Фольклорный праздник "В гостях у Лопшо Педуня"
план-конспект

Князева Лия Алексеевна

Внеклассное мероприятие проходит в форме командной игры. Позволяет обобщить знание удмуртских сказок детьми. Полезно классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам-организаторам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Командная игра23.52 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у Лопшо Педуня

(Фольклорный праздник)

Цели и задачи:

 - углубить знания об удмуртских  народных сказках;

 - развивать познавательный интерес к изучению удмуртского фольклора;

 - развивать творческие способности детей;

 - воспитывать чувство взаимопомощи при работе в команде.

Подготовительная работа:

За две недели до мероприятия учащиеся 1-4 классов получают список удмуртских сказок, которые нужно прочитать.(приложение №1) На основе этих сказок будут составлены вопросы и задания на празднике. Также по жеребьёвке учащиеся готовят инсценировку фрагмента удмуртской сказки. Все учащиеся 1-4 классов участвуют в конкурсе рисунков к удмуртским сказкам. Из лучших работ оформляется выставка. На празднике от каждого класса участвует команда из 5 человек, а также болельщики по 3 человека. На празднике подводятся итоги конкурса рисунков, каждая команда награждается грамотой.

Ход мероприятия.

1 ВЕДУЩИЙ : Снова в небе светит солнце,

                        Что должно было взойти.

                         Гости к нам стучат в оконце,

                         Что должны были прийти.

                         Двор цветами засеваю,

                        Чтоб красиво было в нём.

                         Дверь гостям я открываю,

                         Чтоб весёлым был мой дом.

2 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие гости, дети и взрослые! Зечбуресь, дуно куноос, пиналъёс но эшъёс!

1 ВЕДУЩИЙ: Наша встреча будет посвящена сегодня удмуртскому фольклору. Мы совершим путешествие в мир удмуртских сказок.

2 ВЕДУЩИЙ: Просим команды занять места в зале. Представляем наше многоуважаемое жюри, которое будет оценивать конкурсы.

(слышен стук в дверь)

1 ВЕДУЩИЙ: У нас ещё гости. Кто же это?

(вбегает Лопшо Педунь)

Лопшо Педунь: Зечбуресь, эшъёс! Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? Я – Лопшо Педунь. Лапти-самоходы принесли меня сюда. А что же здесь у вас  происходит?

2 ВЕДУЩИЙ: Ребята собрались здесь, чтоб вспомнить удмуртские сказки, посоревноваться в смекалке, сообразительности, быстроте да ловкости.

Лопшо Педунь: Я люблю такие соревнования. Разрешите мне на празднике остаться.

1 ВЕДУЩИЙ: Конечно, Лопшо Педунь, оставайся, нам веселее будет.

2 ВЕДУЩИЙ: Пора начинать нашу праздничную конкурсную программу.

Первый наш конкурс называется «Театральный» Команды должны были приготовить инсценировку фрагмента удмуртской сказки. Посмотрим, как они справятся с этим заданием. Задание оценивается по 5-бальной системе.

Лопшо Педунь: Молодцы, ребята! Очень интересно. Как будто я в настоящих сказках побывал. А вот хочется мне проверить, как вы ребята внимательно сказки читали. В пестере моём волшебном есть вопросы. Капитан каждой команды подойдёт ко мне да и вытащит из моего пестеря по два вопроса. (приложение №2)

1 ВЕДУЩИЙ: На обдумывание вопросов даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда может заработать дополнительные баллы, если сможет ответить на вопросы других команд.

2 ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс называется «Сказочные ошибки». Команды получат карточки с отрывками из сказок. В отрывках допущено по 3 ошибки. Эти ошибки нужно найти и исправить. За каждую правильно найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл. На выполнение задания даётся 3 минуты. (приложение №3)

1 ВЕДУЩИЙ: Что ж, Лопшо Педунь, команды у нас работают, а болельщики скучают. Надо бы позабавить их. Как ты думаешь?

Лопшо Педунь: Позабавить, это можно. В моём пестере загадок не меряно. Люблю загадки загадывать. В них мудрость нашего удмуртского народа кроется. Загадаю хотя бы некоторые. Слушайте. (приложение №4)

2 ВЕДУЩИЙ: Наши команды ждёт последнее испытание. Команды должны разгадать кроссворд, составленный по удмуртским сказкам. На выполнение задания даётся 2 минуты. (приложение №5)

1 ВЕДУЩИЙ: Лопшо Педунь, а, может, у тебя в пестере и игра какая-нибудь найдётся?

Лопшо Педунь: Конечно, найдётся. Вот у меня есть в пестере ремешок. Поиграем в мою любимую игру «Ремешок» (приложение №6)

2 ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к концу. Пора подвести итоги. Предоставляем слово жюри.

Приложение №1

Список сказок для подготовки к празднику «В гостях у Лопшо Педуня»

  1. «Топор-саморуб»
  2. «Три топора»
  3. «Кисель»
  4. «Лапти-самоходы»
  5. «Котофей Иванович»
  6. «Охотник и змея»
  7. «Алчный купец»
  8. «Ленивый Захар»
  9. «Стройная берёза»
  10. «Откормленная свинья»
  11. «Дом кота»
  12. «Девочка и белка»
  13. «Плохие приятели»

Приложение №2

Вопросы

  1. Какое решение приняли звери на собрании в сказке «Девочка и белка?»
  2. Какие дела поручила сделать Захару его жена в сказке «Ленивый Захар»
  3. Каких зверей в сказке «Дом кота» кот впустил в свой дом?
  4. Какой совет дала белка крестьянину в сказке «Плохие приятели?
  5. Как посоветовал удлиннить день Лопшо Педунь купцу в сказке «Алчный купец?»
  6. Сколько человек носили лапти-самоходы?»
  7. Почему не смогли срубить дуб на царском дворе?»
  8. Что попросила старуха у берёзы в сказке «Стройная берёза?»
  9. Куда спрятались звери от Котофея Ивановича, когда пригласили  его в гости?
  10. Какую работу просил сделать царь взамен за большую награду в сказке «Топор-саморуб?»

Ответы

  1. Вернуть маленьких бельчат матери, а действовать сообща: медведь напугает деревенских ребят, волк – овец, лиса – гусей, а другие звери – кого только найдуд.
  2. Цыплят караулить, хлеб испечь, масло сбить.
  3. Петуха, гуся, козла.
  4. Волк и медведь никогда не будут хорошими приятелями.
  5. Одеться потеплее, залезть на высокую берёзу и вилами удерживать солнце.
  6. 7 человек: старик, прохожий, кум, работник, писарь, дочь писаря, пастух.
  7. Потому что на месте срубленной ветки вырастает 100 новых веток.
  8. Срубить дуб, выкопать колодец, победить великана.
  9. Лучину, ветки, дрова, муку, золото, в дом послать что-нибудь страшное.
  10. Медведь – на сосну, волк – под сосну в нору, лиса с зайцем – под хворост.

Приложение №3

  1. «…Шли, шли они и дошли до города. В городе узнали, что царь предлагает большую награду и дочь в жёны тому, кто сумеет срубить берёзу на царском дворе. У царя уже собралось много народу. Трудно понять, что творится: у одного нет носа, у другого – уха, у третьего – ноги. Иван взял свой топор и ударил один раз. На том месте выросли новые тысячу веток, ещё ударил – опять выросли новые тысяча веток.»

  1. «…Сел волк. За разговором всё ближе к курочке придвигается. Едут они дальше. Немного проехали – навстречу лохматый медведь. Сел и медведь. Сани наполнились сверх меры. Проехали немного, дуга выдернулась и сломалась. Никому не хочется в лес за дугой идти. Тогда решили жребий бросить. Выпало идти лисе

  1. «…Так и порешили. Медведь за лошадью, волк – за овечкой, лиса жирного гуся присмотрела, а заяц морковки приволок. Богатое угощение сообща-то собрали и посылают волка, чтобы пригласил Котофея Ивановича.»

  1. «…Вздумалось купцу конюшню за один день построить. Стал он искать человека, который бы день удлиннил. На четвёртый день купец встретился с одним человеком по имени Лопшо Педунь. Лопшо Педунь согласился за двадцать пудов муки рассказать ему, как можно день удлиннить.»

  1. «…Продал хозяин писарю лапти-самоходы за пару новых лаптей. Жадный был писарь. Своего молодого работника готов был заставить работать за семерых. Только заехал он во двор, сразу отдал лапти работнику.

- Вот, я привёз тебе новые лапти. Обуйся и ступай кормить коров.

Приложение №4

  1. На полу попляшет, в угол убежит. (веник)
  2. И уходящий и приходящий ей руку подаёт. (дверь)
  3. Из маленького облачка и зимой, и летом дождь идёт. (сито)
  4. Пять братьев всюду вместе работают.(пальцы)
  5. Волнами ходит, а ре море. (хлебное поле)
  6. В брюхе баня, в носу решето, одна рука и та на спине. (чайник)
  7. Днём ходит, ночью спит. (солнце)
  8. В поднебесье золотая дуга. (радуга)
  9. Жуёт, жуёт, а не ест. (пила)
  10. Один говорит «поговорим», двое говорят «послушаем», двое говорят «поглядим» (язык, уши, глаза)

Приложение №5

  1. Один из предметов, который нашёл младший брат в сказке «Топор-саморуб»
  2. Один из владельцев лаптей-самоходов.
  3. Какой первый топор вытащил из реки водяной в сказке «Три топора?»
  4. Имя старшего сына крестьянина в сказке «Топор –саморуб»?
  5. Кто помог охотнику в сказке « Охотник и змея»?

                                                                               

                                                                                2

               

1  

                                                                3

                                               4

                                           5

Приложение №6

Удмуртская народная игра «Ремешок»

Правила игры:  Играющие встают в круг. Выбирается один галящий. В центр круга ставится стул. На стуле лежит ремешок. Галящий стоит около стула. Он берёт ремешок, подбегает к кому-либо из игроков и ремешком осаливает его. Затем возвращается к стулу и кладёт ремешок на стул. После того, как водящий положил ремешок на стул, он старается занять место того игрока в круге, которого осалил ремешком. Игрок, которого осалили, старается сохранить своё место в круге. Для этого ему нужно постараться взять ремешок со стула и заляпать водящего, пока тот не занял место в круге. Если игроку, которого осалили, не удаётся сохранить место в круге, он становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник "В гостях у Кузи и Нафани"

в нашей школе стало традицией проводить фольклорные праздники для обучающихся и их родителей. на праздник все приходят с народных костюмах (с первого класса родители готовят детям сарафаны, кокошники,...

Сценарий фольклорного развлечения в старшей группе «В гостях у Матрены Ивановны»

Сценарий фольклорного развлечения   в старшей группе   ...

Сценарий фольклорного праздника "Мы играем и поем, в гости всех к себе зовем!".

   Сценарий фольклорного праздника включает в себя разнообразные виды устного и музыкального фольклора русского народа, что приобщает детей к творческой деятельности, развивает интере...