Развитие творческих литературных способностей младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Поворознюк Инна Евгеньевна

В данной статье предложены пути развития творческих литературных способностей младших школьников,показаны конкретные приёмы,которые позволят достичь необходимого результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx72.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа№491

с углубленным изучением математики

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Развитие творческих литературных способностей

младших школьников

                                                                               

        Выполнила

                                                                                                    Воспитатель ГПД

                    Поворознюк И.Е.

2020

 

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть

1. Условия формирования творческих способностей младшего школьника

2. Значение творческих способностей для развития младшего школьника

3 Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения

4.Различные приёмы развития творческих способностей на уроках чтения

5. Творчество на уроках русского языка.

  1. Выводы
  2. Список использованных источников
  3. Приложения

Введение

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Способности – прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Учебные и творческие способности – отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Следовательно, можно утверждать, что познавательные способности, которых требует современная школа, правомерно считать родовыми общечеловеческими. Эти способности - такие же, признаки принадлежности к человеческому роду, как и органы чувств человека, активность его мышц и т.д. Если среди школьников наблюдается мало или вовсе не успевающие, это нужно объяснить тем, что некоторые методики обучения не активизируют родовых способностей, не формируют их, подобно тому, как есть дети, которые не могут проявлять силу своих мускулов, свою физическую ловкость из-за неподготовленности к их применению. Никто, как правило, не должен отставать в учении. Если же таковые в школе есть, то только потому, что они оказались неготовыми к обучению: одни из-за недостаточности своих предыдущих знаний, другие из-за неумения использовать свои родовые способности в учебной деятельности. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда.  Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.  

И. Е. Репин говорил, что высокий уровень достижения – это награда за каторжный труд. А один из величайших ученых в истории человечества – А. Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало “упрямство мула и страшное любопытство”.


Основная часть

В школе порой встречаются ученики, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они обычно не оправдывают надежд, и именно потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия. Чтобы добиться успехов – нужно много работать. Этому я учу детей. Набирая их в 1 класс.

Обязательным компонентом в  системе начального литературного образования младшего школьника является творческая деятельность ребёнка. Это предполагает работу не только на основе прочитанного,  но и собственное  творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя к большому читателю».

     Творчество несёт человеку большую радость. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества. Для выполнения этой задачи учителю и родителям необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении  саморазвития.

     У каждого человека есть способности, только нужно правильно их раскрыть. Мое собственное видение «творчества» привело меня к пониманию того, что наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком уровне. Поэтому я и поставила следующие  задачи:

-развивать детскую фантазию, мышление, языковое чутье, творческое воображение;

-развивать умение сочинять рассказы, стихи и сказки;

-стремление к познанию нового, неизведанного;

-формировать умение мыслить логически, нестандартно;

-развивать речь, логику мышление;

-повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Для этого использую основные принципы творческого воспитания:

-индивидуальный подход;

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным оно ни было;

В творческой  деятельности младших школьников можно  выделить  компоненты творческих (креативных) способностей:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

-  применение методов организации творческой деятельности.

В чем выражаются творческие способности?

* Гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую.

* Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения.

* Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое.

* Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться.

* Тяга к экспериментированию, созиданию нового.

 Главное в отношениях учителя с учеником – вера в силы детей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации.

      Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов я предлагаю  такие  задания:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи;  видеть взаимосвязи;  делать предположения прогнозного характера;  выделять противоположные признаки объекта.

     Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как   сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения.

   В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к  овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является главным  фактором, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

Как сделать учение с увлечением, творческим, захватывающим? Ответ на этот вопрос я нашла в реализации важного аспекта, который дает значительный результат,- это сотрудничество в процессе обучения. Я использую различные его формы: групповую, коллективную, работу в парах, деловые игры. В процессе использования таких форм между учащимися возникают и укрепляются связи и отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимной ответственности. Стараюсь вовлечь в работу каждого ученика, вызвать чувства успеха, умение переживать друг за друга и радоваться вместе с товарищем. Общение учителя с учениками должно не угнетать, а давать свободу для самовыражения.

   Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности. Здесь происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческие способности представляют собой совокупность личностно – значимых и личностно – ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, отношений и верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими – дано определение в учебнике «Психология» автор Крутецкий В. Н.

Ярко они  проявляются в диалогах. Диалог может быть как устным, так и письменным. Но творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Но если на уроке литературы дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме. Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним. Эта работа трудна и у всех возникает желание и смелость принять в этом участие, но потом по мере успеха одних, другие тоже включаются в работу.

Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, фантазию и их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным «автором» или читателем, поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания .

Ежедневно включаю в учебный процесс творческие задания и упражнения,  вовлекаю  учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,  дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках.

       Для развития творческих способностей уже обучающихся в школе детей, важно понимание потребностей характерных для этого возраста. В первую очередь – это желание заслужить похвалу родителей, или любимого учителя. Такое стремление можно использовать как мотивацию к творческой деятельности. Но выбор самой деятельности будет зависеть от интересов ребенка и его индивидуальных особенностей.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Работая 32 года в школе, заметила, что впервые у детей ярко начинают проявляться музыкальные  и художественно – изобразительные, а потом литературно – творческие способности. И для этого нужна хорошая мотивация.  Одним из приёмов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, в частности на их стихотворство.

    Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию памяти, мышления, восприятия и  внимания.  Последнее, в свою очередь, определяет успешность учебы ребенка.  Также  развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.

 Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять, а  ребенок имеет свои. только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.  Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее .Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои лучшие качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.  

К. И. Чуковский говорил: « В начале жизни мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». А ведь действительно! Если дать ребёнку почувствовать его умелость, значимость, право на порождение, произойдёт чудо: раскроются способности, о наличии которых мы даже и не подозревали. Для ребёнка станет нормой мотив: « Если я могу это, значит я смогу и другое». Для этого учитель должен умело направлять ход их развития.

Мои ученики – активные участники учебного процесса. Работа начинается уже с первых дней детей в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения,потом в группе продлённого дня. В 1 классе применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: « Эта буква широка и похожа на …» Дети договаривают слово жука.

- Какая это буква?  Буква ж.   И т. д. ( С. Я. Маршак «Азбука в картинках», « Про всё на свете»). Подбирала и использовала всевозможные стихи из книги  « Учите, играя» А. И. Максакова и  Г. А.Тумаковой.  Например: « Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой». « У  ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ежи, где живут ужи» и т.д. И после упражнения типа:  «Ша-ша-ша – мама…». - Закончите фразу. Дети с удовольствием это сделают. А потом и сами начнут рифмовать: «Ец-ец-ец – зеленый огурец» или «Вова молодец: скушал огурец». Такие пробы, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом и шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ошибешься, ведь это экспромт.

После нескольких таких занятий в классе я давала задания домой: подобрать рифмы к слогам или к словам. Поощряется и рекомендуется пользование словарями. Постепенно задания усложняются: мы переходим к сочинению двустиший и четверостиший. Дети рифмовали с удовольствием и буквально заваливали своими сочинениями, выполненными самостоятельно, уже без просьбы учителя. Поддержка этой способности, внимательное отношение к стихотворным экспромтам способствовало формированию и закреплению положительной мотивации к учению, формированию самооценки детей. Я не ставила своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из средств самовыражения ребенка. И не надо учителю боятся того, что он не умеет рифмовать. доверьтесь детской природе. У детей получится!

А больше всего нравилось моим ученикам закончить стихотворение. Я даю 2 строчки, а они заканчивают. Например: «Шла коза по мостику и махала хвостиком» или «Зайчик умывается, в гости собирается». .Всё их творчество собирала, систематизировала, корректировала, а на выпуске из 4 класса все дети получили в подарок напечатанные их стихи.  Радости не было конца. Мы – поэты! (Cтихи некоторых детей в  Приложении).

Может быть, у кого-то и возникнет вопрос: «А стоит ли учить  всех сочинять, если и к чтению-то не всегда удается приохотить?» Но в каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы. А в попытках создавать художественные произведения ребенок на  практике овладевает выразительными средствами языка, у него формируется способность глубоко и эмоционально воспринимать художественные произведения. В процессе речевой деятельности идет развитие его речевых способностей.

Формировать у детей литературные способности – задача сложная и трудная. С чего же я начинаю? Конечно,  с внимания к языку художественного произведения. Красной нитью в системе работы проходит воспитание чувства языка, развитие способности замечать не только что, но и как изображено. У ребят есть тетради, где собраны материалы по временам года, тетради творческих работ – «словесные шкатулки». В них дети выписывали свои «находки»: слово, поразившее их точностью, яркостью, сравнение, описание действия или предмета. Таким образом активизируется словарь школьника, идёт его обогащение, воспитывается внимание к слову. «Открой в себе волшебника! Поделись радостью открытий!» - вот девиз работы в этом направлении.

Очень хорошо, что в учебнике «Литературное чтение» наряду со стихотворениями есть абзацы прозы известных писателей по теме. Дети учатся сравнивать. Ещё нравится детям метод прогнозирования. Начинаю рассказывать сказку, например,  Джанни  Родари  «Путешествие Голубой Стрелы », на самом интересном месте останавливаюсь. «А как вы думаете, что будет дальше?» Дети начинают фантазировать. А большинство идет в библиотеку, чтобы  взять эту сказку и узнать о  дальнейших приключениях.

Для развития речи, памяти, мышления и фантазии использую метод

“Создание нового”. Учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:  «Моя визитка», « Составь загадку», «Придумай сказку ( историю) о…….»,  « Из букв длинного слова составь другие слова» и т. п.

Театральная деятельность развивает литературно творческие способности младших школьников, помогает увереннее чувствовать себя в общении со сверстниками. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности. Основная роль в этом уделяется семье и школе.  Самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков способствует участие в театральной деятельности.  Больше половины детей класса принимали участие в кукольном кружке, где мы ставили сказки и показывали их детям. Здесь и раскрылись настоящие таланты!

На уроках русского языка дети тоже любят сочинять. Вот,  например, сказка о частях речи. Для образца детям зачитывались сказки Феликса Кривина и использовался материал из книги С.М. Бондаренко «Беседы о грамотности» (Знание 1977).

Часто проводим уроки поэзии. Например, тема урока «Картины родной природы. Весна» (3 класс).

Задачи урока: написать письменное высказывание по теме, совершенствовать мыслительную деятельность, монологическую устную и письменную речь, пробудить чувство прекрасного, выразить своё отношение к природе.

Оборудование: портрет  Ф. Тютчева, его произведения  «Весенняя гроза», «Весенние воды»,  иллюстрации и детские рисунки о весне.

Ход урока.

І. Орг. момент.

- Я рада всех вас видеть. Заметили, какое сегодня утро.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

На доске записана тема и эпиграф: «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы». Читаю стихотворение Тютчева о природе:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

 - Сегодня, ребята, на уроке поэзии Тютчева мы  будем доказывать эти слова. Я уверена, что вы вспомните всё, что читали или учили о весне.

ІІІ. Новый материал.

Начинается разговор о весне – необычный, стихами поэта.

 - Перед вами выставка рисунков о весне. Называется она «Мгновенье радости. В каждой капельке весна». Расскажите, какой вы представляете весну. И тут дети начинают фантазировать – у каждого свой образ красавицы-весны.

  Для слабых детей раздаю карточки – подсказки по методике сенкан и карточки-подсказки « Ассоциативный куст».

ІV. Актуализация знаний .

-А теперь составьте письменное высказывание о весне, какой вы себе её представляете. Вспомните, как записывать сочинение, соблюдать абзацы, не забывайте о правилах орфографии. Опишите весну так, чтоб она всем понравилась.

Звучит музыка – спокойная мелодия. Дети пишут.

  1. Рефлексия.

Презентация результатов выполнения работ.

Вот несколько маленьких шедевров:

   «Пришла весна. Косы её из подснежников, волосы из молодых листочков. Под ногами у весны ручейки так и плещутся. Куда ступит – цветы растут, а пройдет – птицы слетаются. Хорошо, что весна пришла!» - это написала   Анна Лиганкина.  

«Весна, весна – ты молодой цветочек. Ты каждый раз к нам молодой приходишь.  И для растений жизнь всегда приносишь…» - пишет Седых София.

А у Недогибченко Дианы весна-волшебница: «Где ни прикоснется рукой, так как будто в сказке рождается листик, а где ножкой прикоснется, появляется травка…».

Можно без конца цитировать то, что написали дети. Написали интересно, неповторимо, искренне, с той тонкой фантазией, которая присуща им.

- А кто пожелает, тот может дома сочинить свое стихотворение о весне – было предложено домашнее задание.

      Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, показывают собственное  отношение к прочитанному. Творческие задания применяются  на уроках чтения и языка  независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Они вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.

    Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами и другими  средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.

Можно сделать вывод о том, что творчество учащихся должно способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. А также несёт оздоровительную, воспитывающую функции. Вовлекает детей в читательскую самостоятельность и развивает угасающий в современном мире интерес к книге.

Занимаясь творчеством ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.  Художественное творчество необходимо, прежде всего  самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи внутреннего мира человека (Л.С.Выготский).
       Творчество формирует творческую личность, которая, по мнению психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности.  Задача педагога  заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации.  И если стих или сочинение у ребёнка не удались, избегайте неодобрительной оценки, не критикуйте, найдите слова поддержки для новых творческих начинаний  и обязательно привлекайте родителей.
    Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
        Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
*  Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
*  Возрастает интерес к изучению предметов.
* Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
*  Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
      Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции..

Список литературы

  1. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  2. .Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
  3.  Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
  4. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

6. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986

  7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994

8.Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

9. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

10. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.      Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

11. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.

12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.

13. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

14. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.  с. 6-12.

15. Эльконин Д.Б .Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979 г.  с.98.

16. Амонашвили  Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986.

17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

18 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. — М., 1977.

19.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

20. М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.

21.Мир детства: младший школьник. — М., 1988. 15. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. — М., 1986.

22. Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Х.,2003.

23 Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. – К., 1988.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Кулага Вика

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Мостик обломился-

Козлик провалился.

А навстречу крокодил;

Цап, и хвостик прикусил.

А коза взбесилась.

Рогом в глаз вцепилась.

Крокодил от боли взвыл,

Хвост пушистый отпустил.

***

Если в кухне тараканы

Маршируют по столу,

И немытая посуда,

Ну и мьппь сидит в углу.

Значит, в доме есть хозяйка,

Не приучена к труду.

* * *

Ослик упрямый

Поссорился с мамой.

Ослик упрямый

Ушёл от неё.

Не потому что

Был он упрямый,

Даже не понял

Зачем, почему.

Когда наш упрямец

Один остался

Тогда в его душу

Страх закрался.

Понял упрямец,

Что маму обидел.

Был он упрям,

Но теперь изменился.

Мама родная.

Прости, дорогая,

Что ослик упрямый

Тебя огорчил.

* * *

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Захотела пообедать.

Ничего тут не нашла.

Полетела, погудела

И в окошко улетела.

Зайчик умывается,

В гости собирается,

В гости собирается

В брюки наряжается.

Зайчик - умный мальчик.

Захватил он ларчик.

В ларчике варенье.

Всякое угощенье.

* * *

Зимой.

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Хороводы водят

 между собою дружатся.

* * *

Ручеёк

Ручеёк, ручеёк.

Расскажи-ка мне, дружок.

Что ты нового увидел

На своём пути.

Расскажи про звёзды в небе,

И зверей в лесу.

И про то, как солнце всходит

Поутру в саду.

***

Помню, как в школу

Пришла я учиться.

Книгу открыла, и

Волнуясь немного

Прочитала я первое слово.

Первое слово, которое знала

Это было - мама.

Но не прошло и пару дней.

Как узнала много я вещей.

Научилась считать

И картины рисовать.

Школа учит нас всему;

Любить природу и страну.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться.

Чтоб маме чем-нибудь

помочь.

Помочь посуду перемыть.

Помочь хозяйство накормить

Чтоб в жизни что-то

научиться - душа обязана

трудиться.

***

Я и солнышко

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! - сказало.

Ранним лучом согрело

И песню свою запело.

***

Охотник

Над лесом за речкою

Солнце встаёт.

Охотник из леса

С добычей идёт...

А рядом рыбак

С удилом сидит.

Ждёт, когда лещ

На крючок залетит.

***

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел мальчик погулять

А навстречу ему конь,

Зовёт мальчика с собой:

Погулять и поскакать

В догонялки поиграть.

Мальчик тут же удивился

И в кругу он очутился.

***

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить.

Первым здравствуй

говорить.

Говорить спасибо маме,

Папе, братьям и друзьям.

Вежливым я стану сразу.

Если буду знать слова.

***

Первый снег

Первый снег бывает лёгкий,

Будто перышко пушистый.

Он кружится и ложится

в наш просторный снежный

сад.

Танцуют все леса на свете

Сосны, липы, ёлки, ель

Скоро к нам придёт метель.

***

Зимой

Пришла к нам снежная зима.

Порхает беленький снежок.

Пришёл холодный ветерок,

Устроил заверюху.

И светятся деревья

в зимних и нарядных платьях

Придёт к нам Новый Год

Весёлый и опрятный.

Красивый и приятный.

И сугробов не видать,

И в снежки не поиграть

И на лыжах не побегать -

Плохо будет всем без снега.

Вот поэтому, друзья

Снег не съем, пожалуй, я.

***

Друзья

Когда пою о друге я.

Хорошем друге,   верном,

В моей душе горит звезда,

А рядом верные друзья

***

На дорогу з двору

Вистрибали кізки

Та пішли вони на луг.

Де стояли три берізки.

***

Щедра осінь

Щедра осінь у комори

Нагортає зерна гори.

Гори фруктів і картоплі

Кабачків, буряків та моркви.

Ґава на базарі була.

Ґава сиру принесла.

Тут лисиця пробігала,

Сир у ґави відібрала.

***

Семененко Алина

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

И не знала она-

Волку в зубы прямо шла.

Вдруг увидела его.

Хвостик свой поджала;

Испугалася коза,

Назад побежала.

Вернулась в стадо

И козочкам сказала:

Не гуляйте по мостику,

Не виляйте хвостиком.

* * *

Если в кухне тараканы

Маршируют по столу,

квартирантам мы не рады,

я вас Рэйдом угощу.

Уберу на кухне крошки,

Вымою посуду.

Не нужны такие гости

Больше никому.

* * *

Ослик упрямый

Поссорился с мамой.

Мама с упрямства

Ругает его:

Ну до чего упрямый

ты, ослик,

Надо учиться в школе тебе.

* * *

Зайчик умывается,

В гости собирается:

Чистит зубки, моет ушки,

В костюм одевается.

День рожденья у крота

Будет праздник до утра.

А в подарок он несёт

Маленький фонарик,

Потому что под землёй

Света не бывает.

* * *

Отправляла мама - квочка

В школу милого сыночка.

Нарядила свою дочку

И послала в магазин,

Дочка там купила сыра.

Две коробки ванилина,

И пришла домой в обед.

И сынок пришёл со школы,

Руки вымыл и за стол

Сел обедать всей семьёй.

***

Очень мне обидно стало

У печи.

Сегодня выходные -

В школу не идти.'

Сделаю уроки

И пойду играть.

Вышла я на улицу

Не с кем мне гулять.

* * *

Ручеёк, ручеёк

Расскажи-ка мне, дружок.

Как на дереве бельчонок

С белкою  играет.

Как в морях и океанах

Рыбки плавают, ныряют.

Расскажи-ка о себе

Мой дружочек-ручеёчек.

* * *

Зима.

Идёт зима красивая,

С морозами пушистыми.

Со снегом и метелицей.

Нам двор она украсила.

Леса, холмы и горы.

Вот к нам красавица

Пришла пушистая зима!

* * *

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Ветерок подул

и опять он закружится

Перестал кружиться,

Стал вертеть и танцевать.

Дети вышли в двор играть.

Все играли, веселились,

И в снежки играли мы.

Насмеялись, нашутились

И весёлые домой пришли.

* * *

Помню, как в  школу  

Пришла я учиться.

Книгу открыла, и

Волнуясь немного,

Я прочитала первое слово,

И заучила первый стишок.

Я выводила первую букву

И написала первое слово.

***

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь.

А позволяй душе учиться.

Чтоб умным быть и чтоб

трудиться.

***

Зима

Зима холодная пришла.

Мороз она нам принесла

Снежинки с неба опустились,

Сосульки за крышу

зацепились.

Зайчишка шубу поменял

И беленькую снова взял

***

Шёл по городу туман.

Спрятал улицу в карман.

Тут и речки вдруг не стало,

Лес исчез и всё пропало.

Как густое молоко

Всё вокруг окружено.

Где твой дом, искать не

пробуй.

Не найдёшь ты всё равно.

Жди, рассеется туман

И появится опять

Улица твоя родная.

Лес и речка голубая

***

Над лесом, за речкою

Солнце встаёт

Свет и тепло

Оно людям даёт.

Под лучиком солнца

Цветочек цветёт.

Пчёлка летает.

Нектар собирает

И птичка весёлую песню поёт.

Деревья растут, сады все

цветут.

Планета Земля

Оживает вокруг

***

Вышел слон на лесную

дорожку.

Наступил муравью на ножку.

Муравья стало жалко слону

Он отнёс его к лесному врачу.

После этого слон извинился.

Откланялся и удалился.

***

Знойный июльский день

Быстро прошёл.

По улицам, по небу и по лесу.

По полю, по лужайке

И весь согрел он мир.

Теперь настала осень

И месяц сейчас октябрь

Холодный, а не знойный

Пришёл октябрь к нам.

***

Когда пою о друге я.

Хорошем друге верном.

Тогда мне кажется, что я

Хороший друг и верный.

Дружу с подругою своей

По имени Настёна,

Анжела, Вика, Поля -

Мои хорошие друзья

Навеки и на годы.

Солнышко ясное встало:

Доброе утро - сказало

Ответ я ему отдаю:

Как живёшь, родное?

Солнышко мне отвечает:

Мило, тепло, хорошо и светло

***

Пришла к нам снежная зима

Порхает беленький снежок.

Он лёгкий, как пушок

Пушок, как от цыплёнка.

Пришла зима, подарки

принесла

Красавица-зима

Украсила дома и горы

Весь мир украсила она

Чудесная зима

***

Ґава на базарі була,

Ґава сиру принесла.

Ґава з'їла сир увесь

Жодному не дала.

Ґава жадібна була,

Бо нікому не дала

***

Ромашки рвати ми ходили

Над річкою, в рясній траві

Ми там знайшли гриби.

Сидів з грибами їжачок

Він рвав зусильно їх.

Ромашки ми там не знайшли.

Зате знайшли гриби

***

Щедра осінь у комори

Нагортає зерна гори.

Подарунок нам несе

Мила осінь, гарна.

Принесла врожаю нам:

Хліба та зернята.

***

їжачок-хитрячок

Із голок та шпичок

Пошив собі піджачок.

Піджачок був гарненький.

Сподобався їжачку,

їжачок-хитрячок

Із голок та шпичок

Пошив собі рушничок

Вишив його він барвисто.

Та повісив на двері.

Всі заходять.

Всім він гарний

Піджачок та рушничок.

Всім він каже - пошив я і

вишив.

А насправді це дружина

Вишила та й пошила

Колобылина Анжела

***

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Везде тепло, прекрасно

И очень всем нам ясно.

Ведь лето наступило

Уже совсем  давно.

Козлята очень рады.

Что лето наступило

Ведь летом очень  радостно

И очень хорошо.

* *

Если в кухне тараканы

Маршируют по столу.

Значит, в доме есть лентяи.

Убираться некому.

Что же делать?

Мы не знаем.

Кухня в бардаке!

Все кастрюли убежали.

Догонять никто не станет-

Там живут лентяи!

***

Оса.

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Так гудела два часа.

Что и лопнула оса.

***

Петушок.

Отправляла мама-квочка

В школу милого сыночка.

Квочка сыну говорила:

Милый мой сьшочек.

Ты по классу не мотайся,

Можешь ты убиться.

Лучше сядь и почитай

Хоть одну страницу.

Прочитай её, сынок.

Там есть правило одно:

Чтоб по классу не мотаться.

Можешь книгу почитать,

Иль цветок нарисовать.

Или зернышко клевать.

Иль ребятам помогать.

* * *

Заболела

Очень мне обидно стало.

Что я школу прогуляла.

Заболела, вот беда

Что же делать? Я не знала

С мамой мы пошли в

больницу.

Доктор выписал меня.

И сейчас пойду я в школу:

Все так рады за меня.

* * *

Зима

Идёт зима красивая,

Холодная и лютая.

Настали дни красивые.

Ох, зимние и бурные.

И выйдем мы на улицу

И с санками, и с лыжами.

Начнём кататься с горки мы

На санках и на лыжах.

Как весело и радостно

Гудит везде народ.

Пришла зима красивая

И веселит народ.

***

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Выйдем мы на улицу

Будем мы гулять.

Снежками играем

В лицо не попадём.

Как весело, красиво

На улице у нас.

Зимний день хороший

Красота весь час!

* * *

Ручеёк

Ручеёк, ручеёк

Расскажи-ка мне, дружок.

Как красиво льёшься ты.

Что сбываешь все мечты.

Ручеёк молчит, молчит.

Потому что он журчит.

Но веселье на душе

Что красивей нет мечте.

Я был рад, что через дни,

Посбывались все мечты.

Потому что ручеёк

В тот же день мне и помог.

***

Весна

Пришла весна-красавица.

Ребятам она нравится.

Пришли денёчки светлые.

Задорные деньки.

Весна - она красавица.

Всем очень она нравится.

Весна ведь молодая,

Волшебница такая.

***

Школьные годы

Помню, как в школу пришла

я учиться.

Книгу открыла, и

Волнуясь немного.

Первое слово прочла

Школа, звонок. Первый

урок.

Я не забуду его.

Годы пройдут, дни пролетят

Они никогда не вернутся

назад.

* * *

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь.

Чтоб в школе хорошо

учиться.

Чтоб в жизни многого

добиться.

Гони ты лень подальше

прочь.

и веселее заживёшь.

***

Воспоминание о лете

Знойный июльский день

Быстро прошёл,

Я вспоминаю о лете.

Летом ведь было так хорошо

Море, ставки и озёра

Солнце светило, лучи

согревали,

Море в раскрытом просторе.

Все веселились.

Все накупались и радостно

едут в автобусе.

Все веселятся, все говорят:

Лучше морей не бывает на

свете, чем в Светлодаре

сейчас.

***

Осень

Листопад! Листопад!

Под ногами листья.

Он кружится себе в ряд

В облаках кружится.

Листопад! Листопад!

Золотом сияет.

И деревьям весь наряд

Золотом всё дарит.

***

Я и солнышко

Солнышко ясное встало:

- Доброе утро - сказало

Жучку, червячку и синичке.

И лучик его заглянул мне в

оконце.

проснулась я, и оделась,

И вышла во двор, цветы

поливать.

Цветы зацвели, даже запахом

свежим покрылись.

Говорит мне тут солнце:

- Ах! Цветы расцвели,

Как красивы они и чисты.

Ведь ты же поливала их

И они расцвели.

Тут и я ему в ответ рассказала:

- Что тут помощь твоя мне

поможет и тепло

и твой луч золотистый,

и всегда мне поможет.

***

Вежливый Петрусь

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить.

Первым здравствуй

говорить.

Тут пришла с работы мама,

Здравствуй он ей не сказал.

Говорит сыночку папа:

- Что ж не поздоровался?

А Петрусь и говорит:

- Что ты, мама, принесла?

Дай одну конфету.

Мама и дала.

Говорит ему тут папа:

- Ты спасибо не сказал.

- Не хочу я говорить,

Я уже устал.

Надоело мне всё это.

Вот какой был срам!!!

***

Ранним утром

Над лесом, за речкою

Солнце встаёт.

И всех согревает,

И дружно поёт.

Лучи согревают

Поля и луга,

И тихо по небу плывут облака

***

Друг

Когда пою о друге я.

Хорошем друге, верном.

Счастливой становлюся я.

Забавной и весёлой.

Ведь много в жизни есть

друзей

Хороших и плохих.

Но друг один - хороший друг

Он мне всего верней.

и вдруг случится тут беда.

Мой друг ко мне придёт.

Всегда утешит он меня,

Всегда поможет в чём-то

Теперь я знаю - верный друг.

Когда всегда со мной,

И он не подведёт меня,

Хоть что ему не стоит.

***

Зима

Зима. Морозы сильные

И вьюги и метелицы.

И холодно на улице,

А в доме так тепло.

И будем мы кататься

На санках и на лыжах

В снежки играть мы будем

И песню запевать:

Ой, зима, зима,

Ты белым - бела.

***

Первый снег

Первый снег бывает лёгкий.

Будто перышко одно.

Так упало очень легко

На моё плечо.

Не почувствовав ни разу.

Как- то перышко упало.

Будто лёгкий ветерок

Сдуло и пропало.

Но и дунешь на перо

Полетит оно в окно.

***

Шёл по городу туман

Шёл по городу туман.

Спрятал улицу в карман

Спрятал горы, все леса.

Это просто чудеса!

Спрятал города и сёла

Спрятал и моря.

Удивительное чудо

Просто чудеса.

А туман ведь ходит сам.

Ведь карманов нет!

Ведь не видно ничего.

Всё как белый снег.

Все идут - нигде не видно

Тротуаров и домов

И людей, так что машины

Засигналили  вновь.

Мы туман винить не будем

Он уже прошёл.

Чистота и свежесть улиц.

Вот теперь и всё!

***

Вежливый слон

Вышел слон на лесную

дорожку

Наступил муравью он на

ножку

Извинился он, торопился он.

Муравей извинил слона,

и пошёл слон, он с портфелем

шёл, а в портфеле лежали

книжки.

Все слонёнка очень любили.

Он был вежливый, он был

хорош.

с девочкою он дружил.

Но вот случилась тут беда:

столкнувшись со слонёнком,

она ударилась с ним лбом,

упала и заплакала.

Слонёнок извинился и всё

забыв и обо всём гуляли

весело, вдвоём и вместе

веселились.

***

Щедра осінь

Щедра осінь у комори

Нагортає зерна гори, і пшениці

і вівса, навіть моркви повні

гори і всьго багатства.

Осінь щедра, осінь мила

Все багрянцем прикрасила.

Нагортає зерна гори

І пшениці ціле море.

***

їжачок

їжачок-хитрячок

Із голок та шпичок

Пошив собі піджачок.

Піджачок був дуже гарний

З ґудзиком червоним,

Був тут радий їжачок

І пішов у гори.

У горі було чудово.

Друзів він зустрів.

Розказав він своїм друзям,

Що піджак пошив!

***

Мама

Я помню руки матери моей,

Как ласковы они и нежны.

И каждый раз мне слёзы

выгирая, она мне говорит: не

плачь, и ласково пригреет

мама меня в тепле своём, как

солнечным лучистым светом.

Я помню руки матери моей.

Что помогали мне в ту

трудную минуту,

и что всегда помогут мне

везде и даже в пору трудную,

суровую.

я помню руки матери моей,

Натруженные руки наших

матерей.

На свете всём милее больше

нет, чем мамины натруженные

руки.

Лісові квіти

Ромашки рвати ми ходили

Над річкою в рясній траві!

Там їжачка в кущах зустріли

Колючий він був і м'який.

***

Півник

Півнику-розбійнику,

Що ти наробив?

Краще, любий півнику,

У дворі нам підмів.

Півнику мій любий,

Йди-но пороби, не лінуйся,

півнику.

Іди та пороби.

Півнику-розбійнику,

Що ти наробив?

Тарілки побив мені.

Що тепер робить?

***

Як у Ґави сир забрали

Ґава на базарі була.

Ґава сиру принесла.

А лисицю тут зустріла

І лисицю пригостила,

А лисиця сир забрала

І усіх вона звеселяла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых ...

«Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС».

Методическая тема : «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»....

Программа.Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника "Одаренный ребенок"

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и является основой для ...

Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»

Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...