Физическое развитие детей до 12 лет
методическая разработка (1 класс)

Овчинникова Юлия Михайловна

Материал к родительскому собранию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое развитие детей до 12 лет

К младшему школьному возрасту принято относить детей в возрастной категории от 6 до 12 лет. Естественно, что, работая над подготовкой младших школьников, крайне важно принимать во внимание особенности их физического развития.

  1. Неутешительные реалии

Детям младшего школьного возраста свойственно испытывать постоянную потребность в движении. При этом примечательно, что при смене деятельности с игровой в дошкольных образовательных учреждениях на учебную в школе у подавляющего числа учеников все меньше времени остается на движение.

Как только дети открывают двери в школьный класс, они вынуждены проводить большую часть времени в сидячем положении, занимаясь учебой. По мере взросления процент двигательной активности сокращается. Именно поэтому так важно, учитывая особенности детей младшего школьного возраста, обеспечить контроль над их физическим развитием с необходимым количеством ежедневной двигательной активности.

Здоровье современных детей уже давно перестало отвечать минимальным требованиям в отношении особенностей развития того или иного возраста. Медики не устают напоминать, что в начальных классах можно по пальцам пересчитать действительно здоровых детей. Состояние здоровья младших школьников продолжает ухудшаться по мере их взросления, и причинами этого являются:

  • неправильный рацион и режим питания;
  • переживания и стрессы;
  • несоблюдение режима сна;
  • малоподвижный образ жизни и пр.

Ослабленные детские организмы, лишенные нормального физического развития, часто подвержены ранним проблемам с работой органов и сразу нескольких систем. Но самые распространенные заболевания в этом возрасте связаны с опорно-двигательным аппаратом, ведь именно на него в период обучения в школе приходятся самые большие нагрузки.

Вот почему такую огромную роль играет правильное и адекватное возрасту физическое развитие детей в возрасте от 6 до 12 лет. Ведь именно в этот период можно и нужно приучать малышей к физической культуре, помогать им совершенствовать тело и двигательные навыки, активно привлекать к ведению здорового образа жизни, демонстрируя собственный положительный пример поведения.

  1. Анатомо-физиологические особенности (АФО) младших дошкольников

Для того чтобы четко понимать принципы развития детей младшего дошкольного возраста, просто необходимо знать особенности их анатомии и физиологии. Пробелы в этой области могут привестик фатальным последствиям — перегрузке организма и, как следствие, к травмам.

Анатомо-физиологические особенности учеников младших классов сильно отличается от особенностей более старших детей. Девочки и мальчики примерно до 11-12 лет в отношении пропорций тела практически не отличаются друг от друга.

Именно в этом возрасте вместе с формированием структуры основных тканей продолжается их интенсивный рост. Между тем, если сравнивать темпы роста дошкольников, то они немного замедлены, тогда как масса тела становится на порядок больше. В среднем в год младшие школьники подрастают на 4-5 см, становятся тяжелее на 2-2,5 кг.

  1. Грудная клетка и дыхательная система

Имеет некоторые особенности и строение грудной клетки младших школьников. Развитие ее характеризуется изменением формы: она становится более совершенной, характеризуется увеличением окружности, что способствует увеличению жизненной емкости легких. У мальчиков эти показатели несколько выше, чем у девочек.

Дыхательные мышцы детей младшего школьного возраста все еще отличаются незрелостью, поэтому дыхание у них поверхностное, частое. Затрудненное дыхание во время физических нагрузок может привести к гипоксемии, то есть недостатку поступающего в кровь кислорода.

Именно поэтому так важно, чтобы процесс физического развития детей позволял согласовывать двигательную активность с дыханием. Работа по обучению правильному дыханию является крайне важной во время занятий с младшими школьниками.

  1. Система кровообращения и работа сердца

Органы кровообращения в работе тесно связаны с дыхательной системой. По крови питательные вещества и кислород поступают в клетки детского организма, через нее же выводятся и продукты жизнедеятельности ребенка.

В результате роста и развития ребенка масса сердца постепенно увеличивается, при этом пульс остается учащенным по сравнению с пульсом взрослого человека.

Сердце ученика младших классов достаточно хорошо справляется с функциями за счет широкого просвета артерий. Кровяное давление у детей выравнивается окончательно не раньше 9-12 лет.

Физические нагрузки приводят к учащению сердечных сокращений, которых в минуту может быть более 200. Важные соревнования, сопровождаемые не только физическими, но и эмоциональными нагрузками, приведут к учащению биения сердца — до 270 ударов в минуту.

В возрасте от 6 до 12 лет сердце у детей имеет свои особенности — периодически можно наблюдать его быструю возбудимость, что можно считать недостатком. Регулярные тренировки позволят наладить работу сердечно-сосудистой системы, что повысит возможности ребенка младшего школьного возраста в области физического развития.

  1. Обмен веществ младшего школьника

Работа всего организма ребенка, включая мышцы, зависит от процесса обмена веществ. По ходу окисления поступающие в него белки, жиры и углеводы распадаются и становятся источниками энергии. Частично энергия нужна для роста младшего школьника, частично – для теплоотдачи.

Чтобы процессы проходили без сбоев, школьник должен получать необходимое ему количество энергии, а значит, окисление в его организме должно быть интенсивным. В младшейшколе ученики не способны долго работать в анаэробных условиях без необходимого количества кислорода.

Поэтому для того, чтобы ребята могли полноценно заниматься, выполняя наставления учителя физкультуры или тренера, необходимо, учитывая особенности их растущих организмов и не прекращающийся процесс развития, наладить работу таким образом, чтобы затраты энергии на рост тканей и теплообмен покрывались во время занятия.

Регулярные занятия и тренировки способствуют успешному росту тканей, поэтому такие школьники физически заметно крепче и выносливее сверстников.

Несоизмеримые с возрастом детей нагрузки в совокупности с недостатком отдыха обязательно станут причиной замедления роста младшего школьника, физическое развитие которого может практически остановиться. Поэтому так важно правильно распределять нагрузки и составлять график занятий, привлекая к ним детей из младшей школы.

  1. Мышечная система: какова ее роль в жизни ребенка?

Формирование мышц, впрочем, как и костного скелета, оказывает влияние на рост организма ребенка. В период с 6 до 12 лет мышцы детей имеет некоторые особенности: они представляют собой тонкие волокна с небольшим содержанием жира и белка. Пока они не способны продолжительное время поддерживать тело в нужном положении, поэтому так важно следить за тем, чтобы ученики не перегружали спину – это приведет к нарушениям осанки.

У младших школьников мышцы имеют некоторые особенности. С ведущей стороны тела — обычно с правой – развитие силы заметно больше. Симметричность в этих случаях крайне редкое явление, а вот асимметричность встречается в каждом втором случае. Именно поэтому физическое развитие ребенка должно включать упражнения, позволяющие развивать мышцы с правой и с левой сторон одинаково, добиваясь симметричности тела и хорошей осанки.

Равномерное развитие показателей силы мышц  в рамках физических упражнений будет способствовать укреплению мышечного корсета, а значит, предотвратит искривление позвоночника.

В период с 6 до 12 лет особенности детской мышечной системы позволяют интенсивно работать над ее развитием, которое может выражаться как в росте мышц в объеме, так и увеличении их силы. Но добиться этого можно только путем целенаправленных действий в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение современных технологий здоровьесбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста

—Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;— сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...

Организация физического развития детей в ДОУ .

Выступление на районном  семинаре инструкторов по физической культуре ....

Занятие по физическому развитию детей на открытом воздухе с использованием экспериментальной деятельности "В стране мячей"

В статье представлено занятие, решающее задачи образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи.Деятельность детей составляют эксперимент, игры и упражнения с мячо...

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения...

Методическая разработка "Влияние плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста"

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического...

Физическое развитие детей с РАС и интеллектуальными нарушениями

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакц...