Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»
учебно-методический материал

Ардабьева Марина Викторовна

Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Дети приучаются быть активными в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые педагогом на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЮЦ «ТЕМП»»

Сообщение на педагогическом совете

«Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»

Подготовил:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Ардабьева Марина  Викторовна

г.Выкса

2017г.

        Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

        Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

        А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

        Воспитательные мероприятия носят коллективный и творческий характер. Этот вид деятельности способствует всестороннему развитию личности детей. Обычно, воспитательные мероприятия организуют в свободное от учебных занятий время, т.е. в часы досуга. В интересных, содержательных, увлекательных воспитательных мероприятиях дети участвуют добровольно. Но так же возможно и включение такого мероприятия в учебный процесс (например, в виде тематической викторины или игры по закреплению пройденного материала). 

        В дополнительном образовании используются две формы воспитательных мероприятий:

  1. познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, тематические вечера,  выставки и т.д.);
  2. развлекательные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.д.).

        Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.  С учащимися объединения «Мой разноцветный мир» проводятся воспитательные мероприятия, как познавательные, так и развлекательные.

        Одна из основных задач обучения детей изобразительной деятельности — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.

        В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Дети приучаются быть активными в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые педагогом на занятии.

        В процессе изобразительной деятельности воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.

        Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

        Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Посещение с учащимися объединения художественных выставок связано  с  нравственным воспитанием  и развитием эмоциональности, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих отношений и эмоционального состояния души ребенка. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей эмоционально – творческое начало.

        Развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманные, подготовленные и проведенные) способствуют интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Развлекательные формы работы не могут и не должны выполнять только развлекательную функцию: они будут развлекать по-настоящему только тогда, когда будут вносить в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных взаимоотношений

        Игровые и праздничные программы, заложенные в план воспитательной работы объединения, направлены на воспитание в детях различных  качеств в зависимости от тематики воспитательного мероприятия. Это стремление к здоровому образу жизни, приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); патриотизма, товарищества, взаимовыручки, взаимопонимания и уважения.

        Каждая форма организации педагогического процесса многомерна. Ведь именно от того, в какую форму облекаются используемые средства и методы, зависит продвижение к цели в воспитании. Характеризуя его, Антон Семёнович Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

        Воспитательный процесс это неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В моём объединении воспитательные моменты происходят каждый день, на каждом занятии. Объясняя детям как вести себя в том или ином случае, как ответить, отреагировать на конкретную ситуацию я помогаю им правильно понять другого человека, не обидеть и правильно рассудить. Во всех группах присутствует взаимовыручка, понимание и уважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в форме деловой игры "Конкурс портфолио"

Педагогический советДеловая игра «Конкурс портфолио»Плакат: «Портфолио ученика - наглядный результат труда педагога» Группы:• •        3 центра по созданию порт...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной статье раскрываются основные критерии в работе современного учителя - педагогические компетенции...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете "Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми".

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, напра...

Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....