Память о Холокосте
классный час (3 класс)

Ооржак Шенне Валерьевна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_o_holokoste.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Память о Холокосте»

Цели: 

- формирование у учащихся интереса к малоизученным страницам истории  Великой Отечественной войны;

- формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

 - формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей;

-воспитание у обучающихся стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире;

- воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.

Оборудование:   доска с записью, презентация.                                    

Ход урока.

Запись на доске:

«…человечество, если оно хочет сохранить себя, обречено на толерантность, на поиск стратегии согласия людей, различающихся цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями…»

Из выступления на Стокгольмской конференции  зам. Председателя Правительства РФ Валентины Матвиенко в январе   2000г

Учитель:

-Прочитайте  запись  на доске. О чём пойдёт речь на нашем занятии? Как вы понимаете значение слова толерантность? (толерантность-это социальный термин обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям)

-Прежде чем мы начнём наше занятие, мы должны вспомнить лексическое значение некоторых слов.

(Слова  с лексическим значением на доске)

Арийцы – названия народов, принадлежащих  к индоевропейской языковой общности. В расистской литературе арийцы (приимущественно германцы) являлись «высшей» расой.

Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям – от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации, до еврейских погромов.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым  национальным, этническим и религиозным  признакам.

Нацизм – сокращённо от  фашистской  национал-социалистической партии Германии - одно из названий германского фашизма.

Гетто – часть города, окружённая колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

Концентрационный лагерь – тюрьма из бараков, используемая нацистами для заключения в нечеловеческих условиях врагов режима.

Депортация – принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали.

Газовые камеры  - помещения в лагерях смерти, в которых  с помощью газа массово уничтожали людей.

Лагеря смерти – территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей.[5; 16,23,35,36].

Учитель:

 -Кто из вас может сказать, о каких событиях пойдёт сегодня  речь? (слайд 1)

Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. [1].

Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. (слайд 2)

При слове «холокост» кровь стынет в жилах — стоит только вспомнить, что каких-то семь десятков лет назад была предпринята попытка полного истребления целой нации! Евреи подвергались массовым расстрелам, умерщвлению в газовых камерах, жестоким и антигуманным медицинским экспериментам. Во время Холокоста было убито треть всего еврейского народа, жившего на то время. [2]. (слайд 3)

Ученик:

Фиалки нежные проклюнулись не сразу,
и трудно, и непросто из земли. 
Согрело солнце их не по приказу… 
Как не хватает нам такой любви! 

Ученик:

Никто цветы не положил от сердца
тут, в лагере, где погибал народ. 
А можно светлой памятью согреться 
в часы душевных болей и невзгод. 

Ученик:
Приди сюда, мой современник милый, 
и на фиалки посмотри весной. 
Они взошли, где скорбные могилы,
где  мученики обрели покой… [3].

Учитель:
Начало Холокоста датируется январём 1933 года, когда Гитлер стал рейхсканцлером Германии. Именно в это время начинаются гонения еврейского народа. (слайд 4)

Давайте проследим за хронологией событий.

После прихода нацистов к власти в Германии в январе 1933 года  Адольф Гитлер стал канцлером Германии. Он проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Его первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 000человек. [5; 8]. (слайд 5)

Генрих Гейне, известный немецкий поэт, однажды сказал: «Там, где сжигают книги, будут жечь  людей» [5; 9].

– 10 мая 1933 года – прошло сожжение книг еврейских авторов, к сентябрю евреям было запрещено участвовать в культурной жизни страны. [1].

– 15 сентября 1935 года  на съезде нацисткой партии были приняты Нюрнбергские законы – два законодательных акта, предусматривающих лишение немецкого гражданства тех, кто не «обладает германской или родственной ей кровью», пристальное внимание уделено было евреям и цыганам. [1].  (слайд 6)

  1. Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены.
  2. Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.
  3.  Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трёх лиц еврейской расы.

Последующие законодательные акты обязывали евреев – владельцев предприятий и фирм – передавать «арийцам». [5; 11-12].

– 5 октября 1938 года – в паспортах евреев начинают проставлять «J», что означает «Jude» – еврей. [1].Это делалось для того, чтобы евреи не могли тайком пересечь границу. [6; 19]. (слайд 7)

12ноября  1938 года министр торговли Ганс Фишбек обнародовал план ограбления евреев и захвата их имущества и собственности: домов, земли, складов и предприятий. Идеи Фишбека с энтузиазмом были  восприняты Герингом и притворены в жизнь. [6; 20].

– ноябрь 1938 года – весь мир потрясли события так называемой «Хрустальной ночи», более 1400 синагог было разрушено, тысячи евреев пострадали, десятки тысяч – оправлены в концлагеря. [1]. (слайд 8,9)

Ученик:

Все краски на старой картине грубые,
и каждый мазок конём диким дыбится!
Сжимает женщина белые губы
и молча кричит:  сердцу не дышится!

Ученик:
В руках у неё раскрыты страницы
книги святой, где застыли в словах
древние буквы, как вещие птицы.
И ужас - в их тревожных глазах ...

Ученик:

И краски дышат, как грозные тучи,
готовые  гневом излить память дней,
когда сжигали здесь свитки, что в кучи
свалены были грудой камней.

Ученик:
И искры и пепел в небо взлетали.
И стекла витрин разбитых  - в крови!
Но разве боль эту все понимали
в дни, что позором Германию жгли?..

Ученик:

А женщина смотрит. Глаза так пылают,
что ярость их передать мне  невмочь.
Но вижу, как  она  молча страдает.
И я страдаю… Хрустальная ночь ! [2].

 

Ведущий:

- 24 января 1939 года Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии».

Накануне Второй мировой войны  Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев.

Многие евреи остались сознательно. Они давно вошли в немецкую культуру, экономику, в этой стране были их корни, Германия стала для них, лишённых своей земли, любимой Родиной. Они всё ещё верили, что нацизм вот-вот кончится, и не верили, что немецкий народ, которому они отдали столько таланта, ума, души, предаст их. За что? На этот вопрос не было ответа. [5; 13]. (слайд 10)

Учитель:

– 21 сентября 1939 года – появилась инструкция о заключении польских евреев в гетто, чуть позднее евреям было велено носить на рукаве «Звезду Давида» [1]. (слайд11,12)

Ведущий:

После  захвата Польши под контролем нацистов оказалось долее 2 миллионов евреев. В 1940году  нацисты организовали в Варшаве самое крупное гетто Европы. (слайд 13)

И такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии и для умерщвления людей, и для сокрытия следов преступлений. [5; 17].

Нацистами было создано 6 лагерей смерти  на территории оккупированной Польши (Освенцим, Треблинка, Собибор,   Майданек, Хелмно, Бельжец) . [5; 36]. (слайд 14,15,16)

Ведущий:

Хотя многие тысячи евреев были убиты нацистами в течение первых 21 месяца второй мировой войны, началом «окончательного решения» считается день нападения на СССР. Вместе с наступающей германской армией продвигались 4 мобильных отряда уничтожения – айзатцгруппы; их задачей было убийство евреев, коммунистов, комиссаров Красной Армии и цыган . (слайд  17)

С помощью местных пособников эти группы сгоняли вместе мужчин, женщин, детей, отводили недалеко от домов и расстреливали. Естественные овраги и противотанковые траншеи использовались для массовых захоронений. Там, где их не было, евреям перед тем как убить их, приказывали копать большие рвы, которые послужат им могилой. (слайд 18)

Процесс уничтожения требовалось организовать чётко и организованно. В Бельзице был разработан самый эффективный метод транспортировки партий евреев с места прибытия к месту убийства, а затем тел – к месту уничтожения. Для того чтобы не дать  жертвам догадаться о смысле происходящего, все действия надлежало выполнять с предельной быстротой. Жертв заставляли бежать, поэтому у них не было времени раздумывать над тем, что их ожидает. [6; 321-322]. (слайд 19)

Ведущий:

Самым распространённым методом массовых убийств в Майданеке, как и  в большинстве других лагерей смерти, было удушение в газовых камерах. Охранники загоняли узников в здания под названием «душевые», которые на самом деле являлись газовыми камерами. Две из них освещались, чтобы эсэсовцы могли наблюдать за умерщвлением через  «глазки».  . [6; 323-324]. (слайд 20,21,22)

Учитель:

– 22 июня 1941 года – Германия напала на СССР, на оккупированных территориях началось массовое уничтожение советских евреев.

– 31 июля – немцы принялись за подготовку «окончательного решения еврейского вопроса», открылись гетто на территории России. 

– 29 сентября – в  овраге Бабий  Яр к северо –западу от Киева  были убиты свыше 33 тысяч евреев. В ответ на взрыв устроенный  советскими подпольщиками в штабе  германских войск в Киеве, отряды СС собрали евреев со всего города и повели их колонной  к Бабьему Яру.Т ам им было  приказано снять все ценные вещи, раздеться и подойти к краю оврага. После того, как люди выполнили приказ, зондеркоманды  СС расстреляли их из автоматов. В 1941-1943 годах отряды СС уничтожили десятки тысяч евреев, коммунистов и советских военнопленных. В 1943 году Красная Армия заставила гитлеровцев отступить, они, чтобы скрыть следы злодеяний, эксгумировали и сожгли множество трупов. [6; 47].

Ученик:

Прошли года, а вижу наяву, 
как прошлое с себя срывает струпья. 
Каштаны плачут на ветру в Яру, 
где древняя земля – вся труп на трупе:
злодеи их сожгут ещё тайком.
Кто жёг, самих спалят живьём - до кучи, 
и всё покроют клеветой и злом… 

Ученик:

И мой народ, страданьями измучен, 
родивший  Моисея и Христа, 
и гениев, чей век ещё не прожит, - 
в святые книги впишет:  суета 
всё, что здесь вижу, и меня тревожит ...

Ученик:

Вот Яр в крови, и выстрелы гремят. 
И кто убит, уже как дух суровый. 
А кто стреляет – бесконечно рад! 
Смеётся дьявол от огня багровый. 
Творца он обманул 
и в этот жуткий раз. 
С ним палачи, 
как преисподней змеи. 
И лишь за то казнят -
без всякой правды нас, -
что, как у них, в нас кровь, 
но мы – евреи …[3]

Ведущий:

Такие «Бабьи Яры были практически в каждой из оккупированных нацистами областей. Самая  известная на территории России в Ростове-на-Дону. Здесь в Змиевской балке было расстреляно около 35 000 евреев.

По такой же схеме происходило уничтожение евреев в больших  и малых городах и  местечках. [5; 46].

В январе  1942 года в пригороде Берлина Вензее был вынесен смертный приговор всему еврейскому Населению Европы. [5; 17].(слайд 23)

Ведущий:

– 20 марта 1942 года – в лагере Освенцима на юго-западе оккупированной Польши  начали работать газовые камеры. Согласно подсчётам проведённым Данутой Чех и Франтишек Пайпером , в Освенцим были депортированы 1,3 миллиона человек, из них 1,1 миллиона составляли евреи. Всего погибло 1,1 миллиона заключённых, в том числе свыше 1 миллиона евреев, 75 тысяч поляков, свыше 20 тысяч цыган, свыше 10 тысяч советских военнопленных. Но для 200 тысяч заключённых, выживших в Освенциме, мучения не закончились. Тысячи умерли от истощения и  во время перевозки в открытых угольных вагонах. [6; 444]. 

Ведущий:

В мае –июле 1943 года  в Майданек  доставили тысячи евреев из Варшавского гетто на казнь. Самое крупномасштабное убийство произошло в Майданеке  3 ноября 1943 года, когда СС расстреляли 18 400 евреев во рвах рядом с крематорием. [6;324]. (слайд24)

Ведущий:

– 19 апреля – началось восстание в Варшавском гетто, затем в течение года восстания прошли в гетто Белостока и лагере Собибор.

– 23 октября 1943 года – нацисты ликвидировали Минское гетто.

– февраль – июль 1944 года – были освобождены гетто Транснистрии и лагерь Майданек.

– 27 января 1945 года – был освобождён лагерь Освенцим.

– 8 мая 1945 года – Германия капитулировала, в октябре начались судебные процессы над военными преступниками.(1) (слайд25)

Учитель:  

Большая половина жертв Холокоста — женщины. Еврейских женщин с маленькими детьми сразу отправляли в газовые камеры, так как они считались бесполезными и создающими много шума, что мешало эффективной работе лагеря. [2]. (слайд 26)

Ученик:

Из дома вышли мы. Бабуля зарыдала, 
глаза мои платком закрыла вдруг: 
свирепых полицаев пьяная орава 
на казнь гнала моих друзей, подруг. 
На площади, со школой нашей рядом, 
обречены они за то лишь умереть, 
что родились евреями, и адом 
жизнь стала вдруг, и вот пришла к нам смерть.

Ученик:
И палачи, себя людьми считая, 
её творили!.. Слышала я плач, 
как будто лебедей кричала стая… 
Но разве дрогнул хоть один палач? 
Уже мы знали:  скоро в гетто наше 
ворвутся, точно волки из лесов, 
вот эти нелюди, и каждый страшен 
своим неистребимым злом…[3].

Учитель:

 Цифры и факты

– 566 тысяч евреев проживало на территории Германии до 1933 года, из них 150 тысяч эмигрировало, 170 тысяч – погибло.

– 350 тысяч венгерских, столько же французских и румынских евреев погибло в ходе войны.

– 3 миллиона  350 тысяч евреев проживало на территории Польши, из них спаслось 350 тысяч.

– 1,2 миллиона человек – таково количество погибших советских евреев.

– 4 миллиона (по другим подсчётам – 2–3 миллиона) человек было убито в лагере смерти Освенцим, «пропускная способность» лагеря была доведена до 20 тысяч человек в день. 870 тысяч человек погибло в лагере Треблинка, 600 тысяч – в лагере Бельжец.

– 200 тысяч человек были убиты и около миллиона пациентов немецких больниц было замучено голодом по программе «Т-4» (программа предусматривала умерщвление инвалидов, людей с умственными заболеваниями, детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны»). (слайд 27, 28)

– 5–15 тысяч человек содержались в лагерях за гомосексуальную активность, около 9 тысяч из них погибло. Заключённые обязаны были носить знак отличия на одежде – розовый треугольник.

– 23 тысячам спасителей еврейского населения присвоено почётное звание «Праведников мира», среди них более 6000 из Польши, 5000 из Голландии и 3000 из Франции. Они с риском для жизни помогали еврейскому населению спастись от уничтожения нацистами.

– 6 миллионов  евреев в общей сложности погибло в ходе геноцида, идентифицировать удалось около 4 миллионов  человек. Это около трети всего еврейского населения мира. [1]. (слайд 29)

Ученик:

Я, как и многие из нас,
живу тогда, как и сейчас.
Я, как и многие сейчас,
живу за них, живу за нас.
Шесть миллионов мертвых глаз
зовут меня – смотри за нас,
Шесть миллионов мертвых рук
зовут меня – «бери, мой друг!
Бери снега, бери цветы,
рисуй прекрасные мечты,
Черты любимые ласкай
и другу руку пожимай.

Ученик:

И ты живи в любви своей –
в шесть миллионов раз сильней.
В шесть миллионов больше сил потрать,
чтоб мир нас не забыл!»
И, принимая эту роль,
не заглушая в сердце боль,
В вечерней мирной тишине
мы загораемся в огне.
Сливаясь с памятью иной,
к печам за страшною стеной
Мы возвращаемся опять,
Чтоб вместе с Ними - умирать…(4)

Учитель:

В память о Холокосте воздвигнуто множество мемориалов, созданы музеи в разных странах мира (Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме, Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне или Центр документации и мемориал в Париже). [1]. (слайд 30)

Учитель:

-Почему теперь мы говорим о терпимости, когда прошло столько времени после Холокоста, когда мир и без этого напряжён и агрессивен, мы говорим о Холокосте?

 А говорим мы потому, что и сейчас тысячи людей гибнут в Украине, Сирии, потому что безумцам этого хочется, и они вершат судьбы  и обрекают на смерть ни в чём неповинных людей. Они возомнили себя вершителями человеческих судеб, неся в себе ненависть к чужим, непохожим. К тем, кто созидает и творит лучшее для жизни.

Холокост – это трагедия всего человечества.

Гитлер хотел уничтожить всех евреев и подчинить себе весь мир. Усан бен Ладан хотел уничтожить весь цивилизованный мир и  оставшихся  держать в страхе. Государство ИГИЛ тоже стремиться к уничтожению неверных и господству над миром. На улицах бьют людей « с лицом кавказкой национальности», на тротуаре фашистская свастика…

Мы не должны молчать, делать вид,что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует - остановись!

Нельзя позволять, чтобы унижали твоё  или  другого человека  достоинство  по расовому или национальному признаку.

Ибо, как сказал первый президент российского Центра «Холокост» М.Я. Гефтер: «Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех». Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой! Вот почему именно сейчас, когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная, обагрённая кровью, нетерпимость, - мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, уничтожившем  6 000 000 людей. Вдумайтесь в эту цифру.

Вглядитесь в того малыша, который тянет ручки к дяде, а дядя в ответ  посылает ему пулю  в голову. (слайд 31)

Вглядитесь в эту женщину, которая умоляет забрать её жизнь, но оставить жизнь её детям. В ответ – сотни тысяч выстрелов в этих детей, ваших ровесников.  Сотни коробок со смертоносным газом, тысячи тонн земли, под которой стонут ещё живые. Это Вы. Это ваши товарищи. Это мамы, тёти , бабушки…( слайд 32)

Уничтожая миллионы людей из-за их  «неподходящей  национальности», нацисты уничтожали  прежде всего себя. Ибо ничто так не разрушает человека, как ненависть. [5; 74].

- Запомните их глаза. Они могли стать великими музыкантами, художниками, физиками … просто хорошими людьми. Кто дал право отнимать жизнь у другого только потому, что он другой расы или  национальности? (слайд 33)

Ученик:

Футбольный мяч летает по поляне.
Летает мяч. Не, что же, надо жить.
А там, совсем недалеко, под нами,
В безмолвии  жутком мой народ лежит.
Сто тысяч черепов в немом оскале,
Взывают к нам уже десятки лет.
Сто тысяч жизней выстрелы прервали.
Сто тысяч душ потребуют ответ.
Я вижу эти призрачные лица.
Здесь все мои, знакомы имена,
Передо мной проходят вереницей,
И стонет, и рыдает тишина.

Ученик:
Здесь мой Давид с кудрями золотыми,
Избитый, окровавленный, немой,
Застывшие глаза моей Рахили,
Здесь Даниил – пророк, Иаков мой.
Здесь Дина – боль и гордость Симеона.
Теперь он защитить ее не мог.
Иуда, Левий и пророк Иона,
Переплелись вокруг девичьих ног.
Здесь Суламита выбраться пыталась
Из-под пластов твердеющей земли.
Земля еще четыре дня «дышала»,
И стоны по окрестностям неслись.
Здесь Иисус, сто тысяч раз распятый –
Безмолвный, не замечен палачом,
С народом Божьим на штыки поднятый,
И крест Его, растоптанный на нем.
…………

Ученик:
Мальчишки на поляне мяч гоняют.
Они не видят этих мертвых глаз.
Они сегодня нас не замечают,
Сегодня им – пока что – не до нас.
Кто среди них тот будущий охотник,
Что нас погонит с северной земли?
Пока мы здесь. Мы живы. И сегодня
Мы в Бабий Яр тюльпаны принесли…(4)

Учитель: Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно. На этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о холокосте - путь к толетарности

"Помнить... и никогда не забывать!"...

Память о холокосте - путь к толетарности

"Помнить... и никогда не забывать!"...

Память о Холокосте - путь к толерантности

Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР...

Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...

Сценарий внеклассного занятия «Память о Холокосте. Путь к толерантности»

Сценарий внеклассного занятия  «Память о Холокосте.Путь к толерантности»...

Память о Холокосте – путь к толерантности

Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) - наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их...

Классный час «Память жертвам Холокоста и освобождение лагеря смерти Аушвиц(Освенцим) силами Красной армии.» 1- 4 классы по региону Республика Крым

Тема:«Память жертвам Холокоста и освобождение лагеря смерти Аушвиц(Освенцим) силами Красной армии.»В этом конспекте я указывала большинство данных о Республике Крым. Много использованных т...