Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»
учебно-методический материал

Ардабьева Марина Викторовна

Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Дети приучаются быть активными в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые педагогом на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЮЦ «ТЕМП»»

Сообщение на педагогическом совете

«Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»

Подготовил:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Ардабьева Марина  Викторовна

г.Выкса

2017г.

        Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

        Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

        А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

        Воспитательные мероприятия носят коллективный и творческий характер. Этот вид деятельности способствует всестороннему развитию личности детей. Обычно, воспитательные мероприятия организуют в свободное от учебных занятий время, т.е. в часы досуга. В интересных, содержательных, увлекательных воспитательных мероприятиях дети участвуют добровольно. Но так же возможно и включение такого мероприятия в учебный процесс (например, в виде тематической викторины или игры по закреплению пройденного материала). 

        В дополнительном образовании используются две формы воспитательных мероприятий:

  1. познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, тематические вечера,  выставки и т.д.);
  2. развлекательные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.д.).

        Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.  С учащимися объединения «Мой разноцветный мир» проводятся воспитательные мероприятия, как познавательные, так и развлекательные.

        Одна из основных задач обучения детей изобразительной деятельности — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.

        В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Дети приучаются быть активными в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые педагогом на занятии.

        В процессе изобразительной деятельности воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.

        Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

        Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Посещение с учащимися объединения художественных выставок связано  с  нравственным воспитанием  и развитием эмоциональности, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих отношений и эмоционального состояния души ребенка. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей эмоционально – творческое начало.

        Развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманные, подготовленные и проведенные) способствуют интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Развлекательные формы работы не могут и не должны выполнять только развлекательную функцию: они будут развлекать по-настоящему только тогда, когда будут вносить в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных взаимоотношений

        Игровые и праздничные программы, заложенные в план воспитательной работы объединения, направлены на воспитание в детях различных  качеств в зависимости от тематики воспитательного мероприятия. Это стремление к здоровому образу жизни, приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); патриотизма, товарищества, взаимовыручки, взаимопонимания и уважения.

        Каждая форма организации педагогического процесса многомерна. Ведь именно от того, в какую форму облекаются используемые средства и методы, зависит продвижение к цели в воспитании. Характеризуя его, Антон Семёнович Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

        Воспитательный процесс это неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В моём объединении воспитательные моменты происходят каждый день, на каждом занятии. Объясняя детям как вести себя в том или ином случае, как ответить, отреагировать на конкретную ситуацию я помогаю им правильно понять другого человека, не обидеть и правильно рассудить. Во всех группах присутствует взаимовыручка, понимание и уважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в форме деловой игры "Конкурс портфолио"

Педагогический советДеловая игра «Конкурс портфолио»Плакат: «Портфолио ученика - наглядный результат труда педагога» Группы:• •        3 центра по созданию порт...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной статье раскрываются основные критерии в работе современного учителя - педагогические компетенции...

Выступление на педагогическом совете "Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми".

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, напра...

Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....

Приказ №75/п 06.03.2023 г. О подготовке и проведении педагогического совета. "Расширение круга представлений о разнообразных физкультурных мероприятий с нестандартным оборудованием, их оздоровительное значение".

Приказ №75/п 06.03.2023 г.  О подготовке и проведении педагогического совета. "Расширение круга представлений о разнообразных физкультурных мероприятий с нестандартным оборудованием, их оздо...