Главные вкладки

    Гражданско-патриотическое воспитание
    классный час (4 класс)

    Овчинникова Юлия Михайловна

    Классный час "Блокада Ленинграда"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon blokada_leningrada_klassnyy_chas.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛАССНЫЙ ЧАС

    Блокада Ленинграда

    С 8 сентября 1941 по 27 января 1944

    Подготовила:

    Овчинникова Юлия Михайловна

    Учитель начальных классов

    2019 г.        

    Цель: сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.

    Задачи:

    1. воспитывающая: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
    2. развивающая: развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;
    3. обучающая: познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада», «священный дар», «дорога Жизни».

    Оборудование: презентация, видео, мультфильм.

    Ход классного часа

    1. Вводная часть.

    - Тема нашего классного часа «И победил человек и город». Он посвящён блокаде Ленинграда.

    1. Основная часть занятия.
    1. Рассказ о Ленинграде.

    Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Уже 71 год отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

    Была война, прошла война,
    Над полем боя тишина.
    Но по стране, по тишине,
    Идут легенды о войне.

    (Голос Левитана о начале войны, затем песня «Священная война»)

    (Военная хроника)

    22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

    1. Чтение стихотворения учениками.

    Ученик: Июнь! Клонился к вечеру закат.
    И белой ночью разливалось море.
    И раздавался звонкий смех ребят.
    Не знающих, не ведающих горя.

    Ученица: Июнь! Тогда еще не знали,
    Со школьных вечеров к Неве шагая.
    Что завтра будет первый день войны,
    А кончится лишь в 45-м в мае.
    Ученик: И песня над рекой лилась Невой,
    Мы шли навстречу утру и смеялись,
    Ученица: НЕ знали мы еще тогда с тобой.
    Что с детством мы навечно попрощались.

    1. Беседа о блокаде.

    - Ребята, мы с вами много говорили о войне. А кто из вас знает, что такое блокада? (ответы детей)

    Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

    В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!" В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает.

    (Видео с метрономом)

    4. «Священный дар»

    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

    Вместе с взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера и блокировали Ленинград с суши.

    Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.

    Когда открывался магазин, продавец начинала резать хлеб и раздавать, сразу образовывалось две очереди. В одной – женщины, старики, которые пришли получить свой кусочек «священного дара» - так в Ленинграде называли хлеб, в другую очередь становились дети. Когда из-под ножа падала крошка хлеба, ребёнок осторожно, без суеты нанизывал её на пальчик и отправлял в рот, а затем уходил в конец очереди, уступая место другому малышу. Надвигался голод! Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

    В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

    Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

    Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

    1. Дневник Тани Савичевой.

    -Посмотрите, что у меня в руках.(показываю дневник для девочек)

    - Что это? (ответы детей). А для чего он нужен? (ответы детей).

    Это дневник нашей ученицы. В него она записывает своих друзей, свои увлечения. В блокадном Ленинграде жила-была девочка чуть постарше вас. Звали её Таня Савичева, и она тоже вела дневник. Маленькая записная книжка – обтянутый шёлком, блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик души о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. Этот дневник никого не оставляет равнодушным, даже взрослые не могут сдержать слёз. Вы спросите почему? Давайте полистаем дневник Танюши.

    • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
    • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
    • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
    • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
    • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
    • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
    • "Савичевы умерли"
    • "Умерли все»
    • "Осталась одна Таня"

    -Блокада отняла у Танюши родных, сделала её сиротой. При первой же возможности Таня Савичеву вывезли из блокадного Ленинграда. Но девочка не выдержала истощения и стресса, и вскоре умерла.19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

    1. Подвиг ленинградских школьников.

    - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)

    Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, ни смотря, ни на что. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

    1. Помощь фронту.

    Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000

    минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

    На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

    Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью «Всё для фронта – всё для Победы!»

    1. «Дорога жизни»

    - Как вы думаете, а можно ли было выжить в блокадном Ленинграде без чьей либо помощи? (ответы детей)

    Конечно, нет.

    С невероятными трудностями доставляли в Ленинград продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Когда озеро замёрзло, по нему сначала пустили обозы (телеги, которые тащили лошади), а затем проложили автомобильную трассу. Из города по ней вывозили детей, раненых, изготовленные снаряды, мины, пулемёты, а в город везли хлеб. Эту дорогу назвали «дорогой Жизни». Как вы думаете, почему? (ответы детей)

    Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.

    Ученик: И было так: на всем ходу
    Машина задняя осела.
    Шофер вскочил, шофер на льду.
    Ну, так и есть, мотор заело.
    Ремонт на 5 минут - пустяк,
    Поломка эта - не угроза
    Да рук не разомкнуть ни как.
    Их на руле свело морозом.
    Чуть разогнешь - опять сведет.
    Стоять? А хлеб? Других дождаться?
    А хлеб? 2 тонны! Он спасет
    16 тысяч ленинградцев.
    И вот в бензине руки он
    Смочил, поджег их от мотора,
    И быстро двинулся ремонт.
    В пылающих руках шофера.
    Вперед! Как ноют волдыри,
    Примерзли к варежкам ладони,
    Но он доставит хлеб, пригонит
    К хлебопекарне до зари.

    1. Освобождение города.

    В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

    Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда». Среди награждённых – 15249 детей. Город Ленинград был награждён орденом Ленина, и ему было присвоено звание города-героя.

    Ученики: (каждый встаёт и рассказывает по одной строчке)

    Мы чашу горя выпили до дна.
    Но враг не взял нас никаким измором
    И жизнью смерть была побеждена
    И победили человек и город!
    Неугасима память поколений
    И память тех, кого так свято чтим,
    Давайте, люди, встанем на мгновенье
    И в скорби постоим и помолчим.

    1. Заключительная часть.

    - Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

    Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

    Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

    Гражданско-патриотическое воспитание

    Цель данной работы с детьми: формирование основ патриотизма у младших школьников.             Задачи: утвердить  патриотические ценност...

    Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

    Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

    Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"

    Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...

    Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

    Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...