программа развития детского коллектива "Мы - Солнышки!"
рабочая программа

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

Моя программа развития классного коллектива называется «Мы – Солнышки!». Маленький человек – это маленькое солнышко для мамы и папы, бабушки и дедушки,  и для учителя тоже…..Ведь, как без солнца не может быть жизни на земле, так и без маленьких солнышек - детей – нет будущего у нашей страны.  А чтобы они  выросли  настоящими людьми и стали счастливыми, им нужна забота, любовь и тепло окружающего мира. Это поможет каждому ребенку чувствовать гармонию в самом себе, с самим собой, жить в гармонии  с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_detskogo_kollektiva.docx140.08 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1

Пояснительная записка

Что я думаю? Дети – это нежные ростки, которым нужны тепло и ласка, а часто и опора. Чтобы способствовать  росту того, что дает буйные побеги, нужно посеять зерна доброты, разума, растить человечность.

     Воспитанию должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не обучая. Ведь воспитаннику следует объяснить, раскрыть, что одно и то же в жизни человека может быть и добром и злом.

   В современной жизни ребенок сталкивается с необходимостью найти свой способ поведения и общения,  исходя из необходимости умения жить среди людей, быть толерантным, адекватно оценивать свою личность, умения регулировать свои желания во имя права другого человека, овладеть коммуникативной культурой.  И я, как классный руководитель, осознаю свою ответственность перед будущим нашего общества. Я должна создать каждому ученику оптимальную образовательную среду, позволяющую овладеть знаниями, умениями, навыками, необходимыми для продуктивной жизнедеятельности, самообразования и самовоспитания.  Поэтому мной была разработана  программа воспитательной работы в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

   Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

 На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.   

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

 Цели и задачи программы

               Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию гармоничной личности ученика и  создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи воспитания:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.
  6. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
  7. Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.

Моя программа развития классного коллектива называется «Мы – Солнышки!». Маленький человек – это маленькое солнышко для мамы и папы, бабушки и дедушки,  и для учителя тоже…..Ведь, как без солнца не может быть жизни на земле, так и без маленьких солнышек - детей – нет будущего у нашей страны.  А чтобы они  выросли  настоящими людьми и стали счастливыми, им нужна забота, любовь и тепло окружающего мира. Это поможет каждому ребенку чувствовать гармонию в самом себе, с самим собой, жить в гармонии  с окружающим миром. 

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

- в каждом ребенке есть искорка, нужно ее зажечь;

- верить, что ребенок не может быть плохим;

- ориентировать на выполнение нравственных норм.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  •    умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  •    открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,

доверии, справедливости и требовательности.

Прогнозируемые результаты.

Какие результаты я жду от этой программы?

Я хочу, чтобы мои дети умели обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. Развивали интерес к учению, понимали, что коллективный успех класса зависит от собственных достижений каждого, осознали необходимость личной гигиены и занятий спортом, отрицательное влияние на организм вредных привычек, чтобы они открыли в себе творческую направленность и желание творчески подходить к любому делу. Мне хотелось бы, чтобы каждый ребенок моего класса стал терпимым, умел отстаивать свою нравственную позицию, раскрыл бы себя в социально-значимой деятельности.  

Раздел 2

Содержание воспитательной деятельности

1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. 

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Воспитательная система функционирует за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах.  Выделяются следующие направления воспитательной работы:

1. Оздоровительное направление «Мое здоровье в моих руках».

2. Нравственное воспитание «В человеке должно быть все прекрасно…».

3. Семейное воспитание «Папа, мама, я – дружная семья».

4. Досуг и творчество «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

5. Патриотическое воспитание «Я люблю свою землю, родные края».

6. Воспитание коллективизма «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».

7. Интеллектуальное воспитание «Хочу все знать».

Каждое направление имеет свои конкретные цели, которые реализуются в ходе выполнения программы.

Направление I. «Здоровье» - «Мое здоровье в моих руках».

Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.                          

Поэтапные задачи программы:

1 ступень – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1 класс).

Основные задачи:

1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимания основных понятий ЗОЖ.

2 ступень – углубленное изучение (2 класс).

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3. Формирование практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

3 ступень – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4 классы).

Основные задачи:

 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.

 

Направление II. «Гражданин» - «Я люблю свою землю, родные края… »

Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины.

Задачи:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.

4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Тематика классных часов ( примерная – может корректироваться)

Часть 1. Я – гражданин России.

- «С любовью к России».

- Летопись природы родного края.

- Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

- Все работы хороши – выбирай на вкус.

- На лесной поляне.

- День Защитника Отечества.

- Подвигу народов жить в веках.

- Красота русской природы.

- Слава хлебу на столе.

Часть 2. Мы – вместе.

- Деловая игра «Главные вопросы».

- Утренник «Ваши права и обязанности».

- «По морям, по волнам».

- «О дружбе, доброте, отзывчивости».

- От самоуничижения к самоутверждению.

- «Звездный час».

- «В гостях у Мойдодыра».

- Школа вежливых наук.

- Сюрпризы лесной полянки.

 

Направление III. «Семья» - «Папа, мама, я – дружная семья»

Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.

Задачи:

1. Дать элементарные психологические знания родителям.

2. Научить навыкам конструктивного взаимодействия.

3. Помочь родителям и детям полюбить друг друга.

4. Научить принимать, понимать друг друга и доверять друг другу.

5. Способствовать осознанию родителями важности родительского внимания и воспитания.

Организация деятельности:

- Лекционный метод передачи знаний.

- Психодиагностические методы исследования личности.

- Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах.

- Методы социально-педагогического тренинга:

а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;

б) метод анализа конкретных ситуаций;

в) игровое моделирование;

г) игры и упражнения разной направленности;

д) психологические этюды. 

Тематика классных родительских собраний (примерная – может корректироваться)

1. Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка.

2. О воспитании любви к природе.

3. Воспитание у ребенка любви к чтению.

4. Как помочь детям в учебе? День рождения класса.

5.Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.

6. Семейные праздники.

7. Воспитание культуры поведения у младших школьников.

8. Семейный конфликт и дети.

9. Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.

10. Развитие творческих способностей в семье.

11. Веселимся всей семьей.

12. Почему дети лгут? Проблема нравственности.

13. «Чтение – окно в мир познания».

14. Ваш ребенок и его друзья.

15. Секреты здоровья ребенка.

16. «Учимся вместе с детьми». Родительский турнир.

17. Воспитание милосердия.

18. «Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями.

19. «Поздравление наших пап…».

20. КВН «Если хочешь быть здоров».

21. Несколько полезных советов родителям.

Направление IV. «Нравственность» - «В человеке должно быть все прекрасно…»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать  у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

3. Развивать у учащихся желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

4. Знакомить учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственными подвигами во имя человечества.

5. Формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Спецкурсы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Поисковая работа, помощь в создании музеев, уход за памятниками и памятными местами.

- Шефская работа учащихся в детских домах, больницах.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Театральные и кинопремьеры по нравственной тематике.

- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

 

Направление V. «Досуг и творчество» - «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»

Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться чужим успехам и огорчаться за свои неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Формы работы:

- празднование памятных дат в жизни учащихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок;

- театрализованные представления;

- фестивали, презентации;

- литературные гостиные, конкурсы талантов, марафоны;

 

Направление VI. «Интеллект» - «Хочу все знать»

Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

1. Определить круг реальных учебных возможностей учеников и зону его ближайшего развития.

2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

4. Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;

- интеллектуальные бои;

- школы интеллектуального развития;

- тренинги интеллектуальных умений;

- спецкурсы.

Направление VII. «Общение» - «Я, ты, он, она – вместе мы друзья»

Цель: 

Задачи:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить приемам преодоления проблем в общении.

Формы работы:

- социометрия;

- интерактивные игры, тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

- праздники, конкурсы, ролевые игры.

План воспитательной работы

Воспитательный план моей программы на весь период обучения в начальной школе составлен по одним и тем же направлениям. Изменяются только задачи воспитания и развития учащихся, то есть совершенствуются с изменением возраста учащихся.

 За четыре года у детей формируются определенные взгляды на жизнь, навыки устойчивого поведения, они учатся правильному общению, сознательному учению и многому другому.  В плане хорошо прослеживаются примерные сроки проведения мероприятий и формы проведения. Учащиеся привыкают к порядку и тематике проведения мероприятий из года в год, поэтому из класса в класс сохраняется преемственность, зарождаются традиции жизни в начальном звене.

Данный план  удобно корректировать, добавлять общешкольные мероприятия. Удобно составлять текущее планирование и подводить итог работы классного коллектива.

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

сентябрь

3 - 7

Урок

России «Горжусь судьбой страны своей»

1 сентября. Праздник Первого звонка «Здравствуй,  школа!»

Библиотечный час «Терроризм - страшное слово»

Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

10 – 14

День солидарности в борьбе с терроризмом

Часы общения с последующим инструктажом по ТБ

a.        (о правилах безопасного поведения в общественных местах, соблюдения правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности)

Конкурс рисунков «Золотая осень»

Экскурсия в природу «Вот и осень пришла»

Беседа «Я - ученик» (правила поведения в школе, в столовой…)

17 - 21

Беседа – диалог «Классный коллектив»

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Час общения

«Я- талантлив»

Консультирование родителей.

24 - 28

Делаем класс красивыми уютным все вместе

Час общения «ПДД, светофор,

Правила поведения в общественном транспорте»

100 лет со дня рождения Бориса Заходера, библиотечный  час

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

октябрь

1 - 5

Месячник гражданской обороны (беседы).

«Да будет славен День Учителя!»: подготовка концерта и  выпуск праздничных газет «Моим учителям».

Беседа «Болезни грязных рук»

День пожилого человека(изготовление открыток)

Индивидуальное консультирование родителей.

Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»

8–12

Кругосветное путешествие «Лицей – наш дом, мы дружно здесь живём!»

Что такое закаливание. Правила закаливания.

Фотовыставка «Пионерское и комсомольское прошлое моей семьи» (4-11 классы)

Экскурсии в зал истории школы «Я в мир удивительный этот пришёл отваге и правде учиться» (история комсомольской организации школы № 5»)

Учебная книга – наш друг (учебное занятие).

15 - 19

«Друзья мои, прекрасен наш союз..» Литературная гостиная

Час общения «Мое здоровье – мир без наркотиков!»

Час истории «Юность, опалённая войной»

Праздник «Золотая осень».

22 – 26

Подготовка к празднику «День народного единства».

Профилактика гриппа, инфекционных заболеваний

Конкурс чтецов «Осень золотая»

Линейка по итогам 1 четверти. Планирование осенних каникул. Правила безопасного поведения на каникулах.

Трудовой десант  - уборка класса перед каникулами

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

ноябрь

10 - 13

Урок гражданственности

4 ноября - День народного единства

Час общения «Мы разные, но мы вместе»

ПДД – «Знайте правила движения как таблицу умножения»

Литературно – творческий конкурс «Я люблю тебя, Россия!»

Индивидуальные встречи с родителями.

Беседа о празднике «День матери».

16– 20

Час общения «Учимся общаться»

Устный журнал «Расти здоровым»

Экскурсия в библиотеку.

Беседа «Уважай старших»

23 - 30

Час общения «Права и обязанности ребенка»

Час общения

«Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…»

Фоторепортаж «Дорогой мой человек – мама!».

День матери – «Моя мама лучше всех» (собрание – концерт)

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

декабрь

1 - 4

Час общения «Честность прежде всего»

Акция «Антинаркотическая декада» - Профилактика курения

Познавательная беседа «Зимушка - зима»

«Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями.

7- 11

Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря)

Акция «Антинаркотическая декада» - профилактика наркомании

Конкурс рисунков «Я люблю зиму»

Час общения

« Встречают по одёжке, провожают по уму».

14 - 18

Час общения «День Конституции РФ»

Час общения «Умеем ли мы общаться?»

Игра «Здоровые дети – здоровая нация!»

Мастерская Деда Мороза – конкурс новогодней игрушки.

14 декабря – День Наума грамотника

21 - 29

Безопасность поведения на зимних каникулах. Пожарная безопасность на елках.

Городской конкурс декоративно-прикладного творчества

«Празднование Нового года в разных странах»

Утренник «Здравствуй, Новый год»

Трудовой десант  - уборка класса перед каникулами

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

январь

11-15

Час общения «Умеем ли мы дружить?»

Беседа о рациональном правильном питании

Изготовление кормушек для птиц

Конкурс пословиц о зимних приметах.

18-22

Час общения

«Мои права и обязанности»

Профилактика суицида

Индивидуальные встречи с родителями

Акция «Покормите птиц зимой!»

25 - 29

Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Витамины наши друзья…(беседа)

Час общения

«Праздник труда»

Час общения «Профессии моих родителей»

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

февраль

1 - 5

Посещение краеведческого музея

Час общения «Мир без войны»

Искусство делать подарки (беседа)

Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников».

Акция «Покормите птиц зимой!»

15-19

Почта влюбленных – 14 февраля – День Св. Валентина

Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с фельдшером лицея.

Игра - викторина «Что? Где? Когда?»

Индивидуальные встречи с родителями и консультирование.

22-29

День Славы – уроки мужества

Конкурсная программа для мальчиков

Зимние забавы с родителями

Путешествие по страницам Красной книги» Орловской области

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

март

1 - 5

Час общения «Будь справедливым в словах и поступках».

Час общения

«День православной книги»

Час общения

«Суицид среди подростков. Группы смерти »

Конкурс лучших тетрадей, учебников.

Индивидуальные встречи с родителями и консультирование

7 - 11

Час общения

«Поздравляем наших девочек»

Фотоконкурс «Посмотри на край, в котором я живу!»

Общешкольное родительское собрание  - концерт для мам и бабушек

«В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка.

14- 23

Безопасность поведения на весенних каникулах.

Акция «Цветы на пришкольный участок»

Час общения

« Путешествие в книжное царство - мудрое государство».

Трудовой десант  - уборка класса перед каникулами

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

апрель

4 - 8

Час общения «Будь справедливым в делах и поступках».

Всероссийский День Здоровья

Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».

Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее» (между семьями классов)

11-15

Беседа «Любовь к Родине».

Игры на развитие воображения и внимания.

Час общения

«День Земли»

Акция «Наш чистый город!»

18 - 22

Час общения «Чистота – залог здоровья!»

КВН по сказкам.

Консультирование родителей.

Экологическая акция «Посади дерево!»

25 - 29

Тематическая линейка «Я помню, Я – горжусь!»

Час общения

 «О тех, кто мир нам подарил».

Фестиваль

«Поем песни ВОВ»

Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?»

Патриотизм

Общение

Здоровье

Творчество и досуг

Интеллект

Семья

Нравственность

май

2 - 7

Экскурсия в  музей славы.

Час общения

«Это страшное слово – война!»

Открытка Ветерану!

Уроки памяти

«Бессмертный полк»

Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать».

9- 14

. Беседа «Будь внимательным к людям»

Час общения

«Правила поведения на водоёмах»

Конкурс рисунков на асфальте – «Пусть всегда будет мир!»

Конкурс «Грамотеев».

Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».

16 –20

Час общения

«15.05 – День Семьи!»

Безопасность поведения на летних каникулах.

Итоговое родительское собрание.

Трудовой десант  - уборка класса перед каникулами

P1000539

Раздел 3

Организация самоуправления

В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.

Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству.

Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Солнечный город».

Главные герои – герои – коротышки   Н.Н.Носова, живущие в Солнечном городе.  Мы всем классом отправляемся в гости к жителям Солнечного города. Мы учимся у них самоуправлению.

Атрибутика и символика:

 У жителей «Солнечного города» есть герб -  улыбающееся солнышко— символ добра, истины и красоты, галстуки - желтого цвета, символизирующий союз  детей и взрослых.

Все жители «Солнечного города» имеют права и обязанности

Права жителей «Солнечного города»:

— выбирать дело себе по душе;

—  участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;

— высказывать свое личное мнение, смело отстаивать свои позиции;

—  самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;

—  использовать КТД для воплощения своих идей;

— обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности жителей «Солнечного города»:

— прилежно учиться, познавать окружающий мир;

—  воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;

—  уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым людям;

—   помогать младшим, передавать им свои знания;

—  любить, чтить и уважать традиции родного коллектива, школы, села, страны, в которой ты живешь.

Девиз класса:

В дружбе – сила!

Это факт.

Мы как лучики сияем-

Никогда не унываем,

Всегда движемся вперед,

К цели дружба нас ведет!

Законы класса:

1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

3.Не дерись без причины.

4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5.Играй честно, не подводи своих товарищей.

6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

8.Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

    Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

9.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

10.  Старайся быть аккуратным.

11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты –  неповторимый для самого себя, родителей, учителей,   друзей!

   Самая большая ценность Солнечного города его жители: Знайки, Медуницы, Винтики, Шпунтики, Пилюлькины, Гусли,Тюбики и Торопыжки. Каждый коротышка живет в своем домике и выполняет определенные поручения. Все ребята на первом классном часе делятся на микрогруппы по своему желанию. Ребята выбирают командира группы и отправляются погостить к определенному сказочному герою сроком на одну четверть, потому как дети устают выполнять одни и те же поручения. Таким образом, в течение года они смогут  поработать в разных направлениях.

Дела распределяются следующим образом:

Знайки – ученики увлеченные учебой, любознательные и желающие активно помогать классному руководителю.

Нет в мире любопытней коротышки.

Об этом знают все малышки.

Все видеть, слышать Знайка хочет первым.

Науке, книгам  служит очень верно.

Поручение Знайки: оказывать помощь учителю в проведении классных часов, в проверке домашнего чтения, раздавать тетради ученикам, контролировать сдачу тетрадей учениками, проверять заполнение расписания, уроков в дневниках.

Медуницы – ученики, любящие природу. Они отвечают за мероприятия, о природе и следят за растениями.

Медуница очень любит и животных и цветы…

Все расскажет о природе.

Много будешь знать и ты…

Поручение Медуницы: следить за порядком в кабинете, мыть доску, вытирать пыль, наводить порядок, проводить рейды по сохранности учебников.

Пилюлькины  - ученики, выполняющие роль санитаров. Они следят за чистотой и опрятностью  коротышек, проводят рейды и оказывают первую помощь.

А Пилюлькин – доктор наш.

Придет на помощь в любой час.

Знает он лекарств состав

Из кореньев и из трав.        

Пилюлькин поручает: следить за порядком в столовой, отмечать отсутствующих.

Торопыжки – лучшие спортсмены в семейке, участвуют в спортивных делах города и организовывают их.

Он первый чемпион по спорту!

Он, чуть заря, и к теннисному корту.

Зовет друзей своих он на зарядку:

«А, ну-ка, стройся! Рассчитайся по порядку!»

Торопыжкин поручает: проводить зарядку, строить ребят на урок физкультуры и организовывать игры на переменах.

Винтики и Шпунтики – коротышки – мастера. Все трудовые дела организуют и контролируют сохранность мебели и порядок в домике.

У Винтиков и Шпунтиков  - золотые руки.

Коротышкам этим вовсе не до скуки.

Пилят, точат, клеят, шьют –

Замечательно живут!

Гусли и Тюбики – дети, отличающиеся танцевальным, музыкальным и художественным творчеством, желающие сочинять, рисовать и выступать.

Им день без творчества нельзя прожить.

Стихи и музыка, - какая радость в этом:

И не приходиться друзьям тужить.

Как хорошо быть и музыкантом, и художником, и поэтом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская организация "Солнышко"

Положение о детской организации для учащихся начальной школы, положение о соревновании в организации, план работы, направления деятельности, заповеди, эмблема....

План работы детского объединения "Солнышко"

Начальная школа. Детское обединение. План работы....

Программа развития детского коллектива "Помоги себе сам".

В духе времени сегодня модно говорить  об инновационных образовательных технологиях. У меня тоже есть своя "любимая" педагогическая технология -это здоровьесберегающая технология. Ещё В. Шененбер...

Детское объединение Солнышко

Выступление из опыта работы с ДО "Солнышко"....

отчёт о реализации социального проекта классной детской организации "Солнышко" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года

В отчёте представлена результативность работы социального проекта "Добро начинается с тебя" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года...

Программа развития детского коллектива «Тропинки к творчеству»

В основе программы развития детского коллектива «Тропинки к творчеству» лежит коллективно-творческое дело (КТД), единой целью которого становится раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил че...

Рабочая программа развития детского коллектива в начальной школе

Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наук...