Сценарий праздника "Детство, опаленное войной"
классный час (3 класс)

Михайленко Мария Сергеевна

Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину. Неприятие попыток исказить и очернить историю войны. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«Детство, опалённое войной»

Составили:  Михайленко  Ирина Васильевна, учитель начальных классов, Михайленко Мария Сергеевна, учитель начальных классов,

МКОУ СОШ № 10, г. Россошь, Воронежской области.

Цели и задачи: расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;

воспитывать активную жизненную позицию;

способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Оформление: атрибутика времен Великой Отечественной войны: плакат

И. Тоидзе «Родина - мать зовет!», изображения боевых орденов и медалей: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны; медали: «За отвагу», «Золотая Звезда»  Героя Советского Союза,  портреты  пионеров - героев).

Ход праздника

Ведущий:

Тебе 10

Ты родился и вырос на мирной земле.

Ты хорошо знаешь, как шумят первые грозы, но никогда не слышал грома орудий.

Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как  легко они разрушаются под градом бомб и снарядов.

Ты знаешь, как обрываются  сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать  также  просто, как утренний сон.

Сегодня мы мысленно вернёмся в прошлое нашей страны, в 1941год…

Июнь! Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих,  не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45 , в мае!

Мы шли навстречу утру и смеялись,

Не знали мы ещё тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

Последнее мирное лето.

На улицах песня гремит.

И как все нарядно одеты,

От белого света – слепит!

Ещё ваши голуби реют,

Садятся на старый сарай

И мама на кухне вам греет

На примусе утренний чай.

Мальчишки ещё, не герои…

Ещё вас не знает страна.

Но близится – 22-ое…

Стоит у порога война.

Ведущий:

Июнь. Летний, воскресный, мирный день. 22 июня.

(Фонограмма песни  «Утро красит нежным цветом»)

И вдруг из репродукторов разнеслась страшная весть: фашистские войска напали на нашу Родину.

(Фонограмма  «Из  заявления  Советского  Правительства 22 июня 1941 года» О начале войны.  Голос  Левитана)

Грохот и лязг танков, рёв машин, леденящий душу вой бомб, падающих с самолётов на спящие города, сёла, треск пулемётных очередей – так начиналась Великая Отечественная война.

(Звучит начало Седьмой, Ленинградской симфонии  Шостаковича)

Всё кончилось разом – прошла непогода

По нашему краю родному.

Враги налетели – людей полонили

И руки и ноги скрутили.

Озера и реки они помутили

И небо они закоптили.

Ведущий:

Гитлер составил план истребления миллионов советских людей, в первую очередь русского, украинского и белорусского народов, а оставшихся превратить в своих рабов.

Над страной нависла угроза потери независимости и свободы.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина.

Жизнь обещала,

 Любовь обещала, Родина?

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: « Вставайте на помощь»  Родина.

(Звучит песня «Священная война»  В. Лебедева – Кумача)

Я родом  не  из детства - из войны.

И потому, наверное, дороже

Ценю, чем ты, и счастье тишины

И каждый лишний день,

Что мною прожит.

(Звучит фонограмма: далёкие разрывы, гул самолетов)

На их фоне:

(Ребята из 40-х годов)

Друзья, оглянемся  назад –

Из сорок первого ребята

Сегодня с нами говорят.

1 мальчик  

Что теперь будем делать? Как жить?

2 мальчик

Я хотел стать путешественником, а сейчас решил, лучше моряком.

Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

3 мальчик

Моряком, конечно хорошо, особенно капитаном. Но лучше быть танкистом. Садишься в танк, разворачиваешься – и полка нет!

1 мальчик:  Так уж сразу и полка?

3 мальчик:  Ну, может быть,  и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

2 мальчик: А я буду сержантом, как мой отец.

1 мальчик:  А на каком  он фронте?

2 мальчик:  Погиб под Смоленском…

(Пауза)

Ведущий

Конечно,  подумать – кому она  легче, лихая година была?

Но все же война и на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла…

Тогда нам было 10 лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

Кто прожил только 10 лет,

Запомнит навсегда

Как, потушив дрожащи        й свет,

Ходили поезда.

Во тьме на фронт везли войска,

Детей - в далекий тыл.

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!

                       (С.Маршак)

Ведущий:

Везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались неслыханные по своей  жестокости преступления, жертвами которых были мирные люди – старики, женщины, дети.

Фашисты жгли, травили собаками, морили голодом, расстреливали наших людей. И тогда в суровые дни 41 года рядом  со взрослыми встали  и дети.

Маленькие герои большой войны . Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, дедами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В Керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. В партизанском отряде, как Лёня Голиков.

Ветры  в походные  трубы трубили,

Дождь отбивал  барабанную дробь…

Ребята  - герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

1 ученик

Я расскажу вам про Зину Портнову.  В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель…  Допрашивал Зину сам начальник гестапо.

Её допрашивали четвёртый день подряд,

Фашистский офицер, увешанный крестами,

Ей руки за спину выкручивал солдат,

Её хлестала плеть, её гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал, что больше нет

Терпенья у него, что это лишь начало

Жестоких мук, каких не видел свет.

Но, жёлтая как воск, она молчала.

Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

2 ученик

Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли  город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен  перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

3 ученик

Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев,  раненый, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».  В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу, Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

4 ученик

Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел. Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

5 ученик

О подвиге этого 12-летнего белорусского мальчика Тихона Барана  узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: « Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья – 6 детей и родители – ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тифона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в деревню.  Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота,  которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. – Это вам за всех, гады:  за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

А сколько ребят получили боевые ордена и медали,  сколько детей  погибло в боях!

(  Во время рассказа показ слайдов  с портретами пионеров- героев)

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Песня о пионерах – героях.

Слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой

Ведущий:

Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Дети наравне со взрослыми стояли у станков. На колхозных полях собирали урожай, возводили рубежи обороны. Они  заменили  мужчин, ушедших  на фронт.

Они делали всё, чтобы помочь  фронту, стране.

1 ученица

Для меня война не чей-то сказ,

Не воспоминания старух.

Страхов навидался детский глаз,

Напитался ужасами слух.

Ощутила я дыханье зла,

Я войне всё детство отдала.

Я братишкам заменяла мать,

А братишек в доме было семь.

Семерым попробуй постирать,

Рубашонки залатать им всем,

Накормить, заштопать им носки…

Дни, они куда как коротки!

В полночь я валилась на кровать,

Думая, что больше мне не встать.

И вставала… Надо же пойти

В поле, в наш сиротский огород.

Десяти годов иль тридцати

Стоил он  - один военный год.

Как война испытывала нас,

Грохоча за нашими дверьми.

Шуток мы не знали и проказ,

Воинами были, не детьми…

2 ученик

Стихотворение  «Пахарь»  Евгения Лебкова

Меня война пахать учила.

Как мальчик с пальчик, так и я.

Ходил за плугом молодчиной,

Пахал военные поля.

И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

Что надо срочно и досрочно,

И безошибочно пахать.

И я пахал, пахал и сеял.

И мать, забыв и мор, и глад,

Шептала богу и соседям

Про мой  крестьянственный  талант.

Ведущий:

Многие школьники зарабатывали деньги в фонд обороны. На эти деньги, собранные юными патриотами, строились танки, самолёты, пушки. А ещё ребята собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Инсценировка.

Вперёд выходит группа «артистов»,  оглядываются, как в незнакомом месте.

- Сорок трудный год.

Воронежский госпиталь.

Коридоры сухие и жаркие.

-Шепчет старая нянечка: «Господи!.. До чего же артисты маленькие…»

- Мы шагаем палатами длинными,

Мы почти растворяемся в них.

С балалайками,  с мандолинами,

И с большими пачками книг.

- «Что в программе?»

- В программе чтение,

Пара песен военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением.

Вдруг срывающимся фальцетом Абрикосов Гришка отчаянно:

« Объявляю начало концерта!»

Исполняется песня « Баллада о мальчишке»

Муз. В.Кикты, сл. В.Татаринова

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как  мел.

- Где твоя мама, мальчик?

-Дома.

-А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

 В 12 лет по взрослому сильны,

Они дошли с победой до Рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Звучит песня «Саласпилс»

Ведущий:

Дети войны… Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой.  Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине!

Дети войны... Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев.

Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза.

 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане

Мира.

 В память о  миллионах замученных,  расстрелянных, сожженных и заживо погребенных  объявляется  Минута молчания.

Ведущий:

Всё для фронта! Всё для победы!

И этот день настал! 9 мая - День Победы!

Звучит  песня  «День победы».  

Как хорошо проснуться  на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

Мамы, папы, все взрослые люди!

Слушайте голос своих детей:

Ядерных взрывов вовек пусть не будет,

Путь войне прекратите скорей!

                                (Раим Фархади)

Все пушки, танки, пулемёты

И смертоносные ракеты

Должны остаться без работы

На территории планеты.

Их разберите, а потом

Отправьте на металлолом.

На месте же военных баз

Постройте для детей всех рас

Кинотеатры, стадионы,

Бассейны и аттракционы,

Парк под синеющим шатром

И даже детский космодром!

                           (Ахмед Каримов)

Нам нужен мир!

Трава в росе,

Улыбчивое детство!

Нам нужен мир!

Прекрасный мир,

Полученный  в наследство!

Нам нужен разноцветный луг,

И радуга над лугом.

Нам нужно бегать, прыгать, петь

И говорить  друг  с  другом.

Песня  «Чтобы солнышко светило»

Муз. Н.Пескова, сл. С. Фурина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Песни, опаленные войной"

Данное занятие способствует воспитанию у учащихся чувства уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. Знакомит детей с песнями военных лет, воспевающими му...

Сценарий к внеклассному мероприятию. "Детство, опаленное войной"

Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ...

Сценарий проведения конкурса чтецов «Строки, опаленные войной…»

Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…» проводится в рамках месячника оборонно-массовой работы.Цели и задачи конкурса:Активизация творческого потенциала участников, создание усло...

Сценарий "Детство, опаленное войной"

Мероприятие о подвигах детей во время войны....

Сценарий внеклассного мероприятия, проводимого в рамках встречи поезда «За духовное возрождение России» - «Детство, опаленное войной»

Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Задачи:·        воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своег...

Сценарий классного часа "Детство опаленное войной"

Показать учащимся, какое большое историческое значение имеет Победа в Великой Отечественной войне в истории нашей страны.Углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувс...

Сценарий митинга «Годы опаленные войной»

Митинг   «Годы опаленные войной» у обелиска воинам-землякам,погибшим в годы Великой отечественной войны....