга»

Срок реализации: одна лагерная смена -15 дней

Возраст детей:8-10 лет

Сведения об авторе:

Газдалиева Александра Михайловна, заслуженный учитель Кубани,

учитель начальных классов, основ православной культуры,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 2», станица Тбилисская.

1.Пояснительная записка

Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить своё здоровье и просто отдохнуть.

Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. С христианской точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического безответственного потребления, а дом, где человек является не хозяином, а домоправителем. По мысли преподобного Максима Исповедника: «Человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда будет носить рай в себе самом». «Красота мира и Премудрость Божия, во всём содержащаяся» - самое главное к чему должны сводиться и все наши беседы с детьми, чтение литературы, всевозможные наблюдения и даже игры.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.  Все мы – дети «Природы». Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Цель: расширение культурологических знаний и духовного-нравственного воспитания путём интеграции основ православной культуры и экологии в каникулярное время.

Задачи:

- воспитание детей как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

-преподавание детям культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

- воспитывать сознание ребёнка против потребительского  образа жизни, повысить его нравственную ответственность за вред, нанесённый природе;

- развивать нравственные чувства: сопереживание, ответственности за свои поступки, доброжелательность, милосердие;

- учить детей быть ответственными за свои поступки и обогащать представления об окружающем мире;

- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Принципы определения содержания программы летнего пришкольного лагеря «Радуга».

- Принцип культуросообразности.

- Принцип личностно-ценностного соответствия.

- Принцип укрупнения дидактических единиц.

 - Принцип социализации.

Содержание программы «Радуга» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в МАОУ «СОШ №2»: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

Объём программы. Летняя лагерная смена -15 дней.

Сроки реализации программы: 2016 год.

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Программа рассчитана для работы на  одну лагерную смену

В системе духовно-нравственного воспитания нет каникул. В этом её эффективность. Работая в лагере дневного пребывания по программе эколого-православной направленности «Радуга», наши творческие идеи, реализуются на практике. Каждое направление этой программы просматривается  в контексте добра и милосердия, любви и благочестия, что является особенно ценным на этапе интеллектуального и духовно-нравственного развития. В этом заключается новизна и уникальность данной программы.

  1. Распределение занятий по направлениям.

Название смены символично. Радуга – явление природы; радуга - знак мира между Богом и людьми, символ небесного огня и умиротворения. В радуге семь цветов, в нашей программе 7 направлений.

Направление «Свечечка» (красный цвет). Культурологический  цикл. Беседы с батюшкой. Экскурсии в храм.

Направление «Радость моя» (оранжевый цвет). Душеполезное чтение. Чтение для сердца и разума.

Направление «Зёрнышко» (жёлтый цвет). Посещение библиотеки. Просмотр духовно-нравственных фильмов.

Направление «География добра» (зелёный цвет). Экскурсии в природу. Экологические походы, природоохранная и просветительская работа. Проектная работа. Выпуск экологических газет.

Направление «Колокольчик» (голубой цвет). Разучивание и исполнение песен духовно-нравственного содержания.

Направление «Пчёлка» (синий цвет). Посещение Центра Эстетического воспитания детей. Мастер-классы по художественному труду.

Направление «Богатыри» (фиолетовый цвет). Спортивно-развлекательные мероприятия. Соревнования по различным видам спорта.

Формы организации детского коллектива.

Занятия проводятся в классной комнате, в Центре Эстетического воспитания детей, районной детской библиотеке. Организация похода в центральный парк, на гору «Петушок», в парк «40 лет Победы». Соревнования организуются на школьном стадионе. Так как лагерная смена начиналась с 1 августа, мы приобщили в план церковные праздники августа. Наша школа расположена рядом с храмом, мы имеем возможность частых встеч с батюшкой.

  1. Содержание программы

Направление «Свечечка».

Основные мероприятия этого направления связаны с церковным календарём.

Формы занятия

Тема занятия

Дата

1.

Экскурсия в храм

Покрова Пресвятой Богородицы

«Святой угодник преподобный Серафим Саровский»

1.08

2.

Беседа с батюшкой.

«Пророк Илия – один из величайших пророков Ветхого Завета».

2.08

3.

Беседа с батюшкой.

Беседа у иконы. Иверская Богородица.

8.08

3.

Экскурсия в храм святого апостола Андрея Первозванного

Праздник Всемилостивого Спаса

15.08

4.

Экскурсия в храм

Преображение Господне.

19.08

Направление «Радость моя».

Самое уникальное время для духовного чтения – это чтение на природе. Чаще всего это происходит сидя на траве, в тени деревьев. « Чтение для души». Это цикл коротких, достоверных и эмоционально насыщенных миниатюр о поведении животных, их добрых чувствах, взаимной поддержке, дружбе, верности, а также об отношениях животных и человека. Эти рассказы рассчитаны как на пытливых детей младшего школьного возраста, так и на ребят, нуждающихся в психологической реабилитации и оздоровлении.

Чтение и обсуждение сказок, притч, рассказов.

  1. Растём с Богом. Детский календарь.
  2. Православное семейное чтение на каждый день.
  3. Владимиров Артемий, протоиерей. «Сказки для взрослых и детей».
  4. Зернышки. Добрые истории для малых ребят.
  5. Ганаго Борис, Навстречу детским сердцам.

Направление «Зёрнышко» 

Посещение библиотеки – каждый вторник

Просмотр фильма – каждая среда.

После просмотра фильма обсуждение и ответы на вопросы.

Формы занятия

Тема занятия

Дата

1.

Посещение библиотеки

«Кто сотворил наш добрый мир»

2.08

2.

Просмотр фильма

Мультфильм о батюшке Серафиме Саровском.

3.08

3.

Посещение библиотеки

«Быть добрым – хорошо»

9.08

3.

Просмотр фильма

Мультфильм «Свет неугасимый» (об Иверской иконе Божьей Матери)

10.08

4.

Посещение библиотеки

«Мир спасает доброта»

17.08

5.

Просмотр фильма

Мультфильм «Апостол Андрей Первозванный»

18.08

Направление «География добра» 

Формы занятия

Тема занятия

Дата

1.

Экскурсии в природу.

Путешествие в мир Божий. Учимся видеть природу сердцем.

2.08

2.

Экологический поход в Центральный парк.

Экологический десант.

4.08

3.

Поход на гору Петушок

Кладовая солнца. Изучение растений косогора.

Понедельник

Среда

пятница

3.

Экопоход в парк 40 лет Победы.

Экологический десант.

9.08

4.

Поход на ветеринарную станцию

Что значит быть в ответе за тех, кого приручил?

11.08

5.

Поход в Совхозский парк

Встречались с интересными людьми Погореловым Д.И.

16.08

Направление «Колокольчик»

Занятия проводятся по вторникам и четвергам во второй половине дня.

Автор

Название песни

1.

Музыка

Д. Кабалевского ,слова А.Пришельца

«Наш край»

2.

Музыка и слова Н. Тананко

«Походная»

3.

Музыка и слова Н. Тананко

«Азбука любви и добра»

3.

Музыка и слова Н. Тананко

«Только добротой сердец»

4.

Музыка и слова С. Васютин

«Гимн юных экологов Кубани»

5.

Музыка А.Пахмутовой

Слова Н.Добронравова

«Просьба» (Раненая птица)

Направление «Пчёлка» 

Занятия проводятся по вторникам и четвергам во второй половине дня.

Формы занятия

Тема занятия

1.

Мастер-классы

От доброго слова и на пеньках растут цветы.( Изготовление поделок из сучков и веточек)

2.

Устроение мира. Дни творения. Проектная работа

3.

Вот пришёл медовый Спас. (изготовление аппликации)

3.

Вторая жизнь пластиковой бутылки.

4.

Вкусная ягода- земляника (изготовление ягод из различных материалов)

5.

Собираем урожай (изготовление фруктов из солёного теста)

6.

С Богом – круглый год. Проектная работа.

Направление «Богатыри»

Каждый день проводится зарядка под музыку. В свободное от занятий время ребята занимаются различными видами спорта по интересам.

4.Заключение.

Вся жизнь человека - это выстраивающаяся система взаимоотношений, в которых он учится быть добрым и любящим. Как отмечал выдающийся русский педагог В. А.Сухомлинский, добрый ребенок не падает с неба. Его следует воспитать. Еще древними мыслителями было сказано, что учат слова, но воспитывают поступки. Поступок - это активное действие. Если проецировать деятельность детей в контексте христианских ценностей, то ведущей ценностью является любовь. И Евангелие показывает, как выстраиваются отношения жизни людей на основе христианской любви.

Христианская любовь имеет несколько степеней. Вначале человек учится простейшему: не следует делать другому того, чего не желаешь себе. Это понятно, хотя и не всегда легко. Иисус Христос подтвердил такое моральное «золотое правило»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Следующий этап - заповедь более высокого нравственного уровня: возлюби ближнего как самого себя. Здесь человеку приходится нелегко, так как ему приходится выйти за пределы своей эгоистической любви к самому себе и любить ближнего. А высшей ступенью является любовь жертвенная - способность пожертвовать, отдать свое, вплоть до жизни за другого. Высочайший пример - Искупительная Жертва Христа.

Что применимо в жизни современного ребенка? Святой Исаак Сирин говорит о жертвенной любви как о добром сердце человека, способного оказать милость всем и всему в мире. «Что такое сердце милующее? Возгорание сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари...»

Вера и любовь проявляются в делах. Чем больше человек любит, тем больше он стремится делать добро. Опыт проведения эколого-православной лагерной смены показал, что детям очень близки рассматриваемые темы, они всем сердцем проникаются, сочувствуют, стараются быть лучше. То, что им интересно, показала почти стопроцентная  каждодневная явка.

Из выше изложенного можно сделать вывод о востребованности и программы эколого-православной направленности «Радуга» и возможности её трансляции на другие образовательные учреждения.

 

5.Список литературы

1.Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе 21 века// Журнал Московской Патриархии.-2009.

2. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение

3. Шевченко Л.Л. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы обучения) образования. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...