Статья
статья

Павлова Марина Васильевна

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках  в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon texnologia_problemnogo_dialoga.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках  в начальной школе

   Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Сложное прилагательное «проблемно-диалогическое» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

   Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

    Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику  работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

   Подводящий диалог представляет собой системы посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию»  прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

   Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредствами диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытия» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками.

Этапы поблемно-диалогического урока  окружающего мира изучения нового материала:

  1. Создание проблемной ситуации.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие: проговаривают и осознают его.

  1. Формулирование проблемы.

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), выбирая из разных вариантов.

  1. Выдвижение гипотез.

Предлагают свои версии ( с одобрением принимается любая – даже абсурдная).

  1. Актуализация знаний.

Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.

  1. Планирование деятельности.

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

  1. Открытие нового знания.

Выполняя задания учителя, открывают новые знания.

  1. Применение нового знания.
  2. Итог урока.

1.Технология  проблемного  обучения: приемы, этапы, стратегии….

           Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. Существенной характеристикой проблемного обучения является исследовательская деятельность учащихся, проявляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических действий.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Под проблемной ситуацией понимается  состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

В основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения лежат следующие признаки: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

 

Положение учителя при проблемном обучении.

          Мастерство учителя проявляется больше всего  в  организации  проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается  руководителем  учебного  процесса, но выходит из не всегда  благодарной  роли  человека  сообщающего  знания  в традиционной  школе,  и  становится  тем,  кто  будит,  развивает,  наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения. Учитель должен владеть  как  объяснительным,  так  и  исследовательскими методами обучения. Выступая  в  роли  организатора  обучения  на  проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и  партнер,  чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В  процессе  подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуации с которыми сталкиваются  учащиеся и уметь ставить перед классом реальные  учебные  задачи  в  понятной  для детей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования  различных аспектов  проблемы  помогать  отдельным  учащимся  и   группам,   избегая директивных приемов

3.  Стараться  увлечь  учащихся   проблемой   и   процессом   ее   глубокого исследования,  стимулировать  творческое  мышление   при   помощи   умело поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к  ошибкам  учеников,  допускаемых  или  в  попытках  найти собственное решение, предлагая свою помощь или адресовать к  нужным источникам информации только  в  тех  случаях,  когда  учащийся  начинает чувствовать безнадежность своего поиска.  

Основные этапы технологии проблемного обучения:

1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

Учитель подводит  школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

2.Поиск решения проблемы: (через диалог; выдвижение гипотез)

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение  контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера: (поставь проблемный вопрос; выдвини гипотезу; докажи)

Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:

Проблемная ситуация.

Формулировка проблемы.

Выдвижение гипотез.

Доказательство или опровержение гипотез.

Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).

Воспроизведение нового материала (выражение решения).

По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е.Л. Мельникова выделила 2 типа проблемных ситуаций:

С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же  задания).

С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым  ребята не могут справиться).

       Способы создания проблемной ситуации (по Махмутову М.И.).

  • При   столкновении   учащихся      с   жизненными   явлениями,   фактами, требующими теоретического объяснения (проблемная ситуация возникает, когда   учитель    преднамеренно   сталкивает   жизненные   представления учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает опыта, знаний)    
  • При организации практической работы учащихся.
  • При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению.  
  • При исследовательских заданиях.

I. Приемы создания проблемной ситуации.

1.Непреднамеренный - ошибка ученика.

2.Преднамеренный - проблемный вопрос «Можно ли...»; ложное умозаключение - учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»; аналогии,  использование противоречивых сведений.

Вопросы для осознания противоречия:

Что удивило вас? Что интересного заметили?

Сколько же разных мнений в классе?

Что вы сначала думали? Что вы предполагали?

Что получилось на самом деле?

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили? Задание  выполнено?

II) Формулировка учебной проблемы:

Проблема может быть озвучена, как: тема урока  или вопрос, ответом на который и будет новое знание.  

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:

Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые шаг за шагом приводят его к осознанию проблемы  («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).

III) При выдвижении гипотез.

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

Давайте предположим...

В какой последовательности будете решать проблему...

Выскажите свою точку зрения

Какие есть догадки, предположения.

IV) При доказательстве или опровержении гипотез.

Приемы:

  • Наблюдение и анализ.
  • Сравнение, выделение общих признаков.
  • Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).
  • Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез,  их доказательств и опровержения  у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как: умение ставить цель; находить и формулировать противоречия; выдвигать и обосновывать гипотезы; спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями     других; оставлять план решения или выполнения задания; проверять и оценивать свои действия.

V) Проверка правильности решений.

Приёмы:

1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом  действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

VI)   Воспроизведение знаний.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

на формулирование (темы, вопросов по теме);

опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

                    Приемы создания проблемной ситуации

«Классические»  

«Сокращенные»  

«Мотивирующие»

1.Проблемная ситуация

«с удивлением»

2.Проблемная ситуация «с затруднением»

1.Побуждающий диалог

от проблемной ситуации

2.Подводящий

к проблеме диалог. 3.Подводящий от проблемы диалог.

1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятныхявлений

3.Сообщение темы урока с использованием  приема «актуализация».

                     

 Основные методы проблемного обучения.

Можно говорить о  шести  дидактических  способах  организации  процесса проблемного обучения.

Метод монологического изложения.

          Учитель  сообщает  факты  в  определенной  последовательности,  дает  имнеобходимые  пояснение,  демонстрирует  опыты  с  целью  их   подтверждения. Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания  учащихся, заинтересовать их.   Роль  ученика  при  использовании  данного  метода  довольно  пассивна, необходимый    для    работы    этим    методом    уровень    познавательной самостоятельности невысок.       Этот  метод  преподавания позволяет  достичь  лишь  одной  цели  –  пополнить  запас  знаний  учащихся дополнительными фактами.

Рассуждающий метод обучения.

     Если учитель ставит цель показать  образец  исследования  постановки  и целостной проблемы, то он использует рассуждающий  метод.   Выбрав рассуждающий метод  обучения,  учитель  в  процессе  организации процесса усвоения пользуется объяснительным методом  преподавания,  сущность которого заключается в том,  что  он  «включает  сообщение  учителем  фактовданной науки, их описание и объяснение, то есть  раскрывает  сущности  новыхпонятий с помощью слова, наглядности и практических действий».

Эвристический метод изложения.

 Суть эвристического метода состоит в том, что открытие  нового  закона, правила и т.п. совершается  не  учителем  при  участии  учащихся,  а  самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Исследовательский метод.

Понятие исследовательского метода наиболее  полно  раскрыл  И.Я.Лернер, который  к  исследовательскому  методу  отнес  метод,  организующий  процесс усвоения «решением проблем и проблемных  задач.  Сущность  его  в  том,  что учитель  конструирует  методическую  систему  проблем  и  проблемных  задач, адаптирует  ее  к  конкретной  ситуации   учебного   процесса,   предъявляет учащимся, тем самым управляя их учебной  деятельностью,  а  учащиеся,  решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне  умственной  деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески  усваивают  иметоды познавания».  

                          Метод программированных заданий.

                           Метод программированных заданий представляет собой постановку  учителем системы   программированных   заданий.    Уровень    эффективности    учения определяется наличием проблемных  ситуаций  и  возможностью  самостоятельной постановки  и  решения   проблем.   Применение   программированных   заданий заключается в следующем: каждое  задание  состоит  из  отдельных  элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала,  сформулированного  ввиде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий,  либо  в  виде упражнений.

Диалогический метод изложения.

          Если  учитель  ставит  перед  собой   задачу   привлечь   учащихся   к непосредственному участию в реализации  способа  решения  проблемы  с  целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к  уже известному в новом материале, он, используя  то  же  построение  содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы  на  которые  дают учащиеся. Использование  диалогического  метода  обучения   обеспечивает   более высокий уровень познавательной активности учащихся в процессе познания,  таккак они уже непосредственно привлекаются к участию в  решении  проблемы  поджестоким управляющим воздействием преподавателя.

                     Авторы разработчики УМК «Школа 2100» выделяют в системе проблемного обучения диалогический метод  как самостоятельную  технологию  проблемного диалога, т.к. использование данного приема способствует развитию  и формированию всех  УУД младших школьников.

Педагогические эффекты применения технологии проблемного диалогового  обучения

Предметные образовательные результаты проблемного  обучения  – качественные знания. Их приобретение достигается за   счёт использования  центральных компонентов технологии: методы постановки   проблемы    обеспечивают   познавательную  мотивацию, методы   поиска решения   –   подлинное   понимание   материала,     продуктивные      задания - осознанное     воспроизведение.    

Метапредметные образовательные    результаты   проблемного     диалога   –  универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В  становлениепознавательных действий    каждый    компонент     технологии   вносит   свой  вклад.   Побуждающий     диалог   развивает   творческие умения     осознавать   противоречие     и формулировать   проблему,   выдвигать и  проверять    гипотезы.   Подводящий диалог    формирует     логические    умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное     использование     опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные учебныедействия осваиваются     преимущественно за  счёт варьирования      форм    обучения.    Поскольку     проблемно-диалогические методы   и   продуктивные   задания   позволяют работать и в парах, и в группах,    школьники      учатся    слушать другого,    договариваться,     распределять роли.

Регулятивные    учебные   действия   формируются   благодаря   центральным   компонентам    технологии.     Методы    постановки проблемы развивают целеполагание,   поскольку    проблема    –  это  и есть цель урока открытия нового материала.    Методы     поиска    решения учат   планированию   и   контролю,   потому    что  учебное   открытие    можно спланировать,      а  открытое     знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные     учебные  результаты   проблемного   диалога   –   становление   характера, мотивов, ценностей. Позиция активного    деятеля,   а  не  созерцателя воспитывает   такие   черты   характера, как   инициативность,     смелость,   трудолюбие. Роль  творца,  а    не   исполнителя   усиливает  познавательную мотивацию   учения,  ценность   творческой   деятельности,       отношения сотрудничества,  а     не     подчинения, формируют  доброжелательность и уважение к людям.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...